8 мин.

Как вернуться в теннис, отпросившись с работы

Вспоминаем удивительную историю Тимеа Бачински, ее жесткого отца и романа с Парижем.

Испытание 1. Неудачный брак родителей

 

Бачински, дочь больших теннисных энтузиастов, начала играть уже в три года. На корт ее привела мать, а тренировать стал отец. Довольно быстро у Тимеа обнаружились способности. К 13 годам Бачински дважды выиграла престижный юниорский турнир Les Petits As, чем кроме нее может похвастаться только Мартина Хингис. Однако за успехами одаренного ребенка скрывались нереализованные амбиции и трудные отношения родителей:

«Меня с детства тренировал отец, так что передо мной не стояло выбора: играть или нет. Теннис был его мечтой, и он хотел прожить ее через меня, а я, к своему несчастью, играла очень хорошо.

Отчасти я старалась потому, что понимала, что, если проиграю, дома будет скандал, родители будут ругаться. Конечно, я хотела, чтобы у нас была счастливая семья, и на корте боролась именно за это. Я понимала, что, если выиграю, все дома будут довольны».

Через пару лет отношения Бачински с отцом дошли до точки, когда они, по выражению теннисистки, «потеряли способность быть семьей». Тем не менее, Тимеа хотела продолжать тренироваться под его руководством, а когда он выразил желание найти ей другого тренера, на какое-то время даже перестала играть вовсе. Стоит ли говорить, что брак родителей все же распался. С отцом 28-летняя Тимеа не общается уже «много лет».

Испытание 2. Профессиональный прорыв

Свой первый взрослый титул Бачински выиграла в сезоне-2003 в возрасте 14 лет. Ее последующий прогресс не был стремительным – зато был стабильным: в 2004-м Тимеа впервые победила на турнире с призовым фондом 50 000 долларов, в 2006-м распечатала 75 000, в 2007-м – 100 000.

Осенью-2006 Бачински прошла квалификацию на турнире первой категории в Цюрихе и дошла до четвертьфинала. Все пять своих побед 17-летняя уроженка Лозанны одержала над более рейтинговыми соперницами. Матч первого круга с Анастасией Мыскиной стал ее первой победой над теннисисткой Топ-20, а следом подоспела и вторая – над Франческой Скьявоне. Бачински проиграла будущей чемпионке Марии Шараповой, которую после матча назвала «кем-то вроде кумира».

В следующем сезоне Бачински дебютировала в Топ-100, еще через год – в Топ-50. В 2008-м на всех турнирах «Большого шлема» Тимеа впервые прошла по кругу, а на US Open – два. В Нью-Йорке швейцарка даже была в двух очках от победы над финалисткой «Ролан Гаррос» Динарой Сафиной – впрочем, не нужно напоминать, что в матчах с Сафиной того периода именно последние два очка стоили всех предыдущих. Так что домашний успех-2006 по-прежнему оставался самым ярким событием карьеры Бачински.

Испытание 3. Травмы и любовь

Официальной причиной отказа Тимеа от выступления на Australian Open-2009 была травма колена, однако говорили, что на самом деле 19-летняя теннисистка тяжело переживала расставание с бойфрендом. Комментатор Eurosport даже решился озвучить романтическую версию в эфире (подчеркнув, что не шутит), однако ни продолжения, ни подтверждения история не получила.

Уже зимой Бачински возобновила выступления и к середине лета набрала приличный ход. В результате осенью, ровно через три года после памятной цюрихской вспышки, швейцарка в Люксембурге завоевала свой первый титул WTA, по пути к нему обыграв полуфиналистку US Open Янину Викмайер и четвертьфиналистку «Уимблдона» Сабин Лисицки. Но победы снова не приносили эмоциональной Бачински радости:

«Да, в 20 лет я стояла в Топ-50, но это не мешало мне быть глубоко несчастной».

В следующем сезоне Тимеа сыграла в одном финале и сохранила место на пороге полтинника, но оставалась жертвой неразделенной любви:

«Я гордилась тем, что хорошо справлялась со своей работой, несмотря на то, что не любила ее. Но в глубине души я была недовольна собой, потому что знала, что не выкладываюсь на сто процентов. Я не отдавалась теннису целиком, потому что не я выбрала его своей профессией».

Испытание 4. Несчастный случай

Как это часто бывает, внутренний конфликт все же нашел внешнее проявление. Весной-2011 Бачински стала жертвой таинственного несчастного случая, детали которого отказывается обсуждать и сейчас. Известно, что она сильно повредила левую ногу и перенесла на ней три операции. Восстановление шло медленно. Через год швейцарка выпала из Топ-500, однако внезапно обнаружила в себе сильное желание вернуться в профессию – ту самую, которую «не выбирала»:

«Мне было приятно внимание, которое пришло с первыми успехами. Наверное, так я компенсировала любовь, которую недополучила в детстве. Мне казалось, что я нравлюсь людям. И только травма дала понять, что им нравились мои победы. Внезапно я оказалась совершенно одна.

