10 мин.

Почему Уильямс не могла проиграть Олимпиаду

Адресно про Серену я не писала давно, повода не было. Теперь есть.

Я оставила Серену во второй части «Кота в сапоге» (если что – часть первая). Впрочем, я еще немного писала про нее перед прошлогодним Уимблдоном, но теперь самое время подбить баланс.

То, ради чего Серена возвращалась после болезни, свершилось. Он выиграла Уимблдон, она вернулась. Судя по тому, что путь был длиною в год, она не сразу вернулась морально готовой. Наверное, некоторые свои уроки она могла извлечь только на корте, поэтому получила возможность соревноваться снова. Например, урок US Open. Пережив весь этот кошмар с сапогом и эмболией, Серена спустя два года вернулась на US Open и наступила на те же грабли, опять поругалась с судьей. Впрочем, прогресс был налицо. В 2009-м было «я затолкаю мяч тебе в глотку» – в 2011-м стало «вы внутренне непривлекательны». К моей большой радости Серена все-таки начала работу над собой в контексте этой ситуации (жаль, что не вовремя – не было бы ни сапога, ни эмболии – но лучше поздно, чем никогда), и плоды этой работы даже просочились в прессу: «цель на US Open – не ввязываться в споры, чтобы меня не понесло, как в предыдущие два раза». Желаю ей удачи. Это была присказка, а теперь сказка.

Что меня больше всего волнует в этой истории с Олимпиадой, так это то, что Серена добилась большего. Большего, чем сама хотела. Она хотела мэйджор – подвернулся Уимблдон. Но вместе с Уимблдоном подвернулся еще и «бонус». Хотя Серена врушка еще та, я ей верю, когда она говорит, что парного золота с сестрой ей было достаточно – медали-то в одиночке и в паре одинаковые. Наверное, она не отказалась бы и от одиночного золота, но то, что оно не стояло в списке ее приоритетов, тут я готова ей поверить. И если она и ездила в Харьков, то ради того, чтоб составить сестре компанию как в Харькове, так и собственно на Олимпиаде.

О том, что она не лелеяла мысль об Олимпиаде, говорит, мне кажется, и тот факт, что между Лондоном и Лондоном она смоталась домой, ну и защитить титул в Стэнфорде. Думаю, ближе к делу ее еще взбодрил крепчавший все более патриотический пафос Шараповой. То, что Шарапова уже выиграла (РГ) – надо объявить фигней. То, что Шарапова только хочет выиграть (Олимпиада) – надо постараться забрать себе, предварительно объявив фигней на всякий пожарный случай.

И еще она добилась большего, чем от нее ожидали. Ну да, перед финалом с Радванской и перед финалом с Шараповой все, конечно, были уже почти уверены в ее победе, ну или даже без почти, но вспомните, что было еще два месяца назад. Когда Серена сыграла этот матч-кошмар на Ролан Гарросе против Раззано. После этого матча вы бы поверили, если бы вам сказали, что Серена выиграет, и не только Уимблдон, но потом еще и Стэнфорд, и Олимпиаду, а Олимпиаду отыграет даже лучше, чем Уимблдон, на каком-то вообще космическом уровне? Мне кажется, и сама Серена не ожидала, что выступит так хорошо. После финала она не стала обгладывать кости уже съеденной Шараповой, а как будто даже извиняясь отметила, что Мария делала все правильно, просто она показала лучший теннис в своей жизни и сама от себя такого не ожидала. Вам это не кажется похожим на какое-то обещание? Ей 30 лет, она была при смерти, ее колбасило целый год и все такое, но не похоже, что она выиграла из последних сил, не похоже на лебединую песню. Скорее, похоже на начало новой главы.

Новая глава

Мне уже давно хотелось придумать для Серены глобальную концепцию, на основе которой можно было бы не только интерпретировать ее прошлые и текущие достижения, но и проектировать ее карьерное будущее, и я ее, кажется, придумала.

