7 важных вопросов по допинг-делу Янника Синнера
Главный скандал недели.
У первой ракетки мира Янника Синнера в марте было две положительных пробы на стероид клостебол. Итальянец объяснил их тем, что запрещенный препарат попал в его организм с рук физиотерапевта – который делал ему массаж. Подробнее объяснение Синнера можно прочитать здесь.
Синнеру поверили и даже не дисквалифицировали – только лишили очков и призовых за тот турнир, где он сдал положительную пробу.
Команда Синнера, теннисное антидопинговое агентство и ATP считают инцидент исчерпанным. Но вопросы все равно остаются.
1. Самый важный – насколько употребление клостебола могло улучшить результаты Синнера?
В решении антидопингового трибунала утверждается, что в такой концентрации (около 120 пикограммов на миллилитр – то есть меньше миллиардной доли грамма) он на результаты повлиять никак не мог. Опрошенный Спортсом’’ эксперт по антидопингу разъяснил два момента:
● такая концентрация может указывать либо на то, что клостебол употреблялся относительно давно;
● либо на то, что он действительно попал в организм в так называемой мазевой форме – то есть в составе мазей, кремов и спреев.
При этом употребление клостебола в мазевой форме не может дать системного влияния на организм – потому что содержится его там очень мало.
2. Мог ли Синнер осознанно употреблять клостебол – и попасться, потому что не успел быстро вывести его из организма?
Эксперт по антидопингу нам сказал, что метаболиты клостебола выводятся из организма не меньше месяца – и это легко уловимое вещество. Смысла принимать его намеренно в принципе нет.
Особенно с учетом того, что Синнера как минимум каждый месяц проверяли на допинг. А в марте, как выяснилось, даже дважды.
3. Могла ли Синнера прикрыть ATP, где президент – итальянец?
На такую вероятность указывают многие в комментариях. Но нужно учитывать один важный момент:
ATP вообще не имеет никакого отношения к антидопингу. Она не проводит тесты, не занимается расследованиями, не контролирует игроков. С 2007-го это отдали ITF (Международной федерации тенниса), а с 2022-го – специальному агентству ITIA, независимому от всех.
Конечно, всякое бывает – например, в 90-х ATP реально замяла дело Андре Агасси, когда у него нашли метамфетамин. Возможно, какое-то закулисное давление было и сейчас. Но трудно представить, что оно стало серьезным фактором при принятии решения.
Сейчас самое интересное – что по поводу дела Синнера скажет ВАДА, будет ли оно оспаривать решение ITIA в CAS. Агентство уже заявило, что оставляет за собой право подать апелляцию.
4. Может ли в Италии существовать система употребления клостебола?
На этот вопрос наводит статистика – с 2019-го по 2023-й клостебол обнаружили у 38 итальянских спортсменов. Это почти половина всех случаев в мире.
Возможно, дело в том, что в Италии без рецептов продается препарат с содержанием клостебола – «Трофодермин», использованием которого положительную пробу объяснила команда Синнера. И не только Синнера – похожие случаи в последние годы были и у других теннисистов, например, Мариано Тамарро. Он утверждал, что ему клостебол попал в организм, потому что отец обработал ему рану «Трофодермином».
С другой стороны, среди антидопинговых экспертов есть опасение, что итальянские спортсмены и врачи используют «Трофодермин» как источник стероидов – как раз из-за того, что он доступен и большинство случаев выявления клостебола приходятся на Италию. Кто-то даже предполагает, что его могут использовать как тестостероновые мази – которые повышают уровень гормона в организме, но поймать на их употреблении сложнее, чем если тестостерон, например, колоть.
Опрошенный Спортсом’’ эксперт по антидопингу утверждает, что количество клостебола в мазях и кремах такое низкое, что для достижения эффекта мазаться ими надо очень-очень усердно и это «не самая умная идея».
5. В команде Синнера работают непрофессионалы?
В 2016-м лыжница Тереза Йохауг получила дисквалификацию в похожей ситуации – она обожглась в Италии, ожог обработали «Трофодермином», и потом антидопинговые службы обнаружили у норвежки клостебол. В результате она получила 18 месяцев дисквалификации и пропустила Олимпиаду в Пхенчхане.
Так почему люди из команды Синнера продолжали использовать потенциально опасные для их клиента препараты?
Особенно с учетом того, что его физиотерапевт Джакомо Нальди, с рук которого клостебол и попал в организм Янника, раньше работал в баскетбольном клубе – в период, когда там были дисквалификации из-за клостебола.
И особенно с учетом того, что на упаковках «Трофодермина» большими буквами написано, что в нем содержится клостебол, а еще стоит значок, что профессиональным спортсменам его применять нельзя.
Выглядит все это очень странно.
6. Почему Синнера не отстранили на время разбирательства?
Это обычная практика для всех допинговых дел – пока идет следствие, теннисист играть не может. А Синнер почему-то мог.
Многие вспоминают, например, дело Симоны Халеп – которая 18 месяцев ждала окончания разбирательства. Или Тары Мур – которая ждала 19 месяцев. И в свете этого появляются тезисы о двойных стандартах.
