8 мин.

Обещанные лирические отступления

У меня есть еще два лирических отступления. Это будет два разных поста, но они будут объединены идейно, потому что у этих двух персонажей много общего. Это две мои любимые теннисистки, обе из Сербии, период их расцвета пришелся примерно на одно и то же время, сейчас обе переживают серьезный кризис, у обеих, мне кажется, есть хороший шанс на возвращение и в обоих случаях получить и использовать этот шанс будет зависеть от них самих. Иванович и Янкович.

Я хочу предложить свою версию того, что с ними произошло и до сих пор происходит, поэтому сначала напишу немного о том времени, которое принято считать периодом их расцвета, – чтобы обозначить, с какого момента начать отсчет неприятностям.

Янкович выстрелила первой, на US Open-2006, начало Иванович я веду с Берлина-2007, где она в упорнейшем финальном поединке обыграла Кузнецову на тай-брейке третьего сета. Иванович вышла на пик немного раньше, а пик у нее это, несомненно, прошлогодний Ролан Гаррос. А если конкретней, то день финала, там было два в одном – и победа в турнире, и первое место в рейтинге. У Янкович пик больше похож на плато, он размыт по времени, можно сказать, что это небольшой период в концовке прошлого сезона. По результатам на ТБШ у нее был прорыв на US Open-2008, где она впервые вышла в финал. В отношении рейтинга ее кульминация это самый конец года – она стала первой по итогам сезона. Забавно, что свою лучшую игру обе показывали не тогда, когда добились этих лучших карьерных результатов. Иванович мне лично больше всего нравилась летом 2007 года, и ее лучший матч, который я видела, это полуфинал с Янкович в Лос-Анджелесе. Янкович, и это не только мне так кажется, лучшую игру показывала, когда в 2008-м выиграла подряд в Пекине, Штутгарте и Москве. Насчет лучшего матча затрудняюсь. Я у нее видела много очень хороших, но какой-то конкретно один не запомнился. И вообще, мне кажется, что самые ее лучшие, самые интересные матчи я видела до того, как она стала показывать свою лучшую игру.

С этого времени и начну. Будут автоцитаты. Я много писала и про ту, и про другую, сейчас подходящий случай собрать все в одно лукошко. Чтобы сэкономить бумагу и просто не утруждать себя написанием через каждые два слова «мне кажется» и «по моему мнению», напишу тут сразу:

ИМХО.

Иванович

Чуть больше года назад Ивановна была первой ракеткой мира, а теперь она 11-я. Как обычно в таких случаях, частично бывают виноваты обстоятельства, частично сами теннисистки, но начинается обычно именно с обстоятельства.

Весна-2008 с ее событиями повысила тонус Ивановны до критической отметки. Неожиданно ушла Жюстин, и Ана, которая еще вначале сезона закидывала удочку насчет №1, вдруг увидела самые что ни на есть реальные перспективы и рванула с места в карьер, благо момент для этого был самый подходящий. Во-первых, на грунте Иванович смотрелась лучше всех после ухода Жюстин, а сестры, как известно, именно в этот календарный отрезок раздают форы. Во-вторых, Ролан Гаррос буквально через две недели, а Анушка как раз №2. Все складывалось в ее пользу, надо было только поднапрячься, чтоб убить сразу двух зайцев. Она из тех, кто понимает – если не сейчас, то, может быть, никогда – и она напряглась. Напряглась так, что потом ка-а-ак расслабилась. Но тогда об этом никто не думал, поэтому Уимблдон-2008 был записан в амбулаторную карту как побочный эффект.

Все бы ничего, если бы Ивановна вовремя спохватилась. Спохватиться сразу ей не дало новое обстоятельство – травма. Впрочем, травма, не помню уже какая, была не очень серьезная, а дальше она виновата сама. Хотя смотря как интерпретировать слово «виновата».

«Виновата ли я, виновата ли я, виновата ли я, что люблю?». Вердаско. Осенью у них была любовь, и Ана даже себя обесчестила, назвавшись с ним идеальною парой. Впрочем, Иванович слишком амбициозная девушка, чтобы настолько потерять голову, а кроме того я оцениваю ее как способную совмещать приятное с полезным. Просто поверх «обстоятельства Вердаско» легла еще парочка обстоятельств, вернее даже не обстоятельств, а просто некоторые, до тех пор скрытые черты характера, дали о себе знать, и в этом – в том, что она такая, а не другая – ее тоже, согласитесь, сложно винить.

Первая черта, особенность Иванович в том, что чтобы выигрывать матчи, турниры, нужен соревновательный элемент, конкуренция, драйв, иначе ей становится скучно и не айде. Вильямсы в принципе не способны зажечь в ней огонь, вне зависимости от качества их выступлений – они так далеко впереди, что без шансов добраться. Вильямсы нужны для того, чтобы обыграть их для очистки совести по паре раз каждую перед отправкой на пенсию, желательно на Больших шлемах, но ни о какой конкуренции тут речи не идет. Конкуренция – это когда все примерно одинаковы, осталось только выяснить кто лучше. Это должны быть теннисистки одного поколения, примерно с равными возможностями и равными амбициями, а ее поколение это 85-87, по старшинству – Янкович, Кузнецова, Сафина, Шарапова.