В борьбе за звание величайшей в истории Серена пока еще проигрывает. Вот Роджер, мне кажется, уже утвердился величайшим, хотя ему так и не покорился календарный шлем. Общая масса его достижений и рекордов настолько велика, что сомнений не возникает. Тем более что Лейвер с его календарным шлемом был так давно, что кажется, что уже и неправда, и воевать за звание величайшего Роджеру приходилось с носителями других, более современных рекордов, Коннорсом, Сампрасом, и Роджер их всех побил. А у Серены не так. Штеффи выигрывала свой Золотой Шлем не так давно, как Лейвер; по количеству титулов Большого шлема и недель на первой строчке Серене до Штеффи как до Луны; она даже по количеству Уимблдонов Навратилову и Граф не догнала, сейчас она догнала только свою собственную сестру. И когда я обдумывала все это, мне в голову пришел вопрос – а какой же есть способ устроить так, чтобы Серена приблизилась к легендам? Ответ пришел очень быстро – ей надо поиграть еще лет десять.

Как вы уже, наверное, знаете, мне очень близка идея спортивного долголетия. И судя по всему, тема эта становится все более актуальной. С каждым годом растет количество возрастных рекордов, когда люди выходят на пик своей карьеры в предпенсионном, по нынешним меркам, возрасте. Посмотрите на Феррера, Фиша, Изнера, Бейкера, Скьявоне, Ли На, Стосур…То и дело вижу у нас в новостях, что впервые за столько-то лет в полуфиналах, допустим, сыграют люди старше, допустим, 28. Федерер собирается играть в Рио. Вчера на Олимпиаде где-то в легкой атлетике выиграл чувак, который был претендентом на золото еще в Сиднее в 2000 году.

Мне одно время казалось, что увеличение мощи и скоростей в современном теннисе должны привести к более быстрой изнашиваемости организмов и люди должны начать заканчивать карьеры, ломаться раньше. Но этого не происходит. Видимо потому, что чтобы выдерживать конкуренцию, теннисистам приходится совершенствовать методы подготовки, в результате тела становятся более тренированными, более выносливыми и способными жить профессиональной жизнью дольше. Да, молодым приходится дольше ждать, прежде чем выйти на свой лучший уровень, и они не так активно прессуют старичков, но старички-то продолжают жить своей жизнью, сами не ломаются несмотря на возраст. Тут главное чтоб не травмы, но и от них можно себя уберечь. Если у человека правильное мышление, травмы его не будут беспокоить. Они, конечно, будут, потому что людей с идеальным мышлением не существует, идеальный человек это мертвец, но травмы будут появляться реже и позже, диагностироваться быстрей, а восстановление после травм будет проходить прекрасно – травмы будут идти рядом, но не будут ломать основную линию карьеры. Роджер почти обходится без травм, за всю карьеру он не пропустил ни одного Большого шлема. Надаля подвели колени в 2009-м, но крест на его карьере это не поставило, как многие ожидали, более того, в 2010 году он сыграл свой второй лучший сезон. В этот раз он снялся с Олимпиады, но золотая медаль у него уже есть – без карьерных потерь опять же.

В связи с этой темой мне очень понравились слова Винус – «Нам промывают мозг, что к 30-ти карьеру нужно завершать, но это не так. Именно к этому возрасту ты наконец понимаешь игру и все нюансы, знаешь, что нужно делать». Золотые слова.

При таком раскладе и у Ивановны есть шанс поумнеть к 36-ти. Я в Винус, чтоб вы знали, сомневаюсь не из-за ее возраста, а из-за ее вроде как неизлечимой болезни, а про возраст она все правильно говорит. Раньше я грешным делом хотела, чтоб сестры побыстрей свалили, а теперь не хочу. Во-первых, я таки хочу, чтоб они продолжали держать в страхе всех кто помоложе, ибо нефиг расслабляться, да и их присутствие всегда добавит ценности любому титулу. Во-вторых, именно потому, что тема долголетия стала мне очень близка. Представьте только как это здорово будет…

Вот, например, Ким ушла в свое время из-за травм и возвращаться не собиралась, а то что она вернулась расценивалось почти как чудо. А представьте если бы это было вовсе не чудо. Девушка наигралась в первой части своей карьеры, потом собрала пресс-конференцию и говорит – я решила отдохнуть, выйти замуж, родить детей, если бог даст, лет через пять вернусь. И ее ждут. И она возвращается. Прикиньте. Как будет здорово, если на корте смогут встречаться не два-три поколения, а пять-шесть. Пусть даже половина тура будет играть несколько турниров в году, зато представьте какой будет ажиотаж на Больших шлемах, их ценность и без того заоблачная вырастет еще больше. Люди смогут играть в среднем не на одной-двух, а не трех-четырех Олимпиадах.

