Богатый улов Фиша
Впервые Марди Фиш ощутил вкус теннисной славы в самом что ни есть раннем детстве. Местная телевизионная компания Эдины, штат Миннесота, приехала снимать ролик на корты клуба, где работал тренером его отец Том, и Марди с удовольствием позировал перед камерами, посылая мяч через сетку с задней линии корта. Тогда ему было два года. А в 21 год он был одной из главных надежд теннисной Америки наряду с Энди Роддиком.
Однако надеждам не суждено было сбыться. Во всяком случае в полном объеме, во всяком случае пока. Турнирный путь Марди Фиша за последние пять лет больше напоминал американские горки, чем поступательное движение вперед и вверх, и постепенно, с возрастом, Марди даже перестал быть подающим надежды.
Впервые он выстрелил в 2003-м. Тогда его впервые включили в состав сборной США в Кубке Дэвиса, он дошел до финалов в Делрей-Бич и Ноттингеме, завоевал первый титул в Стокгольме. А лучшим результатом, первым из прорывов, стало выступление на «Мастерсе» в Цинциннати, где Марди дошел до финала и с двух матчболов на тай-брейке третьего сета проиграл Энди Роддику, своему детскому другу, который через пару месяцев станет первой ракеткой мира.
В 2004-м Фиш был 17-м в рейтинге и играл в финале Олимпиады в Афинах. Но проиграл Николасу Массу, ведя по сетам 2:1: «Обычно, если уж я устаю, то устаю, и усталость лишь продолжает накапливаться. А он, вернувшись после перерыва, представляете, он снова был свеж! Понятия не имею, как это могло получиться».
2005 год стал одним сплошным разочарованием. Неудачно отыграв турниры в начале года, в мае Фиш получил травму левого запястья, летом перенес две операции, после «Ролан Гаррос» принял участие лишь в трех турнирах и закончил сезон на 139-й строчке рейтинга, впервые с 2001 года вылетев из Top-100.
На первых турнирах 2006 года Фиш без шансов вылетал уже в первом круге. Единственный упорный матч ему удался в Мемфисе в феврале, где он вновь играл с Роддиком, и вновь проиграл на тай-брейке третьего сета. К этому моменту падение Марди достигло «рекордной отметки» — 341 места в рейтинге. После пары удачных выступлений на Челленджерах и победы в Хьюстоне ему удалось вновь вернуться в Топ-50. Но ведь это был всего лишь Топ-50.
2007-й в плане нестабильности ничто не отличало от предыдущих лет. В начале года очередной прорыв — четвертьфинал Australian Open, который по сей день остается лучшим достижением Фиша на турнирах серии «Большого шлема», а затем снова провал. И большинство матчей, которые Фиш уступил в концовке прошлого сезона, были проиграны им в решающей партии со счетом 5:7 или 6:7, когда до победы оставался буквально шаг.
В середине прошлого сезона Марди вернулся к прежнему тренеру Келли Джонсу. С Джонсом Фиш расставался, чтобы поработать с Тоддом Мартином, когда тот окончил карьеру. Но неудачи последнего периода убедили Фиша вернуться к человеку, который привел его к наивысшим карьерным достижениям — серебру Олимпиады и 17-й позиции в рейтинге. Фиш также нанял в качестве тренера по физподготовке Рори Кордиала, бывшего игрока в американский футбол, который разработал целую тактику по укреплению слабых мышц колена и запястья Марди.
Обозреватель tennis.com Питер Бодо так охарактеризовал перемены в тренерском штабе и игре Фиша: «Уверен, что большинство тренеров, работавших с ним, пытались укрепить его нестабильный форхенд, обуздать его мощь и добавить очевидно недостающего постоянства. Фиш в конечном итоге осознал, что это ему нужно, простите за каламбур, как рыбе зонтик. То, что Фиш сам называет «бить и промахиваться», — его наиболее эффективный теннис — никогда не был для него таким уж эффективным. Но вся эта работа, проделанная чтобы как-то стабилизировать этот самый странно выглядящий форхенд со временен Эдберга, была совсем не напрасна. Он признает, что чувствует себя более уверенным играя справа, и что бы там ни говорили, главное то, что он сам так считает».
И насчет рыбы и зонтика Фиш согласен: «Я в некотором роде решил отступить от своего первоначального плана игры, который состоял в том, чтобы быть агрессивным, подавать и выходить к сетке. Сейчас я стараюсь сыграть несколько мячей в начале розыгрыша. Не задавать ни с кем ровный темп игры, в этом все дело. Думаю, это приносит мне результат сейчас».
И с Марди сложно поспорить. По крайней мере на турнире в Индиан-Уэллсе это принесло ему результат, на который он сам наверняка и не рассчитывал. Одержав победы в двух сетах над Флорианом Майером, Игорем Андреевым и 4-м номером мирового рейтинга Николаем Давыденко, Марди мог бы уже счесть план выполненным — хорошие победы, 4-й круг турнира серии Masters. Но произошел какой-то перелом, очередной фирменный прорыв Фиша — и в матче против Ллейтона Хьюитта он наконец выиграл третий решающий сет на тай-брейке.
А ведь именно перед этим матчем он говорил: «Я не выиграл ни одного тай-брейка в этом сезоне. Ни в матче, ни на тренировках. По какой-то причине я просто, ну, словно довольствовался тем, что добирался до этого тай-брейка. И говорил себе — «ОК, это ведь лотерея. Может повезти мне, а может и сопернику», — но не думаю, что это было правильно, так действовать».
