9 мин.

Надаля специально сделали левшой – у них в теннисе преимущество. Правда или миф?

В любом классе, офисе или раздевалке спортивной команды распределение почти одинаковое: один левша на десять человек (10%). Но в топ-100 мужского рейтинга ATP это правило дает сбой: примерно 15% игроков первой сотни стабильно левши. А в топ-10 их сегодня двое – Бен Шелтон и Джек Дрэйпер. 

Левши всегда были в топе теннисной иерархии. Трое из десяти самых титулованных чемпионов турниров «Большого шлема» в профессиональной истории – это леворукие Рафаэль Надаль, Джимми Коннорс и Джон Макинрой. Если брать шире, то еще в любительском теннисе начинал левша Род Лэйвер, выигравший 11 ТБШ и дважды собиравший календарный Большой шлем. 

В парах у мужчин в каждой из четырех команд с наибольшим количеством побед на турнирах «Большого шлема» был один левша. У женщин две из десяти самых титулованных чемпионок ТБШ – Мартина Навратилова и Моника Селеш – тоже левши.

Почему так много?

У мужчин-левшей есть преимущества, с ними играть не любят. У женщин все неоднозначно

Четче и детальнее всех о проблемах в матчах против левшей рассказал бывший тренер Серены Уильямс Патрик Муратоглу. Он выделил четыре фактора:

1. Подача левши во второй квадрат уводит мяч под слабый бэкхенд правши, и это удобно открывает левше корт под следующий удар;

2. Боковое вращение у левшей закручивает мяч в противоположную сторону, из-за чего мяч уходит далеко влево, опять же под бэкхенд правши;

3. На брейк-пойнтах розыгрыш почти всегда начинается с подачи во второй квадрат, то есть на решающих очках у левши появляется преимущество;

4. Большинство игроков практически весь год тренируются и играют с правшами, поэтому непривычные углы и схемы ударов левшей могут выбивать их из ритма.

Интересно, что все эти аргументы должны работать для обоих туров, но в женском аномального количества левшей нет. В топ-10 левшей не было уже два года, с тех пор как Маркета Вондроушова опустилась в рейтинге. 

В топ-100 сейчас 11% леворуких теннисисток, и это вполне вписывается в норму. В целом, по данным за 2010-2018 годы, левшей в топ-100 у женщин было 6-10% (в рамках или меньше биологической нормы), а у мужчин в это же время – 12-18% (стабильно больше биологической нормы). 

ITF проводили специальное исследование леворукости в теннисе для игроков и их тренеров, где выявили возможные причины отсутствия аномалии у женщин. Во-первых, подачи в WTA не обладают таким разрушительным вращением, как в ATP. Женская игра в принципе более плоская. Во-вторых, бэкхенд и форхенд в WTA более сбалансированы, тогда как у большинства мужчин форхенд сильнее. Так, у Арины Соболенко 22,3% виннерсов с форхенда и 17,1% с бэкхенда, а у Карлоса Алькараса 17,3% виннерсов с форхенда против 8,7% с бэкхенда – доминирует форхенд.

Есть левши, которые на самом деле правши. Некоторых переучивали сознательно

На самом деле не все теннисисты играют той рукой, которую используют для большинства повседневных задач. Этому есть биологическое объяснение: будущие профессиональные игроки обычно начинают заниматься теннисом в среднем в 5 лет, а определение ведущей руки, за которое отвечает двигательная кора головного мозга, происходит позже. 

«Как правило, леворукость или праворукость проявляются в возрасте 2-3 лет и развиваются к 5-6 годам. Полная интеграция доминантной руки может произойти только в возрасте 8-9 лет», – отмечает доктор Минидер С. Кочер, профессор Гарвардской медицинской школы.

Надаль пишет правой рукой

При этом некоторых правшей специально учили играть в теннис левой рукой, чтобы у них было преимущество. Самый успешный пример – Рафаэль Надаль. 

Есть даже видео, где он показывает, что не может почистить зубы или написать имя левой рукой. Сам Надаль обтекаемо отвечал на вопрос, как так вышло, но недавно Каспер Рууд со слов Тони Надаля рассказал, что сначала маленький Рафа играл двумя руками с обеих сторон. Потом Тони провел эксперимент и решил: «Слева форхенд получается агрессивнее – пусть играет его слева».

Кэмерон Норри тоже правша в жизни и левша на корте. В детстве Норри колебался между правой и левой руками, и его первый тренер Джулия Сим приняла стратегическое решение: «Мы сделали из него левшу, что дает небольшое преимущество. Мяч немного по-другому крутится. Он летит к соперникам не так, как они ожидают. Поэтому, чтобы играть против левши, требуется некоторая адаптация». 

А экс-первая ракетка мира Анжелик Кербер выбрала левую руку неосознанно. Она занялась теннисом в 3 года, и только позже выяснилось, что во всем остальном она правша: «Я просто взяла ракетку левой рукой. Левой рукой я чувствовала больше, чем правой».

