Просто я работаю волшебником
Прозвище волшебника Санторо получил не от кого-нибудь, а от самого Пита Сампраса после того, как в 2002 году в Индиан-Уэллсе Санторо обыграл его в трех сетах. Марат Сафин на вопрос, что он больше всего не любит, ответил так: «Ходить к зубному. Хотя если поразмыслить, я лучше запломбирую канал в зубе, чем сыграю с Санторо». И таким словам Марата Сафина есть объяснение.
С тех пор, как появился мировой рейтинг АТР, в туре было 24 первых ракетки мира, Санторо играл с 19-ю и обыграл 17. Он ни разу не играл с Настасе, Ньюкомбом, Боргом, Макинроем и, представьте себе, нынешней первой ракеткой Рафаэлем Надалем. Он никогда не выигрывал только у Лендла и Кафельникова. При этом он имеет победы над Коннорсом, Виландером, Беккером, Эдбергом, Курье, Риосом, Рафтером, Куэртеном, Ферреро, Роддиком, по две победы над Хьюиттом, Федерером, по три над Сампрасом, Мойей, Агасси, четыре победы над Мустером и семь побед собственно над Маратом Сафиным.
Для нас Санторо вообще чрезвычайно интересен именно своими взаимоотношениями с двумя российскими первыми ракетками — Евгением Кафельниковым и Маратом Сафиным. Так вот, с Кафельниковым он имеет счет 0-6 и объясняет это очень просто: «Евгений был очень силен, у меня никогда не было ни малейшего представления, как с ним играть. Любое оружие в его арсенале было лучше, чем мое, он делал виннерсы с форхенда, бэкхенда, слета, со смеша, из любой точки корта. Как бы я ни старался вычислить его игру, я никогда не угадывал. Я думаю, Евгений один из лучших бойцов, с которыми я играл за время своей карьеры. Против него моя тактика не работала, он был слишком хорош». С Сафиным же дело обстояло наоборот (счет 7-2). Сильные удары Сафина оказывались бессильны против трюков Санторо. Фабрис говорил об этом так: «Марат, безусловно, очень силен. С его мощью и отличным бэкхендом он способен на все. Но моя игра очень разнообразна, я строю свою тактику в соответствие с игроком, погодными условиями и покрытием корта. Поскольку Марат очень высокий, я стараюсь посылать мяч низко, чтобы ему приходилось наклоняться и тянуться. При первой возможности атакую у сетки, куда ему трудно домчаться с задней линии».
Нельзя сказать, что Санторо был таким уж успешным игроком. Он хорошо стартовал в юниорах. В 1988-м он выиграл самый престижный юниорский турнир Orange Bowl, в 1989 год завоевал победу на юниорском «Ролан Гаррос», в 17 лет закончил год на втором месте в юниорском рейтинге и впервые сыграл в финале взрослого турнира в Тулузе. Но первой победы пришлось ждать долго, аж до 1997 года, когда Санторо победил на турнире в Лионе. А последняя его победа в одиночном разряде состоялась в 2008 году, на турнире в Ньюпорте (между прочим, вторая подряд, к тому же она сделала его самым «пожилым» победителем турнира АТР из ныне играющих). За годы своей карьеры он выиграл всего 6 титулов в одиночном разряде и впервые вышел в четвертьфинал турнира «Большого шлема» на «Ролан Гаррос» 2006 года, между прочим, в возрасте 33 лет.
Успехи Фабриса гораздо больше впечатляют в парном разряде. За 18 лет карьеры он выиграл 24 парных турнира, среди которых есть два Australian Open (2003 и 2004 годы), итоговый турнир АТР (2005 год), также финал Australian Open (2002 год), финал «Ролан Гаррос» (2004 год), финал «Уимблдона» (2006 год). Также Санторо в 2005 выиграл «Ролан Гаррос» в миксте, где помощницей волшебника стала Даниэла Гантухова.