Четвертьфинал против Налбандяна стал настоящей проверкой на прочность — целых два тай-брейка, один из которых Марди все-таки проиграл. Но он выиграл последний, самый важный и впервые в карьере вышел в полуфинал Pacific Life Open.
Такой результат вызвал ажиотаж в теннисных изданиях. О Марди действительно много написали, но были уверены, что на этом турнире информационных поводов он больше не даст — ведь в полуфинале Фиш должен был встречаться с Федерером, у которого лишь раз сумел взять сет в пяти предыдущих встречах.
Перед матчем Фиш излучал спокойствие: «Ты просто должен выйти и ты обязан чувствовать, что можешь победить его. Я чувствовал, что могу сейчас обыграть кого угодно. Я чувствую, что могу выигрывать сложные матчи против действительно элитных игроков, которые по-настоящему сильно играют, на тай-брейках решающих сетов и так далее».
А Федерер не обманывался низким рейтингом соперника: «Это ведь не тот случай, что вот, он парень, который впервые поднялся на 98-ю строчку, совершив прорыв и ворвавшись в Top-100. Этот парень уже был в двадцатке, у него есть серьезные победы. Так что давайте не будем говорить о 98-м номере рейтинга. Мы же знаем, что он мог бы быть куда выше».
Предусмотрительность Роджеру не помогла. И хотя форма швейцарца с начала года вызывала серьезные сомнения, такого разгрома вряд ли кто мог ожидать. Фиш одержал свою самую громкую победу в карьере со счетом 6:3 6:2, и стал тем самым долгожданным американцем, который прервал серию Федерера из 41 победы над теннисистами из США. Последним был Энди Роддик на «Мастерсе» в Монреале в 2003 году. Пожалуй, это был первый случай, когда Энди Роддик мог позавидовать своему другу.
Невероятное достижение американца тщательно проанализировали журналисты ведущих спортивных изданий всего мира.
Обозреватель Tennis Dairy Нина Рота скорее считает этот полуфинал театром одного актера, Фиша: «Каким же образом Фиш смог победить игроков первой десятки в Индиан-Уэллс? Он был агрессором. При первой же возможности он бил по мячу, посылая его из одного угла в другой. Он выходил на ударные позиции раньше, чем его соперники, и как говорит сам Фиш, им это не нравилось: «Они все действительно хорошо умеют защищаться, но основное преимущество они зарабатывали, когда были агрессивными. Но когда агрессивным был я, не думаю, что им это сильно нравилось».
Спортивный корреспондент The Sunday Times Барри Флатман больше делает упор на недостатках Федерера в то день, которые Фиш затем, не будь дураком, обращал себе на пользу: «Элегантность это не то слово, которым можно описать стиль живущего во Флориде уроженца Миннесоты, чья карьера была укорочена двумя операциями на запястье, травмами плеча, ступни и колена. Фиш мощно подает и любит сопровождать подачу сильнейшим ударом справа или атакой у сетки, но постоянно встречая шаблонные ответы Федерера, он почувствовал возможность обрести такую веру в себя, что практически каждый удар, который он совершал, казался совершенным».
Обозреватель tennis.com Питер Бодо здраво оценивает возможности Фиша как игрока, но дает ему шанс в этом сезоне: «Должно быть это звучит безумно, но он построил свою игру так, как только игрок с серьезными прорехами в игре может построить. И это подразумевает, что он поднимает свой уровень игры на другой уровень. Конечно, существует бесконечно большое число уровней, на которые можно подниматься бесконечно малыми шагами, когда ты игрок Top-50, для которого любой мачт с элитным игроком настоящий экзамен. Но имейте в виду, что Фишу не нужно защищать очки в следующие месяцы. Я верю в него. И я не удивлюсь, если он войдет в десятку после «Уимблдона» (и я отлично знаю, что услышу в свой адрес, если он не войдет)».
Что ж, добавим от себя, теперь только осталось дождаться, как распорядится столь богатым уловом Марди Фиш, ведь уже не раз за ярким прорывом следовал очередной болезненный спад в его карьере. Наверное, в этом сезоне Фишу все же стоит дать шанс. Способность начать выигрывать тай-брейки в третьих сетах стоит дорого. Это все равно как если бы Кузнецова начала выигрывать финалы. Для этого нужно иметь уверенность, и значит она у Фиша есть. И даже есть объяснение этой появившейся уверенности. Фиш меняет игру, вместо «бей и промахивайся» он готов хладнокровно держать мяч в розыгрышах, а к тому же старый добрый удар справа в результате кропотливой работы стал уверенней, и потому стабильней. Что может помешать Фишу в этом сезоне? Его уровень как «игрока с серьезными прорехами в игре» и группа «по инвалидности» в 26-летнем возрасте естественно не позволит ему выигрывать все матчи, какие бы ему хотелось, чему доказательство финал с Джоковичем. А ведь будут и другие поражения, и от игроков рангом пониже Джоковича, но более мастеровитых, более здоровых и более молодых. Но если эти поражения не будут слишком ранить молодую поросль уверенности Марди Фиша, то почему ему при условии хорошей физической формы действительно не быть в десятке к «Уимблдону»?
Прекрасное изложение, интересные факты, грамотная аналитика.
Браво, Александра, браво, Ксения.
Бред, полный бред. Фиш - в десятке, а Иснер - победит в финале US Open Янга! :))))))))