Мне хотелось быстро все вернуть, за месяц начать показывать прежние результаты. Но этого не произошло. Я ставила перед собой цель за целью и ни одну не достигала, пока в итоге вопросов не стало больше, чем ответов, и не пропала мотивация».

Испытание 5. Индустрия гостеприимства

Проведя большую часть сезона-2012 в ITF-туре, Бачински оставила попытки вернуться на прежний уровень. В 23 года теннисистка, владеющая пятью языками, открыла в своей жизни неожиданную главу.

Еще в ранних интервью Тимеа рассказывала, что хотела бы попробовать себя в ресторанном деле. Так она встала за барную стойку на горнолыжном курорте в Швейцарии, начала изучать гостиничный бизнес и даже работала на кухне («Готовить для кого-то – это тоже дарить любовь»).

Однако, потенциал Бачински в новой профессии так и остался не раскрыт – весной-2013 она получила автоматическое уведомление о том, что из-за нескольких отказов попала в квалификацию «Ролан Гаррос».

Испытание 6. Новая любовь и возвращение

Отпросившись с работы, Бачински на следующий день на машине поехала из Лозанны в Париж. У нее не было ни перетянутых ракеток, ни плана – только энтузиазм:

«Казалось, у меня появилось третье легкое, – мне дышалось легче. Странное ощущение. Но те пять часов, что я провела в дороге, были классные: такая радость, будто я в первый раз ехала играть «Ролан Гаррос».

Выступление в Париже закончилось для Тимеа в первом круге квалификации, но стало началом нового романа. Через 20 лет после знакомства с теннисом Бачински поняла, что все-таки хочет им заниматься. И занялась.

В команду теннисистки вошел Дмитрий Завьялов – француз русского происхождения, полжизни тренировавший Стэна Вавринку. Возвращение, конечно, было долгим – Бачински потребовался еще год, чтобы снова попасть в основу «Шлема». На «Ролан Гаррос»-2014 она прошла квалификацию и один круг – впервые ровно за четыре сезона. Но главное – это была уже не растерянная девушка с большим эмоциональным багажом, а профессиональная спортсменка, понимающая, чего хочет от карьеры и жизни:

«Я хочу посвятить себя теннису и лучше узнать саму себя. Мне еще многому надо научиться. И я хочу развиваться не только в теннисе, но и в жизни. Жизнь же на теннисе не заканчивается».

Через несколько месяцев в Китае Тимеа впервые обыграла теннисистку Топ-5 – Марию Шарапову, – и впервые закончила сезон в Топ-50. На старте сезона-2015 она обыграла Петру Квитову, в Австралии впервые за шесть с лишним лет сыграла в третьем круге «Шлема», в начале весны выиграла два турнира подряд, а в начале лета на «Ролан Гаррос» вышла в свой первый мэйджор-четвертьфинал через победы над более рейтинговыми Мэдисон Киз и (снова) Квитовой. Бачински осталась открыта и обаятельна и не скрывает свои шрамы: ни душевные, ни физические, – только теперь она ценит их за то, куда они ее привели:

«Иногда нужно сжать кулак и просто терпеть, терпеть, терпеть. Я знаю, через что мне пришлось пройти, и сейчас я очень горда».

Испытание 7. Роман с «Ролан Гаррос»

«Со мной тут всю жизнь случаются волшебные вещи – с тех пор, как я первый раз приехала сюда в детстве. До сих пор не знаю, почему так получается», – сказала Бачински позавчера, выйдя в свой второй за три года полуфинал «Ролан Гаррос».

За два года, прошедшие с первого, Бачински сыграла в четвертьфинале «Уимблдона», выиграла один небольшой титул и парное серебро Олимпиады. То есть перезапуск карьеры ей удался уже давно и с лихвой. Но именно сейчас она как никогда близка к Большой Победе. Впрочем, сама Тимеа, неизменно отвечающая на вопросы вдумчиво и развернуто, головы не теряет:

«В конечном счете, играть матч на таком уровне – это уже награда за всю ту работу, которую ты изо дня в день делаешь всю жизнь. Потому что есть много людей, которым не удалось пройти так далеко, ведь карьера зависит от стольких обстоятельств. Так что, когда ты оказываешься на такой арене, нужно это ценить».

Сегодня Тимеа Бачински не смогла открыть для себя новую арену – финал «Большого шлема», – но она оставила на корте сердце.

Фото: facebook.com/timea.bacsinszky.9, Fotobank/Getty Images Sport/Miguel Tovar/LatinContent, Zhong Zhi; REUTERS/Benoit Tessier (топовое)