Александр Бублик – русский человек, но не российский спортсмен. Истории о шансоне, мате и разрыве с отцом
В декабре журналист Витя Кравченко провел несколько дней с одним из самых ярких теннисистов планеты – Александром Бубликом. Они вместе съездили в Монте-Карло и Гатчину, родной город Александра.
Из этого выросло видео, в котором Бублик предстал во всей сложности и многослойности.
Бублик любит шансон и русские сериалы
Выпуск начался с того, что Бублик на Ferrari Roma (стоит около 250 тысяч долларов) везет Кравченко по Монако под песню Сергея Наговицына «До свидания, кореша».
– Что играет?
– Классика. Русской души.
– Кто это?
– Наговицын.
– Ты его слушаешь?
– Уважаю.
– Кого слушаешь?
– Если мой конкретный плейлист, то там будет наша музыка 90-х – и поп-музыка, и шансон.
– Круг, «Воровайки»?
– Круг – да. «Воровайки» – не особо. Ну, если только классика – про мусорка. Любимая песня моей жены, – с усмешкой сказал Бублик.
А позже он рассказывал о своих любимых сериалах:
– Мне нравятся наши, русские, сериалы. Я их все пересмотрел – и умные, и глупые, и смешные, и не очень.
– Топ тупых русских сериалов?
– Я люблю «Последний из Магикян». Нам с супругой очень нравится. «Праздники». Они не тупые, они добрые – даже не по-настоящему. В жизни, наверное, не бывает таких романтичных и смешных отношений семейных.
«Отель Элеон», «Кухня». Сейчас «Кухня» поднадоела, потому что мы ее раз 500 пересмотрели».
Бублик рассказывает о любви к Гатчине и Петербургу
Для съемок Кравченко съездил с Бубликом в Монте-Карло и город Гатчина в Ленинградской области, где Бублик родился. Естественно, эти места сравнивали.
Что есть в Гатчине, чего нет в Монако?
«Люди. Душа русская.
Нам в голову с самого детства забивалось – уехать куда-то туда, там хорошо. Да, в Монако прекрасно. Конкретно в Монако. Мне очень нравится. И это место для меня особенное, у меня там родился сын.
Но в другом месте, помимо России, я бы, наверное, жить не смог. Я не знаю, что должно произойти, чтобы я переехал куда-то, кроме Монако, из России».
Где Бублик лучше себя чувствует – в Гатчине или в Монако?
«По-разному. Но если бы я выбирал одно место на всю жизнь, это был бы Петербург. Мне там комфортнее, я понимаю культуру, понимаю людей. Все-таки там жизнь настоящая.
Он [Петербург] не состоит из очень богатых людей, там нет выдуманных реалий. Здесь классно, потому что ты этого добился, но растить детей в этих реалиях я не считаю правильным, потому что нужно все-таки прививать ценность денег и того, что их надо зарабатывать. А здесь это все очень быстро теряется, здесь дети вырастут оторванными от реальности.
Хотелось бы, чтобы он [сын] изучал русский язык, говорил без акцента – для меня это фундаментально важно. Монако я тоже очень люблю, мне здесь очень комфортно, но я вырос в Гатчине в семье людей, которые своим трудом зарабатывали деньги. Нужно быть благодарным за то, что мне жизнь подарила возможность зарабатывать миллионы долларов, играя в теннис. Но это не правило, это скорее исключение из миллионов, десятков миллионов людей. И я хочу своему ребенку это показать и объяснить, чтобы просто вырастить человека».
Бублик комментирует свои главные хиты
Для многих Александр Бублик – генератор матерных цитат, которые из него льются во время матчей. Кравченко показал ему некоторые и попросил рассказать, что его на них вдохновило.
«Я ненавижу теннис ####### [проститутошный], этот ###### [траханый] вид спорта!»
– Это было давно, сказано в сердцах молодым мной почти пять лет назад. И потом это повторялось пару раз, но я за это извинился перед теннисом.
– Как?
– Сказал себе: «В себя приди».
– Ты берешь свои слова обратно?
– Да нет, почему. Слово не воробей, чего его брать-то обратно.
Я перед собой знаю, что это неправда. Я проанализировал это, подумал и спросил себя: а правда это? Зачем я вообще это говорю? Это накладывает отпечаток на мой имидж, на людей вокруг, на команду, которая работает ежедневно. Я подумал: а зачем я это говорю, если это неправда. Если это правда – говори. Я за то, чтобы не скрывать так сильно своих эмоций и чувств.
Мимолетная глупость, которая вылетела из-за того, что мы постоянно находимся под камерами. Потом уже заднюю давать нехорошо было, через 20 минут на интервью я сказал уже: «########## [отвалите] от меня, ненавижу и все.
