Курникова сыграла на Олимпиаде еще в 15. Она вообще спешила строить карьеру и сводить фанатов с ума красотой
Молодые годы русской суперзвезды.
В инстаграме Анны Курниковой теннисных фотографий очень мало – и по большей части это репосты того, что выкладывают несколько фанатских аккаунтов. Последнее теннисное фото, которое Анна выложила сама – это снимок с церемонии открытия Олимпиады-1996 в Атланте. Сделала она это еще в августе 2016-го.
«Так горжусь тем, что поучаствовала в Олимпиаде еще совсем ребенком. #олимпиада #совсеммалышка», – подписала пост Курникова.
В Атланте россиянка действительно была совсем ребенком – ей было 15 лет и 47 дней, она стала самой молодой участницей турнира. В сетку она попала по wild card, потому что тогда еще не входила в топ-100, и проиграла в первом круге в одиночке и в паре с Еленой Макаровой. Для женской сборной – Курникова, Макарова и Елена Лиховцева – тот турнир вообще закончился после первого раунда, а вот единственный россиянин в сетке – Андрей Ольховский – дошел до четвертьфинала.
После Олимпиады Курникова прорвалась на US Open и стала звездой – хотя пиарить ее начали еще в 10 лет
Курникова на Олимпиаде вообще проводила чуть ли не первый большой турнир в карьере, но у нее уже были отличные результаты – особенно для 14-летней девочки. В 1995-м она получила wild card в квалификацию Кубка Кремля и в итоге дошла до второго круга в основе. А перед Атлантой Анна взяла два титула на турнирах ITF. Причем на одном она победила трех теннисисток топ-100.
И сразу после Олимпиады Курникова совершила прорыв – на US Open из квалификации пробилась в 1/8 финала, обыграв по дороге 14-ю ракетку мира Барбару Паулюс. «Я не ожидала, что она будет так хорошо играть. Она забивает отовсюду. На корте она очень спокойна», – рассказывала австрийка после матча.
А Курникова после той победы пообщалась не только с журналистами, но и с певцом Силом – большим любителем тенниса. Он пришел на пресс-конференцию и спросил ее, каково быть будущим женского тура.
На том US Open остановила Анну только №1 и будущая чемпионка Штеффи Граф.
И Паулюс, наверное, должна была ожидать от Курниковой высокого уровня, потому что даже в 15 Анна не была неизвестной. Например, одна из самых авторитетных газет США The New York Times писала о ней еще в 1992-м, когда ей было 10: «Ее готовят к тому, чтобы устанавливать прецеденты и бить рекорды. Она пример того, куда движется ее спорт и как быстро он намерен туда прийти. Если применять принципы гидропоники к теннису, то Курникова будет самым крупным, сочным и быстрорастущим растением в аморфном саду спорта».
К тому моменту Курникова уже жила в США и тренировалась в академии Ника Боллетьери – в которую попала, потому что подписала контракт с агентством IMG. Агент Пол Теофанус, услышавший о ней от своих контактов в России, рассказывал, что сначала посмеялся над предложением подписать еще совсем ребенка. Но потом посмотрел на нее на Кубке Кремля-1991 и взялся за дело.
А Боллетьери так рекламировал ее потенциал: «Я видел много разных игроков, но она меня пугает. Она знает все – что делать и как всего добиться. У нас тренировались Агасси, Курье, Селеш, но я без сомнения могу сказать, что был шокирован, когда увидел, как она играет в свои 10 лет.
Может ли она стать профи в 12? Возможно. Я не уверен, что смогу ее сдержать. Проблемой будет не сделать ее чемпионкой, а удержать ее в узде до нужного момента».
Когда в 1994-м 12-летняя Курникова дебютировала на юниорском «Ролан Гаррос», в The Los Angeles Times вышла статья «Двойное поражение Навратиловой ушло в тень 12-летней». А когда Анна в 14 проиграла на юниорском US Open, уже ходили разговоры, что она отстает от расписания.