С другой стороны, возможно, Синнер как раз и воспользовался той волной недовольства, которая поднялась после случаев затяжных разбирательств. Руководство антидопинговой программы решило более лояльно относиться к игрокам и давать им возможность играть – если нет тотальной убежденности, что игрок виноват. А если судить по решению трибунала, такой убежденности не было изначально – поэтому апелляции Синнера на временное отстранение и удовлетворяли дважды.
Кроме того, нужно понимать, что Синнер – не первый и не единственный, кто получил быстрое разбирательство. Месяцем ранее в той же ситуации оказался его соотечественник Марко Бортолотти – весной дебютировавший в топ-100 парного рейтинга.
Его дело тоже было рассмотрено за несколько дней, потому что его объяснения сочли убедительными. Правда, в опубликованном решении детали его объяснений вымараны.
7.Что будет с рейтингом?
У Синнера забрали 400 очков за полуфинал в Индиан-Уэллс. И журналист Бен Ротенберг посчитал – Новак Джокович из-за этого не досчитался одной недели на вершине рейтинга.
Ротенберг запросил у ATP объяснения.
«Хватит держать нас за дураков». Реакция тенниса на допинг-провал Синнера
Фото: Gettyimages/Matthew Stockman / Staff, Clive Brunskill / Staff, Francois Nel / Staff, Daniel Pockett / Stringer; fitp.it; Marco Alpozzi/Keystone Press Agency, Jon Olav Nesvold/ZUMAPRESS.com/Global Look Press
разработки новые, потому приглашённые эксперты о них не знают.
иначе здесь слишком безграничная тупость:
- на упаковке написано большими буквами про клостебол
- десятки твоих соотечественников попались
- а ты всё равно массаж немытыми руками и без перчаток делаешь
Синнера-читера в топку.
Боялся, что ничего не выйдет, но попробовал представить - и, знаете, получилось. Не так уж и трудно.
Самое главное - находятся такие люди, как автор статьи, которые доказывают другим людям, что все нормально. А в отношении других спортсменов, часто те же люди и организации, доказывают, что все ненормально. Так формируется общественное мнение. Синнер, значит, со стероидами, белый и пушистый, а Шарапову с мельдонием - на два года. Красота непредвзятости и объективности! :)
1) Отсутствие временного отстранения при двух (!) положительных пробах и полугодовое молчание об этом возможны ТОЛЬКО при соучастии АТП. Которая стремилась скрыть эти факты. А зачем стремилась - другой вопрос. Либо потому что рука итальянца руку итальянца моет. Либо просто потому что скандал с 1 ракеткой мира - это большой ущерб всему теннису (склоняюсь все-таки к этой версии).
Если ITIA формально не зависит от ATP (как вы пишете), то это совершенно не значит, что нет неформальной зависимости. Такие вещи вообще всегда решаются неформально.
2) В защиту Синнера говорит не его версия попадания допинга в организм (она может и правдива, но в пересказе звучит как пресловутый дедушка Валиевой). Единственная внятная защита Синнера - это минимальные проценты запрещенного вещества в его пробе. Этот факт по крайней мере позволяет надеяться на то, что итальянец - не шулер.
3) Подозрения у меня лично вызывает резкий взлет результатов и игры Синнера зимой 2023-24 гг. Он в этот период от уровня Рублева скакнул на уровень Алькарас-Джокович, перескочив Медведева (более всего пострадавшего от пойманного на допинге итальянца). И, после весенней истории с допингом, Синнер просто вернулся на уровень Рублева (четвертьфиналы шлемов, неплохие Мастерсы). Вот буквально уровень Рублева - они сыграли два матча в августе, счет по сетам 3-3.
3) По сути, официально перед нами дело о халатности. Ответственность за халатность тоже нужно нести. Пока Синнер пострадал на 400 очков и призовые ИУ. На мой взгляд, это смешно. Напрашивается параллель с Шараповой, которая признала, что мельдоний в ее организме оказался по халатности. То же самое ПРИЗНАЕТ (не отрицает!) команда Синнера. Только у Синнера не безобидный мельдоний, а стероид. Почему Шараповой разрушили концовку карьеры, а итальянец "готовится к ЮСО" (из официального заявления команды)?
4) Наконец, самое главное. Поведение команды Синнера. Нет никаких извинений перед теннисной общественностью. Ну, по вашей вине, по вашей халатности (будем надеяться, что по халатности) брошена тень на весь теннис! Огромное количество людей теперь будет говорить, что в теннисе "все на допинге". Т.е. Синнер и его идиот-массажист нагадили, но даже не извинились. Посмотрел их официальное заявление. "На этом дело закрыто, и Янник с нетерпением ждет продолжения сезона..."
Вот это и есть самое вопиющее во всей истории. Надеюсь, трибуны будут теперь повсеместно болеть против Синнера.
Попался - должен быть дисквалифицирован.
Чем он лучше Йохауг?
Единственное, я бы ввел шкалу для отстранений: минимальная концентрация - год, явная - 2 года, рецидив - пожизненно.
Смешно, как в комментариях сейчас люди требуют отдать победу Медведеву. Успокойтесь, на АО был чистый Янник, который оказался более свежим на фоне Даниила, который начиная с концовки второго сета был выжат как лимон пятисетовыми марафонами.