9 мин.

Аманда Анисимова – от «новой Шараповой» и депрессии к главному титулу в карьере

«Моя следующая важная цель – выиграть «Большой шлем». Скоро», – с улыбкой сказала 17-летняя Аманда Анисимова за неделю до старта US Open-2019. На тот момент она была самой молодой теннисисткой топ-25.

Тремя месяцами ранее она сыграла в дебютном шлемовом полуфинале (на «Ролан Гаррос» обыграла действующую чемпионку Халеп и 11-ю ракетку мира Соболенко), после чего ее агент Макс Айзенбад поручил специально обученным людям привести в порядок ее соцсети – чтобы ничто не спугнуло потенциальных спонсоров. Перед домашним «Шлемом», куда Анисимова впервые попала по рейтингу – и сразу в посев, – ее впервые снимали для журнала. Все указывало на то, что Аманда Анисимова – следующая большая теннисная звезда. Но через несколько дней после той съемки в ее жизни и карьере все изменилось.

Начала играть в теннис вслед за старшей сестрой, а оказалась вундеркиндом

Анисимова родилась в Нью-Джерси в 2001 году в семье эмигрантов из России Константина и Ольги. Аманда стала их вторым ребенком – ее сестра Мария на 13 лет старше и начала заниматься теннисом вскоре после того, как семья в 1998-м переехала в США. Мария вспоминала, что они с родителями параллельно учились английскому и теннису: поскольку Анисимовы могли оплатить только одно занятие с тренером в неделю, Ольга и Константин наблюдали за тренировками дочери, чтобы потом воспроизводить их самим. У Ольги, беременной Амандой, схватки начались, когда она на корте занималась с Марией, выступавшей на той неделе на турнире неподалеку от дома.

В следующем году Мария убедила родителей съездить в академию Ника Боллетьери в Брэйдентоне, а еще два года спустя Анисимовы переехали во Флориду, где Мария продолжила тренироваться и в итоге доросла до сборной Университета Пенсильвании. Аманда тем временем буквально росла на кортах и, как это обычно бывает, подражала старшей сестре. Играть Анисимова-младшая начала, когда Ольга организовала теннисную школу для детей из округи – считается, что по настоянию Марии, по своему опыту знавшей, как теннисные успехи могут изолировать и лишить социальной жизни. 

Анисимова, которую вскоре начал тренировать Константин, быстро привлекла внимание USTA. Когда Аманде было семь, тренера женской сборной США Кэти Риналди попросили ее посмотреть. Риналди и еще один специалист дали ей сложную тренировку, после которой Анисимову стошнило – после чего она вернулась на корт тренироваться дальше.

В 2012-м родители привели 10-летнюю Аманду на тренировку Марии Шараповой во время турнира в Майами и велели смотреть не столько на мощь и технику, которые были и у их дочери, сколько на профессионализм и концентрацию (Анисимова вспоминала потом, как ей запомнилась серьезность Шараповой).

Ник Савиано, в итоге ставший личным тренером Аманды, впечатлился, увидев ее 11-летней. В 14 Анисимова провела первый профессиональный матч, а через несколько дней после 16-летия выиграла юниорский US Open (в финале у Коко Гауфф). По итогам сезона-2017 Анисимова вошла во взрослую топ-200, а весной-2018 в Индиан-Уэллс обыграла трех более рейтинговых соперниц, включая девятую ракетку мира Петру Квитову, выигравшую перед этим 14 матчей подряд.

За следующие полтора года, как раз к старту US Open-2019, Анисимова официально взяла первый титул WTA, а неофициально стала очередной «новой Шараповой» – молодой перспективной теннисисткой с привлекательным теннисом и такой же привлекательной внешностью.

За одно лето совершила прорыв и потеряла отца. Поторопилась вернуться и выгорела к 21

На том US Open Анисимова не сыграла, потому что за несколько дней до его начала дома во Флориде скоропостижно скончался Константин, пока вся семья была в Нью-Йорке. Аманда снялась со «Шлема» и вернулась на корт месяц спустя – провела пару турниров в Китае (выиграла один матч). Потом она признавала, что с возвращением поторопилась, но в тот момент она не хотела ни проживать, ни проговаривать свою скорбь, а хотела только снова оказаться на корте и бить по мячу, потому что это было ей близко и понятно.

Следующие 3,5 года Анисимова провела на вполне приличном уровне – только на несколько месяцев выпала из топ-50, взяла второй титул WTA, пять раз побеждала соперниц из топ-10, на Australian Open-2022 обыграла действующую чемпионку Осаку, позднее в том сезоне на «Уимблдоне» дошла до четвертьфинала, прославилась великолепным бэкхендом. За пределами корта она появлялась на одних мероприятиях с Ким Кардашьян, продлила контракт с Nike, про который говорили, что теперь он стоит $100 млн (Айзенбад это не подтвердил, но назвал его «одним из самых дорогих контрактов на форму»), а также стала лицом Gatorade и Therabody.

