И это всё о нём...
Андрей Меринов - российский теннисист. В прошлом он входил во вторую сотню ATP-тура, играл весьма неплохо. Сейчас является старшим тренером питерского клуба "Полюстрово". Его интервью порталу "На корте" (1 октября 2009 года) затрагивает и некоторые стороны жизни Роджера Федерера. Здесь только выдержки. Кого интересует полный текст, может заглянуть сюда.
NaKorte: Тренер желателен или очень важен?
Андрей Меринов: Тренер – очень нужен. Но лучше вообще без тренера, чем с плохим тренером. Потому что игрок думает головой тренера. Понимание игры, наработки – все это дает ему тренер. И если взаимоотношения с тренером гармоничны, тогда хорошо. А если накладки – тогда получается внутренний конфликт. Который проявляется НаКорте.Очень важно, чтобы тренер, незаметно, дал игроку навыки, которые станут впоследствии его собственными. Как будто теннисист научился всему сам.
NaKorte: Федерер ездит без тренера.
Андрей Меринов: Я разговаривал с Питером Лунгреном, бывшим тренером Федерера. Он сказал, что в жизни Роджера большую роль сыграла Мирка Вавринец. Я хорошо знал Мирку, она тренировалась в Германии по соседству со мной. Получилось так, что у Мирки до знакомства с Федерером были взаимоотношения с парнем, который, собственно, ее и сделал как игрока. Она дошла до 70 позиции в женском рейтинге.В 2000 году, когда надо было ехать на Олимпиаду в Сидней, его не взяли – в команде могли быть только швейцарцы. И на этой Олимпиаде Мирка познакомилась с Роджером. Через месяц Мирка порвала со своим тренером, а потом понемногу «выдавила» Лунгрена.
NaKorte: Как показала жизнь, альянс получился замечательным.
Андрей Меринов: Думаю, результат был бы хорошим в любом случае. Как признает сам Федерер, он три года потратил на выработку особого внутреннего состояния, «боевого транса». Когда ты выходищь и знаешь – как ты будешь играть. Когда подводишь обстоятельства или ждешь подходящей ситуации NaKorte, чтобы сделать нужные движения.
NaKorte:
С чем связаны явные проблемы Федерера в прошлом году?
Андрей Меринов: На мой взгляд, он стал лениться. Конечно, нужно знать его внутреннее состояние. Но внешне все выглядело как плохая работа ног. Он стал играть «два шага вправо- два шага влево». Медленно. А ведь быстрая работа ног создает определенное состояние мозга.Если вы что-то делаете быстро, мир вокруг движется медленнее. И наоборот. Поэтому спортсменов учат быстрым и мелким шагам. На каком-то уровне необходимость контролировать этот аспект отпадает. Но, опять же – на мой взгляд – Федерер перешел какую-то допустимую черту, начал эксплуатировать наработанный материал.
NaKorte: Может, он просто расслабился?
Андрей Меринов: Все-таки, думаю, что это лень. Хотя тут может быть и усталость, и травмы. Может быть, не смог удерживать мотивацию. Еще Сампрас сказал: «Единственный способ оставаться первым – когда ты играешь с самим собой. Когда каждый следующий день ты играешь лучше, чем предыдущий.» Каждый следующий удар должен быть лучше предыдущего.
NaKorte: Многие тренеры говорят о том, что НаКорте игроку должно быть интересно. Вы тоже тренируете. Как вы считаете?
Андрей Меринов: К сожалению, 99 и девять десятых процента тренеров говорят очень правильные вещи, не понимая, что это значит. Интерес не может быть общим. Во всяком случае, продолжительное время. Допустим, вам интересна какая-то вещь. Но со временем прогресса не наблюдается, и вам становится скучно. Нужен дополнительный стимул. В игре должны быть интересны вполне определенные вещи. Игра – это очень сложный процесс, и задача тренера – построить для ученика своеобразный «мостик». Формировать технику с помощью техники, и технику с помощью игры. Ставить задачу по исполнению какого-то удара, и за счет интереса у игрока выстраивается движение. Причем для каждого ученика этот «мостик» будет свой.Игра должна складываться не из того, что ты долбишь по мячу, а из того, что ты творишь НаКорте.
Андрей Меринов: <......>Открою еще один секрет. Удар оценивается по нескольким критериям. По точности, скорости. По времени, которое ты тратишь на подготовку удара. По времени, которое ты тратишь на сам удар. И по времени на выход из удара. Класс игрока оценивается по тому, сколько тратится на подготовку и сам удар. Чем больше времени на это уходит, тем меньше остается на то, чтобы посмотреть на ту сторону корта, подготовиться к следующему удару. Именно поэтому кто-то пешком ходит по корту, и тем не менее разводит тебя по углам. А ты носишься как угорелый – и ничего не достаешь.