Что же такого удивительного в этом самом Санторо, за что одни называют его «волшебником», а другие теннисным маргиналом, и за что его так «не любит» Марат Сафин? Конечно, это его игровой стиль. «Я совершенно не понимаю его магии. Иногда мне хочется подбежать к Фабрису, выхватить ракетку из его рук и закричать: «Ты все делаешь неправильно». Но может, именно поэтому он волшебник», — эти слова принадлежат эксперту tennis.com Питеру Бодо. По словам Джейка Найла из австралийского издания The Age, сейчас никто в туре не играет, как Санторо: «При том, что сейчас в туре нет никого, даже отдаленно напоминающего его, и мало перспектив, что такие появятся, сам Санторо вызывает в памяти чешского спортсмена Милослава Мечира, которому повезло играть в те времена, когда мощь ударов не была столь важной и которому удалось добраться до финалов нескольких турниров «Большого шлема». Действительно, сила его ударов очень ограничена по одной простой причине — он единственный на данный момент теннисист, который выполняет удары с обеих сторон двумя руками (как Моника Селеш). При этом он выполняет удары крайне разнообразные во всех направлениях, под любым углом, многие из них вообще являются уникальными и изобретены им самим. Некоторые говорят, что у него резаный форхенд, другие определяют это как бэкхенд с двух сторон, сам он утверждает, что его манере игры невозможно научиться: «Гораздо проще научить человека играть в правильный теннис, чем в такой, как у меня. Вряд ли кто-то после меня будет играть так же».
Санторо на данный момент ярче всех воплощает в себе идею игры в теннис. Так, например, по словам Джоэля Дракера, Сампрас и Коннорс были машинами, Федерер сочетает в себе машину и артиста, а Санторо — чистый артист. «Такие игроки, как Санторо, и если брать уровнем выше, как многоликий Роджер Федерер, добиваются большего успеха, когда не следуют указаниям инструктора, тренера, а когда вносят что-то свое в игру. В последнее время это можно отнести и к Рафаэлю Надалю. Надаль четыре года гонялся за Федерером, но когда он стал менять, разнообразить свою игру, он добился своего и обошел великого Роджера».
Надо отметить, что следование своим путем является одной из особенностей французской теннисной школы. В отличие от захватившего мир американского стиля мощного силового тенниса, французы учат детей, прежде всего, играть, а не бить. Может быть, французы не так успешны, но они считают, что главное в теннисе это творчество, креативность, а именно этими качествами Санторо наделен как никто другой. Капитан французской команды Кубка Федерации Жорж Говен сказал: «Мы во Франции учим игроков основам, но при этом стараемся вдохновить их на создание собственного игрового стиля. Теннис это то, во что вы играете». И давайте посмотрим, кто сейчас делает шоу в мировом теннисе? Конечно, из Монфиса не получится второй Санторо (хотя его многие в этом «обвиняли»), но он интересен, он необычен, он привносит в игру что-то свое, также как, впрочем, Ришар Гаске, Жо-Вильфред Тсонга. Так что еще посмотрим за кем будущее. По крайней мере, у американцев и близко не видно ни одного подобного яркого персонажа. Что же касается Санторо, можно точно утверждать, что такой теннисист мог вырасти только во Франции.
Фабрис Санторо родился 9 декабря 1972 года на Таити, который считается самым большим островом французской Полинезии. Там работали его родители. Его отец был голкипером команды второго французского футбольного дивизиона, так что Санторо с детства любит футбол. Отец приобщал сына к спорту, и по легенде, именно он «виноват» в необычной технике теннисного Гарри Поттера. Когда Фабрис начинал заниматься теннисом, отец дал ему слишком большую ракетку: «Когда я начал бить мячиком о стенку, ракетка была слишком тяжела для меня, так что совершенно естественно, что я начал держать ее двумя руками», — рассказывает Санторо. — «Тренер старался переучить меня играть одной рукой, когда мне было 11-12 лет, но я не хотел. Я никогда не хотел меняться, не думаю, что удары одной рукой сделали бы меня лучшим теннисистом, чем сейчас. Игра двумя руками с обеих сторон — это одна из вещей, которая отличает меня от других игроков и с которой им трудно справиться».