Но быстрый успех, на который Анисимова рассчитывала в тот день в Нью-Йорке, к ней не пришел – хотя он в это время приходил к другим (Андрееску, Кенин, Радукану, Рыбакина взяли в тот период первые «Шлемы»). Аманда же сменила несколько тренеров и, как оказалось позднее, не могла приноровиться к жизни в туре – напряженной, суетливой, одинокой.

Внутренние трудности Анисимовой вылились наружу еще весной-2022. Тогда перед турниром в Индиан-Уэллс тренировавший ее с начала сезона Даррен Кейхилл сообщил, что уходит из команды ради собственного ментального здоровья (меньше полугода спустя вошел в команду Янника Синнера). Анисимова выиграла первый матч и была близка к победе над Лейлой Фернандес во втором, но во втором сете упустила четыре матчбола и, проиграв его на тай-брейке 0:7, моментально снялась с матча и быстро ушла с корта, несмотря на просьбы судьи на вышке дождаться супервайзера.

Через год в Майами Анисимова отказалась доигрывать матч первого круга при счете 6:7, 2:5, сниматься при котором считается не очень хорошим тоном. Это было пятое поражение Анисимовой в шести последних матчах, и, потерпев еще одно месяц спустя в Мадриде, она ушла в бессрочный отпуск, который объяснила проблемами с ментальным здоровьем и выгоранием.

Не побоялась на время уйти из тенниса – и вернулась сильнее и целостнее

Четыре месяца Анисимова даже не тренировалась – зато путешествовала, проводила время с друзьями, училась, нянчилась с племянниками и рисовала (с тех пор продает свои работы в пользу нескольких благотворительных организаций).

Это позволило ей отдохнуть и перезагрузиться, так что в сентябре она возобновила тренировки с новыми силами и мотивацией. При этом важно понимать, что так логично и гладко это звучит только на словах – на самом деле, чтобы выйти из никогда не останавливающегося колеса теннисной жизни, нужны большая смелость и осознанность; даже пятикратная чемпионка «Шлемов» Ига Швентек в прошлом году отвергла идею «нескольких месяцев отдыха», потому что «если не играешь в туре, потом очень трудно вернуться».

Анисимова вернулась в тур восемь месяцев спустя в начале 2024-го – и выиграла четыре из пяти первых матчей, в том числе у Анастасии Павлюченковой, Людмилы Самсоновой и Паулы Бадосы. Про ощущения на корте она говорила, что играет так же чисто и уверенно, как раньше – только физподготовка просела. В подтверждение своих слов Анисимова до конца сезона выиграла больше половины матчей у более рейтинговых соперниц, в Торонто дебютировала в финале WTA 1000 (проиграла Джессике Пегуле) и сократила рейтинг в десять раз – из конца топ-400 вернулась в топ-40.

Конечно, мы не знаем, действительно ли Анисимовой помог ее отпуск, или произошло что-то еще, или вообще это все новый цвет волос – точно так же, как три года назад мы не знали, что за четвертьфиналом «Уимблдона» скрывалась депрессия. Но мы знаем, что за всю карьеру до перерыва у Анисимовой был ноль финалов на уровне WTA 1000, а сейчас у нее на четырех последних турнирах этой категории один финал и один титул – завоеванный на прошедшей неделе в Дохе. Все шесть матчей в столице Катара Анисимова из-за пределов топ-40 выиграла исключительно у теннисисток топ-40, включая полуфиналистку Australian Open Паулу Бадосу, обыгравшую Арину Соболенко Екатерину Александрову и обыгравшую Игу Швентек Алену Остапенко.

«Я всегда планировала вернуться в тур, просто не знала, когда именно, – сказала Анисимова после победы в Дохе. – У меня был примерный план, когда в хочу снова начать тренироваться, и я, кстати, по нему и вернулась – и это было не так уж долго. Просто мне нужно было остановиться и позаботиться о себе. После того, как я это сделала, мне и теннис стал доставлять больше радости».

Вновь обретенная радость от тенниса конвертировалась в игру, которую Анисимова считает более целостной и менее бэкхендоцентричной, а триумфальная неделя в Дохе принесла ей не только долгожданную большую победу, но и новое неофициальное звание – человека, не боящегося быть верным себе.

Тренера Рыбакиной забанили – за то, что доводил до слез и мучил нагрузками. Сейчас у них, вероятно, роман

Фото: instagram.com/amandaanisimova; Gettyimages.ru/Mike Coppola, Graham Denholm, Mohamed Farag