NaKorte: Как вы оцениваете соотношение психологического и технического аспектов игры? Каков процент игры происходит «в голове»?
Андрей Меринов: Наверное… сто процентов происходит в голове. Если расшифровать состояние игрока – получим количество мыслей, или их отсутствие, которые определяют игру. У тебя могут быть фантастические данные, но если в голове непорядок – пиши пропало.Сто процентов игры происходит в голове <.....>
NaKorte: К сожалению, оценить прогресс психологический довольно сложно. В отличие от той же подачи, к примеру – в которой можно оценить скорость-точность.
Андрей Меринов: Да, пока нет таких приборов, чтобы увидеть внутреннее состояние человека и сказать: «Здесь 20 процентов силы воли, 30 процентов соплей и эмоций, а все остальное – пустота, или интеллект.» Тогда все было бы очень просто. Здесь подкрутил, тут открутил – и готов чемпион.Очень много можно сделать медикаментозно. Но это уже не спорт. Аргентинцы особенно увлекаются подобными вещами, испанцы. Отключают нервную систему, с помощью психостимуляторов. Ведь что такое характер? Это когда нет страха. Бесстрашие. То есть вы не смелый человек. Вы просто не знаете, что такое страх. Просто выполняете задание. Превращаетесь в умного зомби, без страха, сомнений и самосожалений.К примеру, Мариано Пуэрто дисквалифицировали дважды. Но сейчас он снова играет. И когда он после первой дисквалификации приехал в Самарканд, привез с собой килограмм пятнадцать лишнего веса. Было 50 градусов, он был явно нетренирован. Но при этом проиграл только один сет в финале. И делал все это с совершенно стеклянными глазами.
NaKorte: В прошлом году в Петербург приезжал Энди Маррей. На пресс-конференции было видно, что он находится где-то в другом мире.
Андрей Меринов: Могу поручиться, что Маррей НИЧЕГО не принимает. И Федерер тоже ничего не принимает, я уверен в этом. Их внутреннее состояние – результат целенаправленной работы. <.....>
NaKorte: Теннис – распущенный вид спорта?
Андрей Меринов: Очень распущенный. Безобразно ведут себя дети – швыряют ракетки, посылают родителей. И тренера не очень стойкого могут послать. Нет почтения, благоговения перед тем, что ты делаешь. Нет того стержня, на который будет нанизываться мастерство. Что превращает теннис в совершенно разгильдяйский вид спорта. Пока все компенсируется тем, что теннис – очень креативный спорт. Но не обращать внимания на психологический аспект – совершеннейшая глупость.Один из великих сказал: «Дисциплина – это осознанная необходимость», И когда ты на дисциплине начинаешь творить чудеса, начинаешь на высоких скоростях играть близко к линии – то, что делает Федерер, тогда понимаешь важность внутреннего состояния. Почему Федерер никогда не кидает ракетки? Потому что сдерживает себя? Нет, у него просто нет этого. И ему гораздо важнее удержать свое внутреннее состояние, чем выиграть какой-то мяч.
NaKorte: Причем в молодости Федерер ведь тоже был неуравновешенным?
Андрей Меринов: Да, он был абсолютный псих. И Горан Иванишевич был психом. Яркий пример – Марат Сафин. Я считаю, что по таланту и одаренности Федерер ему даже в подметки не годится. Кто мог в 2000 году подумать, что Марат так быстро сойдет? Все считали, что он будет по двадцать турниров в год выигрывать еще лет десять. Но он не смог заткнуться, когда это нужно было сделать. Остался просто хорошим парнем, Маратом.Как человека я его очень люблю. Он шикарная личность, душевный и очень хороший человек. Но, к сожалению, для теннисиста профессионализм не в этом.
Подбор материала и автор идеи Нафаня.
Сафин -- крупный парень с отличной координацией и хорошим чувством мяча, для теннисистов за 1.90 это редкость. Но с Федерером по таланту его сравнивать глупо. А говорить что Родж ему в подметки, Меринов мне кажется был слегка не в себе когда это интервью давал:)
Это интервью дано в 2009, а значит отвечающий должен был видеть выступление Федора на ЮСО-07. Если видел, то это странная фраза.
При всем уважении к Марату это мягко говоря перегиб :)