В конце лета прошлого года Ивановне стало скучно. Думаю, что Кузнецову и Сафину Иванович не очень-то принимает всерьез, а тогда тем более не принимала. Ну не то чтобы совсем не принимала, она знала им цену, знала, что может проиграть, но к тому моменту с Кузнецовой она вела 5:1, с Сафиной 3:1 и выиграла у них все самые важные матчи. Самые принципиальные соперницы для нее это Шарапова, которая у нее вроде ролевой модели и образца для подражания, и Янкович, с которой она хоть и вела к тому времени 6:1 и тоже выиграла у нее самые важные матчи, но которая соотечественница, их на всю Сербию всего две и понятно, что надо быть первой. У них роман в романе. И что же. Шарапова стремно проиграла на Уимблдоне, потом отовсюду снялась и вообще скрылась за горизонтом. Янкович еще какое-то время была на плаву, даже обыграла Ивановну на итоговом, но так и не добилась того, чего хотела бы, но не добилась сама Иванович – Янкович тоже оказалась не в состоянии дать Ивановне почувствовать нерв игры.

Ивановне и сейчас продолжает быть скучно, просто это не так заметно, потому что вместе с началом сезона к ней пришло много других проблем. Новый сезон это всегда повод начать все сначала, но у Ивановны не получилось. Может быть, виноват опять Вердаско. Мерзавец бросает ее прямо в Австралии, Иванович – плохо, Вердаско – хорошо, прямо по методу Штепанека. Настроение у нее было явно не из лучших. А тут еще Шарапова не приехала, никакого вдохновения, надо себя заставлять, и тут вскрылась ее вторая особенность, вернее как бы продолжение первой – играть из-под палки у нее получается плохо. Цитата:

«Иванович. Принцесса на горошине. Она мало знакома со словом НАДО, во всяком случае они точно не на короткой ноге. Ее вселенная вращается вокруг другой оси. Эта девушка создана для того, чтобы получать удовольствие. Если бы была такая должность «получатель удовольствия» Ивановну бы взяли вне конкурса. Прежде всего, удовольствие от самой себя — от себя в этом мире, в этой игре. Эстетическое удовольствие. Она и играет как будто позирует. Уверена, в финале Ролан Гарроса Анушка представляла, как хорошо будет смотреться с этим кубком, а вокруг будут виться разноцветные гирлянды бабочек, наподобие как в мультиках Диснея, и напевать в сто голосов прекрасный праздничный мотив:

А-а-а-на — победительница Ролан Гарро-о-оса!

А-а-а-на — первая ракетка ми-и-ира!

Да что там!

А-а-а-на — самая красивая девочка на све-е-ете!

А-а-а-на — самая умная девочка на све-е-ете!

Да что там! Короче!

Ана про-о-осто лу-у-учше все-е-ех!!!

Теперь надо ждать, когда Ивановну вновь посетит вдохновение. Но вдохновение к ней придет, только если ей ничто не будет мешать наслаждаться. Она бы и боролась с собой, но не умеет — получается съедобно, но не очень вкусно». («Есть такое слово надо», 8 августа 2008).

Впрочем, думаю, что заставлять себя играть в начале этого сезона было уже поздновато. Цитата:

«Победа на турнире Большого шлема это как ни крути большое достижение, а это очень расслабляет. Создается иллюзия, что все хорошо. Очень многие теннисистки горят на этом и останавливаются в своем развитии или даже начинают регрессировать. Многие не понимают, что успех нельзя далеко отпускать. Конечно, речь не идет о том, чтобы все время выигрывать. На это была способна, наверное, только Жюстин. Допустимо сделать шаг назад, но за этим нужно заставить себя сделать два шага вперед, чтобы можно было сохранить положительную динамику. Иначе один раз проиграешь, второй проиграешь, потом появляется чувство неуверенности, потом разваливается игра и в итоге все начинают говорить «а как все хорошо начиналось». Посмотрите на Иванович, которая продолжает делать хорошую мину при плохой игре, но между тем становится все меньше похожа на прежнюю волшебницу и все больше напоминает деревянного Буратино» («Я люблю Динару!», 10 мая, 2009).

Никогда бы раньше не подумала, что прозвище, придуманное для Роддика, когда-то можно будет применить к Иванович, про которую я два года назад писала следующее. Цитата:

«Иванович — это просто бурный поток Жизни. На мой взгляд, никто в женском туре так органично не смотрится на корте как Иванович. Если про кого-то и говорить «у него ракетка — это продолжение руки», так именно про нее. Даже когда она, например, бьет в сетку, это выглядит настолько натурально, совсем не так, как будто этот удар надо доработать, больше времени уделять тренировкам, а просто как будто человек выронил из рук стакан. Ну вот есть у человека руки, это части тела, они от рождения, поэтому все люди с ними, то есть с руками, довольно неплохо управляются, но даже самый ловкий из ловких хоть раз в жизни ронял стакан». Бурного потока жизни уж нет и в помине. Смотрится как будто у нее перегорел канал, который отвечает за передачу нервных импульсов. Настолько тяжела и неповоротлива.

Вопрос как обычно – «что делать?» деревянному Буратине. Зависит от того, насколько Ивановна отдает себе отчет в том, что происходит. Судя по тому, что кризис затянулся, – не отдает. Вообще, раньше мне казалось, что она умнее. Эти ее масляные интервью и пресс-конференции, ни одного живого слова, сплошные пафос и банальщина. Вот Машу Шарапову спросили, играет ли в теннис ее бабушка, Маша ответила – «Бабушка готовит кушать дедушке». Сразу видно – наш человек. А Ивановна поди ответила бы «нет, моя бабушка не играет в теннис». Бееее. Конечно, это может свидетельствовать о богатом, но скрытом от посторонних глаз внутреннем мире, но я склонна видеть в этом проявление подросткового комплекса «хочу, чтобы меня все любили». Однако все это лирика. Думаю, у Ивановны еще будет шанс себя проявить. Даже если другие ей помогут. В конце концов, Шарапова, может, по-настоящему вернется. Кузнецова, может, продолжит в том же духе. Сафина, может, наконец-то перестанет буксовать и выйдет на новый уровень. Ну и Янкович – ей, может, даже достаточно просто вернуться к истокам.