Циньвэнь Чжэн – королева рекламы. Чем она привлекает?
На прошлой неделе Светлана Кузнецова назвала самой высокооплачиваемой женщиной в теннисе Эмму Радукану. Это не так и никогда так не было – в ежегодных денежных рейтингах Forbes Радукану бывала максимум третьей теннисисткой, а в этом году она пятая.

Из теннисисток, обошедших британку, только одна дебютантка топ-10 и не имеющая элитных титулов уровня WTA («Шлемов», тысячников, итогового) – это 22-летняя олимпийская чемпионка Циньвэнь Чжэн.
За 2024-й китаянка заработала $20,6 млн и уступает только Коко Гауфф и Иге Швентек.

Интересы Чжэн с 2013-го, когда она в 11 лет приехала на сбор во Флориду, представляет агентство IMG, специализирующееся на распознавании и форсировании коммерческого потенциала.
Благодаря ресурсам IMG Чжэн вскоре стала работать с бывшим тренером (другой клиентки агентства) Ли На Карлосом Родригесом, а в 13 лет подписала контракт с Nike. Десять лет спустя у Чжэн по-прежнему нет персональной линии Nike (нет ее, впрочем, и у №1 Арины Соболенко; сейчас она есть только у Наоми Осаки), зато прошлым летом перед стартом Олимпиады в Париже она была единственной теннисисткой, с которой Nike сделали разогревочный ролик – на китайском («Если я не ненавижу быть второй, то как я стану первой?»).

Большие спонсоры пришли к Чжэн еще до победы на Олимпиаде и финала Australian-2024. Уже в 2022-м, по итогам которого Циньвэнь стала новичком сезона WTA, она подписалась с Rolex и компанией Ant Group конгломерата Alibaba, став лицом их продукта Alipay – крупнейшей в мире мобильной платежной системы (заплатили за патч на игровой форме Циньвэнь – бонус среди клиентов Nike довольно редкий и дорогой). До конца года спонсором Чжэн стала также крупнейшая китайская молочная компания Yili.
За 2023-й Чжэн стала лицом спортивного напитка Gatorade, китайского McDonald’s, взяла два первых титула WTA и впервые сыграла в четвертьфинале «Шлема», а по итогам сезона была признана прогрессом года в женском теннисе и первой китаянкой после Ли На вошла в рейтинг самых высокооплачиваемых спортсменок мира Forbes – на 15-м месте (10-м – среди теннисисток) с рекламными заработками на $5,5 млн (в версии Sportico, впрочем, в топ-15 не попала).
Характерно, что на том этапе она уже была очевидно интересна спонсорам, но из блокбастер-контрактов (машины, техника, люкс) у нее были только Rolex (подписывающие перспективных теннисистов практически коврово). Это отвечало канону IMG, когда топовые категории товаров закрываются в рекламном портфолио спортсмена в последнюю очередь – по следам большой победы, драматично поднимающей его или ее гонорар.

Годом этой большой победы стал для Чжэн 2024-й – за финалом Australian Open подтянулись контракты с Lancôme (присоединилась к Швентек) и китайским молочным чаем Chagee (который стремится стать «восточным «Старбаксом» и чья упаковка, как считается, имитирует люксовые бренды). За золотом Олимпиады последовало партнерство со смартфонами Vivo, за финалом итогового – с автомобилями Audi. Как раз эти контракты и подняли Чжэн на четвертое место списка Forbes, откуда она сместила Радукану. Характерно, что, когда речь идет о коммерческой привлекательности теннисистки, победа на Олимпиаде не уступает титулу «Большого шлема», а может, и превосходит его – Игры привлекают внимание людей, которые регулярные сезоны отдельных видов спорта не смотрят, а значит, выводят узнаваемость чемпионов за пределы их обычной аудитории.
Параллельно счет появлений Циньвэнь в журналах пошел, кажется, на десятки – в конце игрового года она говорила, что все межсезонье у нее расписано под съемки, а еще у нее появилась страница на models.com – верный признак высокого медийного профиля (ни у Швентек, ни у Соболенко такой нет).

Наконец, в начале 2025-го Чжэн стала амбассадором модного дома Dior, одного из самых дорогих брендов мира. В этом качестве она, опять же, сменила Радукану, у которой истек и не был продлен контракт, подписанный после победы на US Open в 2021-м (также, по всей видимости, истекли ее соглашения с Porsche и British Airways). Весной у Чжэн начался контракт с наушниками Beats by Dre, работающими также с Осакой, и она побывала приглашенным редактором китайского издания престижного модного журнала W. Уже сейчас можно говорить, что 2025-й станет самым прибыльным в карьере восьмой ракетки мира.

Важно понимать, что рекламные миллионы Чжэн стали возможны именно благодаря ее теннисным перспективам и успехам (в сочетании с сильным представительством) – как и в случае с Радукану и всеми остальными, включая классическую маркетинговую антигероиню Анну Курникову. Статная внешность и принадлежность к богатому рынку, конечно, тоже влияют на размеры контрактов, но узнаваемость спортсменок, которую, собственно, и покупают спонсоры, обеспечивают в первую очередь победы.
Иногда после заключения контракта игрок перестает показывать результаты, и может показаться, что ему переплачивают, – но это нормально. Большинство компаний не располагают безразмерными рекламными бюджетами и стремятся подписывать амбассадоров на подъеме, до того, как они станут топами (= слишком дорогими). Такие инвестиции отбиваются не всегда: игроки иногда сдают или даже вообще не поднимаются на проектные высоты. Поэтому тем более статусными считаются многолетние амбассадорские сотрудничества – как, например, у Марии Шараповой и Рафаэля Надаля с Nike, у Аны Иванович и Роджера Федерера – с Rolex.

Маркетинговая мощь Циньвэнь Чжэн на дистанции еще неизвестна (хотя после ее олимпийского триумфа в Китае разлетелись ее ракетки и кастомная майка). Но уже понятно, что, выиграв элитный теннисный титул, в чемпионской речи она сможет перефразировать знаменитые слова своего кумира Ли На – «спасибо [моему агенту], что делает меня богатой».
«Женский теннис такой сексуальный». Кузнецова у Смолова
Фото: instagram.com/zhengqinwen_tennis
при всем уважении ко всем нациям и народам, когда говорят о женской красоте, китаянки в ассоциациях приходят на ум где-то в конце всего списка