И мне кажется, что именно Серенита призвана богом, чтоб эту идею в массы толкать. Она идеальный персонаж для того, чтобы расширить нам сознание именно в этом месте. Во-первых, ее невероятные физические данные. Во-вторых, ее способность к регенерации, как физической, так и психологической. В-третьих, эта ее неутолимая жажда побед – даже побывав при смерти она ничуть не изменилась в этом смысле, даже в реанимации ее главной целью, наверное, было вернуться и выиграть Уимблдон. Эта жажда настолько неутолима, что она, девушка в самом расцвете сил, задвинула к черту всю личную жизнь, чтоб сосредоточиться на завоевании кубков. Главное, чтоб она сама все не испортила. Как говорят знающие люди – каждый человек имеет священное право просрать свою миссию.

Серена вроде бы выпутывается из истории с US Open, но точным свидетельством, конечно, будет момент ее тамошнего триумфа. Однако она девушка такая, что может вляпаться в очередную историю. Вот как, например, этот случай с бандитским танцем. Я вообще не вижу тут ничего плохого. Ну и что, что этот танец придумали бандюки. У любой, даже самой гнусной субкультуры, могут быть свои прекрасные проявления. Вот тут можно посмотреть – это ведь здорово смотрится. Я б тоже так хотела научиться, если честно. И я, как часто мне говорят, тоже скажу – все намного проще. Если Серене нравится этот танец, это не значит, что она разделяет идеологию этой субкультуры и пропагандирует насилие. Ей просто нравится этот танец. Давайте перестанем покупать немецкие пылесосы из-за того, что Германия была родиной Гитлера. Может быть, ей не стоило это делать на глазах у Шараповой, которая в курсе контекста, да и вообще не любит танцы в исполнении победивших соперниц, спросите Петкович. Может, ей не стоило делать это на глазах миллионов телезрителей после финала Олимпиады, чтоб американцам не пришлось нападать на нее первыми, прежде чем на них в лице американки Серены не начало нападать все мировое сообщество. Но вот она такая – сначала делает, потом думает. Это Шарапова, леди Железный занавес, леди «Жажда – ничто, имидж – все», никогда бы себе такого не позволила, а у Серены куда более короткий нейронный путь между центром удовольствия в мозгах и двигательными рецепторами в конечностях. Она не дипломат, не уполномоченный носитель своей культуры, она сама по себе. Думаю, можно простить ее за это. Но американский флаг, который улетел после этого с церемонии награждения даже не попрощавшись, как бы не захотел разделить с Сереной момент ее триумфа, потому что не может простить, и это видится недобрым знаком в преддверии US Open. Если бы она взяла время подумать, а потом ответила бы, как я тут написала, ну хоть примерно – не было бы никаких проблем. Но Серена заявила, что ей насрать на эту критику, а это может быть чревато.

Но я надеюсь, что эта история не получит какого-либо драматического продолжения, и у Серены все будет гладко хоть какое-то время, потому что я хочу увидеть ее старость. Если она поиграет еще лет десять – как раз может сравняться по большинству пунктов со Штеффи Граф. Старые спортсмены не становятся хуже, они становятся другими. Они становятся слабее в том, в чем сильна молодость, но у них появляются свои сильные стороны, новые возможности, которых нет у молодых, это как раз то, о чем говорит Винус. Я хочу больше мудрости, зрелости на корте, поэтому я за старперов и хочу увидеть, как на каком-нибудь Australian Open-2018 у теннисной современности в лице Серены Уильямс появится первая серьезная Седина.