4 мин.

Джокович скоро уйдет из тенниса. Расставание с Марреем подтверждает

Главная новость вторника – Новак Джокович прекратил работу с Энди Марреем. Шотландец с конца прошлого года был тренером величайшего в истории.

Почему у них не получилось?

Когда они только объявили о начале сотрудничества, было много разговоров о том, что Маррей – тактический гений, способный нащупать мелкие детали, при помощи которых Джокович сможет продлить карьеру на элитном уровне. И это, наверное, действительно так. Маррей действительно очень опытный и умный теннисист.

Но куда важнее всегда было то, что он старый товарищ, соперник и друг Джоковича. Маррей был рядом, когда Новак ковал величие. И это очень важно.

Сейчас Джокович оказался в уникальной ситуации. После победы на Олимпиаде он прошел весь теннис. Все крупные титулы? Выиграл. Все рекорды? Поставил. Спортивных задач у Джоковича больше нет. Он может сколько угодно говорить, что хочет еще один «Шлем». И он может действительно его хотеть. Но будет ли это таким же жгучим желанием, как раньше? Конечно, нет.

Джоковичу почти 40 лет. У него двое взрослеющих детей, с которыми ему точно хочется проводить время. Денег ему хватит до конца жизни – и еще внукам останется.

А тут еще и тур изменился. Раньше в нем были не только великие цели, но и великие соперники – Надаль и Федерер. Они ушли. И вообще ушли почти все, с кем Новак провел молодость. Разве что Монфис и Вавринка еще пылят. Но в основном там молодежь, которая, с одной стороны, выросла на Джоковиче, а с другой – уже его не боится.

Джокович и сам говорил, что уход главных соперников немного бьет по мотивации: «Я немного расстроен из-за того, что мои главные соперники уходят из тенниса. Часть меня уходит вместе с ними с точки зрения тенниса. Но я продолжаю искать мотивацию – сейчас у меня новый тренер, один из моих главных соперников, который вдохновляет меня на то, что мы можем добиться больших успехов в нашем виде спорта».

В этой цитате он упомянул Маррея. И кажется, что это и было главной ролью Энди в его команде. Главная ценность Маррея была не в тактическом мышлении, не в спокойствии, не в умении дать правильный совет в нужный момент, не в дотошном подходе к тренировкам.

Нет, он должен был стать якорем. Чем-то знакомым в мире, который полностью изменился. Связью Джоковича с великим прошлым – которая позволит ему преодолевать совершенно очевидные проблемы: травмы, потерю полшага скорости, появление нового поколения конкурентов.

Маррей – это что-то родное из времен, когда Джокович выигрывал четыре «Больших шлема» подряд.

Но в итоге эксперимент провалился. Достижений у Джоковича с Марреем за полгода нет. Наоборот, серб проводит чуть ли не худшее начало сезона в карьере.  

И есть ощущение, что главная причина этого провала – травма, которую Джокович получил на Australian Open. Потому что она сломала всю динамику. До нее настроение у всех было: вау, так классно, Маррей у Джоковича в ложе, а Новак еще и играет потрясно, да еще и с огнем в глазах. А после травмы все изменилось.

Играть Джокович стал не потрясно, с каждого второго турнира он снимается, на пресс-конференциях звучит упаднически. В целом он, наверное, впервые в карьере действительно похож на теннисиста, который близок к уходу из тура. Огня в глазах как будто уже нет.

И я не удивлюсь, если инициатором разрыва стал Маррей – потому что он просто не понимает своей роли в команде и не понимает, какую пользу может принести Новаку. Когда они начинали, была хотя какая-то программа, а сейчас он, наверное, увидел, что и мотивировать друга не получается, и по игре он ничего изменить ничего не может.

А просто кататься со старым приятелем по турнирам? Ну это как-то странно, когда у тебя дома четверо детей.

Поэтому мне кажется, что разрыв с Марреем – очевидный признак того, что скоро мы увидим прощание Джоковича с теннисом. Просто потому, что целей уже не осталось и интерес угас. А возродить его не получилось.

Новак очень долго боролся со временем, героически сопротивлялся, побеждал его. И сейчас время как будто поменяло тактику – оно уже не пытается его сломать, а просто уводит за собой. Как будто время Джоковича просто прошло.

Хотя я не удивлюсь, если Джокович выиграет «Ролан Гаррос» и потом будет собирать «Шлем» за «Шлемом» до 45 лет. Это крайне маловероятно. Но Джокович как будто живет в области маловероятного.

Фото: East News/William WEST / AFP, PETER PARKS / AFP, AP Photo/Manu Fernandez