Многие игроки называют Санторо одним из своих любимых теннисистов, а вот кого называет в числе любимцев сам Санторо. Когда Санторо узнал о том, что Энди Мюррей является его большим поклонником, он ответил так: «Это очень мило со стороны Энди. Мне тоже нравится наблюдать за его игрой. Он очень умен, и мне нравится, как он двигается. Мне больше нравятся такие игроки, нежели те, кто полагается только на свою силу». Еще один человек, которого волшебник очень уважает, это Роджер Федерер. «Для него все выглядит просто. Нет места в корте, которое он бы не контролировал». Даже после удручающего поражения во втором круге Australian Open этого года, в котором Федерер обыграл Санторо со счетом 6:1, 6:2, 6:0, Фабрис сказал, что хочет сыграть с Федерером еще: «То, что он делает — это так красиво. Мне бы хотелось сыграть с ним еще раз. Очень хотелось бы. Последние три недели я хорошо играл. Я обыграл высокого американца Изнера, Блэйка, который сейчас очень хорош, в ноябре я обыграл Роддика, обыграл Джоковича. Получается, что я еще могу показывать хороший теннис. Но сегодня мне показалось, что он пришел из другого измерения. Я пробовал и то, и это… Вы можете сказать, что я мог бы бить сильней, может быть и мог… Но если вы посмотрите на статистику, то увидите, что я сделал четыре невынужденные ошибки, а он сделал 58 виннерсов за 58 минут. Я хорошо подавал, хорошо двигался, я вообще был в хорошей форме, хорошо бил по мячу, но выиграл три гейма, так что этого было недостаточно».
Чем еще отличается Фабрис Санторо, так это своим отношением к теннису. По поводу своего восхождения на рекордную 17-ю строчку рейтинга 6 августа 2001 года, в возрасте 28 лет, он сказал так: «Это большая удача — быть так высоко в рейтинге. Это невероятно. Я не могу сказать, что делал что-то особенное. У меня не было особого тренировочного режима. Я просто не пью, не курю и хорошо ем».
А вот чем объясняется его теннисное долголетие. «Когда я дебютировал в туре в 16 лет, я всегда старался играть как можно лучше. Неважно сколько тебе лет 16, 25 или 30. Мое желание соревноваться на самом высоком уровне столь же сильно, как и раньше. Но когда тебе 16, трудно представить, что ты выиграешь турнир через 20 лет. Сейчас у меня такая же страсть к игре, как и 15 лет назад, а может и сильнее». И это желание играть приносит свои плоды: за все годы в туре Фабрис всего два раза (1995 и 1996 годы) не закончил сезон в топ-100, ему принадлежит рекорд Открытой эры по количеству сыгранных турниров «Большого шлема» — 65.
Когда его спрашивают, что помогает ему так долго играть в теннис, он отвечает: «Секретов у меня нет. Я играю в теннис с 6 лет, а это почти 30 лет, люблю вступать в единоборство с соперником. Чем дальше я играю, тем меньшее значение для меня имеют победы или поражения — в этом, наверно, и секрет. Да, мой стиль необычен, но, может, в этом вся соль. Если бы бил по мячу стандартно, возможно, закончил бы еще лет пять назад, но благодаря тому, что моя техника ни на кого не похожа, я продолжаю получать удовольствие». И, наверное, благодаря этой страсти Санторо принадлежит еще одно достижение — он и его соотечественник Арно Клеман в первом круге «Ролан Гаррос»-04 сыграли самый длинный матч в истории тенниса. Их поединок продолжался 6 часов 37 минут. 6 часов 37 минут интереснейших теннисных трюков, 6 часов 37 минут теннисной магии.
Но эти минуты, часы, а вслед за ними и годы берут свое… И вот он официально заявляет, что 2009 год станет последним в его карьере профессионального теннисиста. «Я не составил свое расписание на 2009 год. Я, наверное, сыграю несколько турниров, но мне все трудней участвовать в туре. Не трудно играть, трудно тренироваться и путешествовать. Я хочу проводить больше времени со своей дочкой. Поэтому я намерен вернуться во Францию, чтобы быть к ней ближе». Без сомнения, можно сказать, что это будет большой потерей для тура, ведь такого игрока в нем больше не будет.
Жаль, что ты нас бросаешь...( Удачи в нетеннисной жизни!
думаю, что я поняла что такое виннерсы, спасибо всем за участие :)
Ничего не доказывает - просто еще раз показывает что Марат не умеет ударять на крученые удары. Причина в голове - в его компьютере - который должен автоматически пересчитывать отскок и дальнейший улет мяча из-за закрутки после характерного движения соперника. Это все достаточно просто для игроков настольного тенниса - на этом всем он и базируется. А в большом теннисе немногие обладают такой концентрацией и таким компьютером. Кафельников, Федерер и Надаль поэтому и великие.
П.С. Я думаю все помнят как Марат признал свое бессилие против слабого защитно-безнадежного крученого удара Феди слева.