9 мин.

Жизнь прекрасна

Интересно, кто-нибудь сомневался, что Ким Клийстерс выиграет этот матч? Наверное, если и были такие, их было мало. Настолько логичной казалась победа Ким, что логичнее просто некуда. Она бывшая первая ракетка мира, имеет в зачете титул «Большого шлема», она гораздо опытнее своей визави, впервые в карьере вышедшей в такой финал. Ким обыграла на турнире обеих сестер Уильямс, а этот «фактор Уильямс» почти любую сделает в финале фаворитом. И наконец банально разница в классе и отличия в манере игры. Это можно себе представить, если сильно постараться, но это было бы, согласитесь, нелогично, если бы финал на быстром харде US Open выиграла Каролина, теннисистка откровенно защитного плана.

Но логика логикой, а нельзя сказать, что этот матч дался Ким так уж легко. В какой-то момент даже возникли опасения, что матч может затянуться, а при таком раскладе исход часто бывает непредсказуем, что в четвертьфинале против Возняцки собственно и «доказала» Светлана Кузнецова. Ким начала здорово и повела 2:0, но Каролина, у которой иногда целый сет уходит на то, чтобы приспособиться, в этот раз не заставила себя долго ждать и выиграла 4 гейма подряд. Потом Ким удалось сравнять счет, и казалось, что она собралась тоже в свою очередь выиграть 4 гейма подряд, а вместе с ними сет, но у нее не получилось. Каролина вышла подавать на сет при счете 5:4, и только тогда бельгийка предприняла финишный рывок из трех геймов подряд.

Игра в первом сете, ну и счет, соответственно, явно страдали аритмией, потому что Ким все время приходилось искать варианты, просто играть в свою игру – это был не вариант. Это в начале матча бельгийка в качестве разведки боем предложила обмен ударами в высоком темпе, но довольно прямолинейный, и Каролину это совершенно не поставило в тупик, она и не к такому привыкла. Ким попробовала уйти в оборону, но это тоже успеха не принесло: Каролина в качестве первого номера на корте – это довольно забавное зрелище, но она же бесстрашная девушка, а удача смелых в этом матче очень любила. Она, представьте себе, шла к сетке, и в итоге за матч выиграла у сетки больше очков. Был вариант самой идти к сетке, но Ким вчера играла слета не лучшим образом. Она была явно не готова к тому, чтобы перекидывать мяч через сетку по пять-шесть раз и несколько раз захлебнулась в собственных атаках. Потом она пробовала пробивать, и это была бы хорошая идея, если бы Клийстерс в стремлении форсировать не ошибалась бы так много. А сколько было потеряно очков на нервной почве – не перечесть. И вот так весь матч.

Нельзя сказать, что Ким прям уж таки выиграла этот матч, потому что она была довольно далека от своей лучшей игры. Лучше сказать, что она выдержала серьезное испытание, смогла не поддаться на провокации, смогла сохранить хладнокровие в решающие моменты и смогла надолго не выпускать из своих рук нить игры.

Мужской турнир еще пока не закончен, но уже сейчас можно говорить, что он, в отличие от женского, выдался не таким уж богатым на события, остался у женского в тени. Если не брать в расчет анекдотического поражения Роддика, который впрочем не претендовал на титул, и невзрачного поражения Мюррея, который претендовал, – все шло если не строго по плану, то и не вопреки ему. И матчей выдающихся, с высоким качеством игры и бескомпромиссной борьбой, тоже было негусто. Вчерашние полуфиналы не стали исключением.

Бывают такие матчи, когда все висит на волоске и до последнего мяча невозможно решить, кому достанется победа. Бывают такие, когда победитель становится ясен с первых же геймов, а то и розыгрышей. Это вовсе не обязательно вытекает из разницы в классе или качества игры, просто необъяснимо возникает ни на чем особо не основанная уверенность – вот этот парень сегодня не проиграет. Или – вот этому парню тут ловить нечего. Как ни жаль, но оба мужских полуфинала US Open были именно из этого разряда.

В первом матче, между Надалем и Дель Потро, это стало ясно после третьего гейма. При счете 1:0 в пользу аргентинца на подаче Надаля было 40:0, но аргентинец смог добраться до брейк-пойнта. Надаль, однако, в своей типичной манере – с середины корта забил с отскока, проявил активность, в общем – брейк-пойнт отыграл, и на нескольких ошибках Дель Потро сумел-таки вытянуть гейм. Надаль, эксперт не только в перекидывании мяча на ту сторону сетки, но и в психологической войне, все время ведущейся на корте, в том, как выбивать почву из-под ног, после таких мини-побед обычно вцепляется намертво, не позволяя сопернику забыть ни на минуту, что ни малейшего расслабления на своей подаче быть не может и все ошибки будут немедленно и беспощадно караться. Казалось, так все пойдет и в этот раз. В следующем, третьем гейме на подаче Хуана Мартина Рафа получил брейк-пойнт. Аргентинец, однако, отыграл его эйсом, и тут стало ясно, что шутить он не намерен.

До этой встречи Дель Потро выиграл у Надаля два матча подряд, и теперь можно сказать, что он и его команда подобрали ключи к игре испанца, по крайней мере на харде. Ключи эти, в общем, простые и всем известные. Бить глубоко и сильно, подавать под право, играть косыми выбивающими под лево и всегда быть готовым к тому, что очко придется выигрывать тремя, а то и четырьмя ударами. Это, конечно, легче сказать, чем сделать, но за последний сезон молодой аргентинец настолько прибавил в психологическом компоненте игры прежде всего, что может выполнять эту простенькую схему с уверенностью – не случайно каждая его победа над Надалем была легче предыдущей.