«Я не могу, ###, он будет ошибаться? Я #### собак, #####, дырявых, которые этот корт строили, #####. Ублюдки, #####. Он будет ошибаться? Нет? Ну пошел он ## ###»
«Это переход с грунта на траву и отсутствие отдыха (смеется).
Нет, это кошмар, это ######. Но что сделать? Так сложилось. Меня перекрыло, я нервничал, потому что не успел отдохнуть, с грунта на траву переходил. Да еще и Маррей не ошибается.
И я под нос себе про собак сказал и думаю: «Господи, какой кошмар». И корты – потому что корты кривые были, – и собаки, и ублюдки, и все, короче. Все одновременно».
«###### пидорасы не могли, #####, свет нормальный поставить»
«Это факт. Что я должен был им сказать? Они не могли свет поставить.
Я играл тогда без линз, еще не знал, что у меня проблемы со зрением. И было темно. Это был факт – я ничего такого не сказал. Сказал, что свет не могли поставить, и оскорбил их. В принципе за дело.
Какие-то сильные слова – я их говорю, и… Последствия есть, а мне хорошо уже. Потому что я уже выговорился. Те слова, которые вылезают в тяжелые моменты на корте, это зачастую те слова, которые я говорю на ежедневной основе.
Это слова. Они вылетают. ###### обычный».
Есть ли у поведения Бублика плохая сторона?
«Она плохая, только если ты считаешь ее плохой. Я взрослый человек. Кто что мне может по большому счету…
Последствия – это если мама расстроилась. Если ты жену обидел. Я помню, она меня поддерживала, а я что-то себе под нос бурчал – когда я ракетки ломал, когда три подряд сломал.
И стадион в Монпелье, 10-15 тысяч, все начинают гудеть, а я продолжаю ломать. И я поднимаю голову – а жены уже нет. Говорю ей: «Куда ты ушла?» – «Я так распереживалась, мне некомфортно стало, что освистывают».
А мне до фени».
Почему в теннисе так много психологических срывов?
– Что такого в спорте происходит, что это все вылезает наружу? Чем спорт отличается от всего остального?
– В спорте ты не защищен. Ты там один, сам с собой. Там ты не скроешься. Страшно – когда это происходит каждую неделю. Если бы я себя вел так, как мы обсуждали, постоянно, то уже можно было бы записываться в Кащенко – это у нас есть в Ленинградской области психбольница. Вот туда можно было бы уезжать через пару лет.
Когда это раз в год, два раза в год – да господи, слава богу, что это так, что я не коплю это в себе и в жизни мне не нужно искать способы выплеснуть это.
Переживает ли Бублик, что дети посмотрят видео с ним и тоже начнут материться?
«Как сказал Мэрлин Мэнсон: «Воспитывайте своих детей сами – иначе их воспитаю я».
Я бы хотел, чтобы дети не вели себя, допустим… Хотя что я вру-то? Мне все равно».
Когда Бублик полюбил теннис – и за что?
– Мне кажется, сразу. Исторические артефакты позволяют посмотреть на меня, бегающего с ракеткой и говорящего, что я «буду игать в теннис». Букву «р» я не выговаривал, поэтому я говорил так.
Мне было года три, и мне нравилось, я любил это. И бежал сюда. И в зал. В который нас не пустили.
– Сколько раз ты хотел бросить теннис?
– Искренне бросить? Ни разу. Так, ######## [устал]? Много раз.
Изменились локации, изменилось количество людей, которые меня знают. А суть не изменилась вообще. Я выйду сюда с тем же удовольствием, с которым я вчера выходил на 6-тысячный стадион, 10-тысячный стадион. Забитый и скандирующий мое имя.
Для Бублика теннис – простая игра, а топ-теннисисты – роботы
– Для многих людей, которые любят теннис, профессиональные спортсмены представляются полноценными счастливыми людьми, потому что они играют в теннис и живут жизнью мечты. Зная то, что происходит в раздевалках, можешь ли ты сказать, что все эти спортсмены – полноценные счастливые люди? Не все, а хотя бы большинство.
– Нет, конечно. Не могу. Это роботы в какой-то степени даже. В моем понимании человека я не могу назвать их людьми. То есть это роботы, заточенные на победу, заточенные любым способом ее получить. Роботы, которые свой организм и свое тело используют как способ достижения этой цели – неважно, какие у этого будут последствия. И я с ними вынужден соприкасаться, конкурировать, еще и пытаюсь обыгрывать время от времени. Конечно же, для меня это не люди.