Ранний дебют на Олимпиаде вписался в тренд карьеры Курниковой. Она все делала рано – например, стала профи и секс-символом
Курникова в начале карьеры вообще создавала впечатление человека, который спешит жить. Это проявлялось в работе – на корте она действовала очень быстро, а еще сердилась из-за ограничений, которые появились в WTA для молодых профессионалов. Из-за них она не могла играть столько турниров, сколько хотела. «Нельзя вводить такие правила. Я всю жизнь тренировалась, чтобы играть. А сейчас я просто жду. Чего – не знаю», – возмущалась она в 1997-м.
Она торопилась себя показать – как теннисистку и как девушку. Томми Хаас, познакомившийся с ней еще в академии Боллетьери, рассказывал: «Она очень быстро поняла, что она симпатичная и хорошо играет. Поэтому держалась высокомерно, не очень хорошо относилась к людям. Она знала, что ей все сойдет с рук».
А в The Los Angeles Times писали о стиле 15-летней Курниковой: «На корте она носит короткую юбку и короткий топ, который будто специально создан, чтобы задираться. За пределами корта Курникова предпочитает откровенную и/или облегающую одежду. Когда она проходит через комнату отдыха игроков, там все заметно оживляются».
Sports Illustrated, когда Анне было всего 16, провозгласил: «После ухода Габриэлы Сабатини ни одна теннисистка не была таким секс-символом. Но Курникову от Сабатини отличает энтузиазм, с которым она приняла эту роль».
Постороннее внимание к своему телу, иногда достигавшее напрягающих масштабов (особенно с учетом того, что речь идет о подростке), Анну вообще не смущало. Например, про британские таблоиды после «Уимблдона»-1997 (где 16-летняя россиянка дошла до полуфинала) она говорила так: «Они постоянно печатали фото моей задницы. Но она не толстая. Фотки отличные».
В итоге ей очень рано стали предъявлять претензии в том, что она слишком много внимания уделяет внешности. Курникова возражала: «Может быть, стало бы легче, если бы я сделала пластику, чтобы выглядеть хуже. Меня спрашивают: «Почему тебе нужно так хорошо выглядеть на корте? Почему ты не можешь просто играть?» Но для меня корт – это театр, и я хочу самовыражаться. Почему я должна быть уродиной только из-за того, что я спортсменка?»
И чувствовать Курникова тоже спешила. «На турнире в Индиан-Уэллс 14-летняя Курникова регулярно появлялась в баре отеля, без проблем выдавая себя за человека намного старше. А еще она составляла компанию российскому хоккеисту Сергею Федорову, которому 26 лет», – писали в The Los Angeles Times в 1996-м.
С Федоровым у Курниковой в итоге были отношения, про которые она говорила: «Возраст не имеет значения. Почему другие мне рассказывают, с кем мне дружить, что мне делать? Они сами не идеальные, и это не их дело. Есть личные вопросы. Вы же не будете мне рассказывать, чем с женой занимаетесь».
В итоге быстрый старт привел к большим успехам во всем – кроме тенниса в одиночном разряде. После яркого начала появились травмы, сомнения и разговоры о нереализованном потенциале – потому что из тура Курникова ушла, не выиграв ни одного титула.
***
Отношения со сборной России после Олимпиады-1996 у Курниковой тоже не особо заладились. Она несколько раз отказывалась играть за сборную в Кубке Федерации. В итоге, когда в апреле 2000-го она все же приехала в Москву играть существовавший тогда групповой этап и уступила во всех трех матчах, с трибун «Олимпийского» в ее адрес слышался свист.
Еще в 2000-м она отказалась играть на Олимпиаде: «Я всегда хотела играть за свою страну, но последние два года у меня были серьезные травмы». Алексей Селиваненко, уже тогда работавший вице-президентом ФТР, комментировал решение Курниковой: «Скажем так, интересы Олимпиады и интересы теннисистов немного расходятся. Ее карьера ставится на первое место».
В целом, играя за сборную, Курникова одержала всего две победы. Правда, одна из них стала исторической – в апреле 1996-го 14-летняя Анна стала самой молодой россиянкой, проведшей и выигравшей матч Кубка Федерации.
Курникова – легенда. Была суперюниором, ничего не выиграла и все равно изменила теннис
Подписывайтесь на наш инстаграм о теннисе
Фото: Gettyimages.ru/Simon Bruty/Allsport, Clive Brunskill/Allsport