Долго ли, коротко ли, но вытащив этот третий гейм, Хуан Мартин окончательно освоился на корте и стал с блеском реализовывать план под названием «буря и натиск». В следующем гейме, со второго брейк-пойнта он сумел взять подачу Рафы, и именно с этого гейма начался разгром, пробуждающий в памяти воспоминания о полуфинале Надаля на Australian Open-2008 против Тсонги. Там, правда, Надаль сумел выиграть на гейм больше.

Игра осложнялась довольно сильным ветром, который, будучи неудобным для обоих, все же менее неприятен консервативной игре Надаля. Однако Дель Потро провел «калибровку» своих ударов на очень высоком уровне, сделал поправку к подаче, не стал рисковать так, как он обычно рискует, и, в общем, свел всю игру Надалю под право. Со своей коронной «пушки» испанец наошибался предостаточно, причем его основная стратегия – массированная бомбардировка левого фланга соперника – совершенно не работала. Аргентинец играючи выдерживал диагональные обмены ударами слева налево, а когда наступал удобный момент, забегал под форхенд и громоподобными ударами взвинчивал темп до такого, который испанцу оказывался просто не под силу.

Было несколько моментов, когда Рафа пытался организовать сопротивление, но так и не смог выиграть ни одной подачи соперника. Чуть только начиная терять нить игры – позволяя бывшей первой ракетке, к примеру, получить 30:0 или даже брейк-пойнт на своей подаче – аргентинец брал себя в руки, возвращал концентрацию на прежний уровень и не напрягаясь выравнивал положение. Примерно к середине второго сета стало ясно, что единственное, что может спасти Рафу – физический и/или психологический надлом Хуана Мартина. По игре шансов не было ни малейших.

Но Дель Потро пронес этот хрупкий баланс спокойствия и уверенности, на котором держится игра, так и не нарушив, через весь матч. До самого последнего гейма, в котором он сделал брейк на финал, он ни разу не дал усомниться, что в тот день, в том матче он был безоговорочно лучше.

Судьба второго полуфинала была решена в седьмом гейме первого сета. После не самого удачного старта с обеих сторон Джокович сумел воспользоваться неважной игрой Федерера, сделал брейк и повел 4:2, однако отдал следующий же гейм на своей подаче на четырех смешных ошибках, после чего сомнений в исходе матча не осталось ни у зрителей, ни у Роджера, ни, кажется, у самого Новака.

В матчах Джоковича и Федерера больше всего раздражает то, что по идее это соперничество должно порождать красивую игру. На деле же, среди тринадцати встреч, которые они сыграли между собой, не было ни одной, в которой бы они играли хорошо одновременно. Ближе всего к идеалу, наверное, подошел финал Открытого Чемпионата США 2007 года, но и там игра шла с периодическими провалами то у одного, то у другого. Те же самые обоюдные провалы наблюдались и вчера, все дело в том – в какие периоды матча.

В отличие от предыдущего матча, нельзя было сказать, что этот полуфинал проходил при подавляющем преимуществе одного из игроков – на протяжении всех трех партий игра шла примерно равная. До какого-то момента, точнее до последних, решающих геймов в сете. В этих последних геймах Федерер, как и полагается живой легенде и вообще любому игроку экстра-класса, поднимал свою, в общем, среднюю игру на абсолютно другой уровень (все, конечно, видели совершенно безумный виннерс между ног, который он организовал в самом конце матча, но это был лишь один, самый яркий, момент из многих). Джокович же, игравший на протяжении матча тоже достаточно средне, в решающие моменты просто разваливался.

То ли он больше был занят починкой горшков с нью-йоркской публикой, вдребезги, казалось, перебитых год назад после матча с Роддиком, то ли просто не тешил себя иллюзиями относительно победы над Роджером в этом конкретном времени и месте, но на решающих очках он был совершенно не способен хоть чем-то удивить первую ракетку. Проигрыш трех сетов подряд со счетом 7:6 или 7:5 – это всегда прежде всего проигрыш в битве нервов.

Федерер же, особенно после выигранного в первом сете тай-брейка, всем своим чемпионским существом знал, что ему нужно только не дрогнуть в последних геймах – и матч будет его. План был простой – держать свои геймы и ждать, когда предоставится случай (а в том, что он предоставится, сомнений не было). Во второй и третьей партиях он уже мог полагаться в этом деле и на первую подачу – после ужасного провала в первой половине первого сета она больше швейцарцу не отказывала. Федерер прибавлял именно тогда, когда это было абсолютно необходимо. В двенадцатом гейме второго сета Джокович отыграл два сетбола со счета 15:40, имел нереализованный геймбол, и в следующем розыгрыше давил швейцарца со страшной силой. Федерер, которому, казалось, некуда уже было деваться, бегал из угла в угол не хуже Надаля, и в конце концов из последних сил сумел запустить резаный, умирающий обводящий удар, который, на его счастье, задел сетку. Джокович смазал удар с полулета, дал швейцарцу еще один шанс, который тот и реализовал. Можно было сказать «повезло», но везет тому, кто точно рассчитывает свои силы и бросает их на прорыв в самый нужный момент.

После этого довести матч до победы было делом времени. В финале Федерер, не проигрывавший на кортах Flushing Meadows уже 5 лет, встретится с игроком, для которого этот финал турнира «Большого шлема» первый в карьере. Швейцарец ведет в личных встречах 6-0, причем только в последнем их матче Хуан-Мартин смог организовать сопротивление. Сможет ли он сделать еще один шаг? В любом случае хотелось бы, чтобы хоть у этого из трех последних матчей уходящего US Open-2009 присказка была такая – «бывают такие матчи, когда все висит на волоске и до последнего мяча невозможно решить, кому достанется победа».