– Ты говоришь, что тебе, к сожалению, приходится с ними пересекаться. То есть тебе эти люди не нравятся?
– Мне просто с ними тяжело, мне с ними не о чем поговорить – в принципе, на обычные человеческие темы. Потому что у них просто на это нет времени. Я понимаю, когда твоя цель – выиграть «Большой шлем», у тебя нет времени общаться.
У них не было бы времени даже вот так, как мы с тобой сейчас, что-то снять. Потому что график: я бы должен был уже поесть, поспать, не знаю, power nap, второй фитнес, четвертая тренировка. И все это – не месяц, как это делаю я, а последние 10 лет. Наверное, они потому и великие – они ставят на кон себя ради достижений.
– Но ты их не понимаешь?
– Нет, – сказал Бублик.
В другой части интервью он коротко выразил свое отношение к теннису и своей роли в нем: «Я в первую очередь человек. А потом уже игрок. Я не машина, я не лошадь – я человек. Хочу – играю, не хочу – не играю.
К людям относятся как к товару, как к ломовой лошади, которая вспахивает поле, а люди получают от этого самого различного вида привилегии, денежные вознаграждения, регалии, статусы… А на игрока потом смотреть больно. Это сломленные и несчастные люди.
Теннис – это что? Это игра. Люди об этом забывают. Для меня это игра, это времяпрепровождение. Для меня это способ зарабатывания денег, детская мечта и шоу. Это игра без последствий».
Бублик показывает знаковые для себя места в Гатчине и рассуждает на разные темы
Первый корт Александра Бублика.
«Руками все эти корты делались. Любителей тенниса».
Гараж, который его отец «с мужиками» утеплили и превратили в раздевалку. Там должна висеть первая сломанная Бубликом ракетка.
Стенка, на которой Бублик «оттачивал мастерство».
Магазин, где бабушка покупала Бублику «пистолеты и автоматы».
Выйдя из магазина, Бублик сказал: «Мне столько счастья давно ничего не приносило. Я просто очень хорошо помню это место. Детство. Это ж самая прекрасная пора».
Школа, в которой учился Александр Бублик.
И парта, за которой сидел Бублик.
Кравченко попросил его вспомнить самое яркое впечатление об этом помещении – и это переросло в дискуссию о насилии над детьми.
– Контрольная. Мы сидели вдвоем с Сашей и начали толкаться, потому что друг другу мешали. И учительница подошла – и нам лещей вписала.
– То есть ударила?
– Ну как-то так, что-то там.
– Первая эмоция, которую ты вспомнил, связана с тем, как тебя ударил учитель. Ты считаешь это правильным? Должен ли учитель себе позволять бить ребенка по голове – даже если не сильно?
– Слушай, нет. Просто тогда в моменте это было… Бодряще, я запомнил. После этого я себя вел нормально.
И это же не удар. Удар – это нокаут.
– Ты считаешь, что это нормально?
– В контексте тогда – да. Может быть, я вел себя плохо или что-то ей сказал. Может, она сказала «веди себя нормально», а я ей сказал «замолчи». Я же не могу вспомнить.
– Просто это интересная тема. Это же тоже часть нашей культуры только. В странах СНГ это позволяют, и учителя зачастую бьют…
– Слово «бьют», оно…
– Это по-другому не назовешь. Это физическое воздействие. Почему-то у нас это нормально. Но если твой сын будет учиться в Монако, и его шлепнет по голове учитель, то будет суд.
– В Монако, если я его шлепну по голове, будет суд. И я не считаю это правильным.
Понятно, что я не поддерживаю забивать ребенка. Я это видел. Мы в теннисе росли, и у нас были разного вида родители – и которые применяли действительно насилие, действительно были удары. Я это видел. И я это ни в коем случае не приветствую – это кошмарно и неправильно.
Но ободрить, чуть привести в чувство за дело – я считаю, что это нормально, уместно. Особенно мальчиков.
Сквер, про который Бублик сказал: «Ну красота. ######### [очень хорошо]». А потом добавил: «Это гордость. Для города, в котором я вырос, да».
А еще в этом сквере Бублик впервые сказал слово «#####»:
– Здесь была поляна, мы играли в футбол. Мне забили гол, и я сказал «#####».
– Первый раз в жизни?
– Насколько я помню по размерам ########, которые я отхватывал, да.
– Папа услышал?
– С удовольствием услышал. И потом меня до дома пинками гнали, провели воспитательную беседу. И я, к сожалению, продолжил это делать.
– У тебя какое-то особое отношение к мату.
– Да. Жемчужина великого русского языка.
– Сейчас мама тебе предъявляет за твои видео из интернетов?