Сегодня среди 14 левшей из топ-100 рейтинга ATP трое – правши, которые играют левой рукой: Корентен Муте, Кэмерон Норри и Джек Дрэйпер. 

У женщин из 11 левшей первой сотни есть одна не совсем левша – Лейла Фернандес. «Я кидаю бейсбольный мяч правой рукой, расписываюсь тоже правой, но сочинения пишу левой. В теннис тоже всегда играла левой», – объясняла канадская теннисистка.

Джек Дрэйпер – большой фанат Надаля и самый высокорейтинговый правша, играющий левой рукой, со времен испанца, хорошо осознает свое преимущество: «Моя главная сильная сторона в том, что я от природы правша. Я всегда был очень уверен в бэкхенде. Поэтому, когда правши бьют мне по диагонали, для меня это тоже отличный удар». 

Многие жалеют, что не начали играть левой

Искусственные правши и амбидекстры, выбравшие правую руку, в обоих турах встречаются не реже. Маргарет Корт, Кен Розуолл, Карлос Мойя, Мария Шарапова, Марион Бартоли, Паула Бадоса, Борна Чорич и многие другие по разным причинам играли недоминантной рукой. 

Легендарные австралийские теннисисты середины прошлого века Маргарет Корт и Кен Розуолл стали правшами из-за особенностей эпохи. В годы их становления во многих странах леворукость в принципе считалась «побочным эффектом эволюции», а левшей переучивали не только в спорте, но и в обычной жизни.

Мария Шарапова во время карьеры иногда перехватывала ракетку в левую руку и выполняла, как она их называла, «удары отчаяния».

У нее вообще все запутано. Еще в 2006-м она говорила, что от природы левша. Но при этом играет в теннис, ест и пишет она правой.

Чемпионка «Уимблдона»-2013, Марион Бартоли подавала правой, но форхенд получался плохо – потому что она его выполняла недоминантной рукой. В результате тренер предложил с обеих сторон бить двумя руками, как Моника Селеш.

Что интересно, некоторые левши позже открыто сожалели, что играют в теннис правой. «У меня все плохо. Я пишу левой рукой, ем левой рукой, чищу зубы левой рукой. Но во все виды спорта играю правой. А было бы здорово левой», – рассказывал Томми Пол. Борна Чорич говорил, что в детстве сильно удивил отца, когда поднял ракетку нерабочей рукой: «Я сделал это правой рукой, к сожалению». Паула Бадоса однажды тоже призналась, что «возможно, добилась бы большего, если бы играла левой».

В других видах спорта левшей тоже больше, чем по биологической норме

По другим видам спорта тоже видно, что леворукость дает определенные преимущества. Например, исходя из данных исследования, опубликованного в журнале Королевского научного общества Великобритании, в настольном теннисе, бадминтоне, боксе, фехтовании на саблях, шпагах и рапирах левшей примерно 20%, в два раза больше биологической нормы. И чем выше рейтинг спортсменов, тем больше концентрация левшей. 

Ученые объясняют это тем, что динамичный спорт, где соперники соревнуются один на один, требует быстрой реакции – именно она от природы хорошо развита у левшей. 

«У левшей доминирует правое полушарие мозга, которое отвечает за зрительно-пространственную, пространственно-временную и зрительно-моторную обработку, точную прицельную деятельность», – отмечают авторы статьи.

Под теорию о том, что у левшей скорость реакции быстрее, чем у правшей, подходит и аномальная статистика «Уимблдона», «Шлема» с самым скоростным покрытием. С 1968 по 2025 год было проведено 108 турниров, 22% выиграли левши: Род Лэйвер, Джимми Коннорс, Джон Макинрой, Горан Иванишевич, Рафаэль Надаль, Энн Джонс, Мартина Навратилова, Петра Квитова и Маркета Вондроушова.

Мало быть левшой

После победы над Беном Шелтоном в Турине в этом году Александр Зверев обратил внимание на новое поколение леворуких топов: «После Рафы был период, когда в топ-10 вообще не было левшей. Сейчас появились Дрэйпер, Шелтон, Эмбер. Лернер Тьен тоже отлично играет». Немец на самом деле хорошо разбирается в левшах: сегодня из всех игроков топ-10 у него самый высокий процент побед против леворуких игроков – 82% при среднем показателе в 70%. Зверев объясняет это тем, что с детства он постоянно тренировался с «самым типичным левшой» – братом Мишей.

В сухом остатке быть левшой в теннисе – скорее дополнительный бонус, который будет работать на руку изначально талантливым игрокам.

Например, у Новака Джоковича очень высокий показатель побед против левшей за карьеру – 77%. Но при этом против одного конкретного левши эта цифра опускается до 52%. Получается, чтобы обыграть Джоковича в половине случаев, недостаточно быть просто левшой, нужно быть Надалем.

Фото: Gettyimages.ru/Valerio Pennicino, Ishika Samant, Zhe Ji, Alex Grimm, Chris Hyde, Graham Denholm