– Да. И говорит, что со мной общаться не будет. И обижается на меня. Но я же стараюсь, я же мало стал это делать. Я же взрослею. Все мы понемногу взрослеем.
– Тебе самому было стыдно за какое-нибудь видео с твоим участием?
– Бывало, что я говорил что-то себе и очень не хотел бы, чтобы это было услышано. Но самое главное во всех этих видео, что я ни разу не перешел… Если я говорю себе, что я пидорас и ничего не могу, то это я говорю себе.
И никогда даже в таких страшных моментах я не переходил на личности, – заверил Бублик.
А это арка, в которой у него должна была состояться стрелка в детстве. Но до драки не дошло.
Сейчас Бублик не общается с отцом – потому что в какой-то момент они перестали быть родными людьми
Бублик рассказывал о неадекватных теннисных родителях, которые забивают, калечат и ломают своих детей – потому что хотят сделать из них теннисистов ради себя или ради денег. И при этом признал, что у его отца Станислава, который тренировал его с детства, тоже были довольно жесткие методы.
– Я видел, как ребенка цепляли к машине и он бежал за ней, круги наворачивал. Чтобы кросс был на особенной скорости.
Понятно, что не цепями, а веревкой. Ему нужно было бежать кросс, а бежать он не мог. И я видел, как впереди машины бегали. Я даже впереди машины бежал. Когда я сказал, что не могу, а мне сказали «можешь».
– Это отец был?
– Да. Он сказал: «Можешь». Но это было без жести. Он сказал: «Ты пробежишь на этой скорости, у тебя получится». И я бежал, – вспомнил Александр.
По словам Бублика, самое страшное в таком взаимодействии родителей и детей в том, что у них рушится семейная связь. Между ним и его отцом так и произошло – хоть в отношениях и не было, как он выражался, жести. Но теперь они не общаются.
– Вы с отцом проводили очень много времени вместе. То, что вы занимались одним делом, вас как-то сближало?
– Сложно сказать. Я думаю, нас это сближало в детстве, когда я был совсем маленький. Во взрослом возрасте – уже нет, это наоборот убивало наши отношения как отца и ребенка. Потому что, как бы мы ни хотели – и теннисные родители, и вот у меня даже тренер-друг – все равно личные отношения не могут находиться в одном месте с профессиональным спортом.
Наша профессиональная деятельность разрушила наши отношения в принципе. Ничего не осталось, к сожалению, между отцом и сыном. К большому сожалению, ничего не осталось. Это были не отец и сын, а тренер и ученик. А от отца и сына с каждым годом становилось все меньше и меньше.
– В каких вы сейчас отношениях?
– В таких, что я не считаю нужным о них рассказывать. Наши отношения закончились в тот момент, когда мы перестали быть тренером и учеником. Это был конец 2019-го – начало 2020-го.
– Тебе грустно от этого?
– Не могу сказать, что мне грустно, но я считаю, что важнее было сохранить отношения тогда, а сейчас это уже невозможно.
Бублик называет себя «русским человеком», но не может назвать себя «российским спортсменом». Почему?
– Спортсмен я казахстанский. Это будет со мной на всю жизнь и после карьеры. Я всегда буду говорить об этом, потому что это правильно. Это дань уважения людям, которые помогли, когда тебе было трудно.
– Без этого ты бы заиграл?
– Нет сослагательного этого…
– Как ты считаешь?
– ####### не мешки ворочать.
– Согласен. Сейчас многие спортсмены тоже по спортивным причинам, чтобы продолжать выступать, тоже меняют гражданство. И их называют предателями, перебежчиками и все такое. Ты явно слышал. В твоем случае такое было?
– Нет, меня так не называли. Я считаю, что предатель – это все же понятие политическое, как ты сейчас отметил. Сейчас такое время, когда все эти слова, тезисы очень активно используются. К сожалению. Такое время.
– Но что изменилось с того времени? Это тоже люди, которые ради Олимпийских игр, как и ты, меняют гражданство.
– Я не менял гражданство ради Олимпийских игр. Это принципиально разные вещи.
– Для них это такое же продолжение карьеры.
– Для меня не было концом карьеры, если бы я не перешел. Я ушел за деньгами. Я ушел как наемный работник – который в будущем приобрел эмоциональную связь с этими людьми. Большую, – резюмировал Бублик.
И по его словам, ему было действительно стыдно перед болельщиками из Казахстана за провалы на Олимпиаде и в матче Кубка Дэвиса против Дании (0:3).
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев; Gettyimages.ru/Justin Setterfield, Quinn Rooney, Elsa; Valentina Claret/Global Look Press