7 мин.

Раньше топы бойкотировали «Уимблдон» – из-за особого метода посева. Система не нравилась Надалю, и в этом году ее отменили

История Всеанглийской исключительности.

В среду «Уимблдон» опубликовал список сеяных игроков, и это стало историческим событием – впервые он был составлен исключительно на основе рейтинга. До этого «Уимблдон» всегда выделялся тем, что сеял игроков своими методами – и они его за это критиковали и даже бойкотировали.

Посев появился еще в 1920-е, чтобы сетки были похожи на красивый сад

Само понятие посева в спорт пришло из тенниса и сейчас используется во многих видах. Суть концепции в том, чтобы красиво рассадить игроков (или команды) по сетке – как в саду: самые крупные растения на особые места, чтобы они друг другу не мешали, а остальных уже как получится. Для этого им присваивают номера, и первый не может встретиться со вторым до финала, с третьим или четвертым – до полуфинала, с пятым-восьмым – до четвертьфинала и так далее.

На «Уимблдоне» посев впервые провели еще в 1924-м, но тогда опирались на национальный признак – по разным четвертям сетки раскидывали до четырех представителей одной страны, чтобы они не встретились раньше полуфинала.

С 1927-го стали проводить посев на основе уровня, а не национальности игроков – подальше друг от друга рассаживали лучших. Изначально сеяных было восемь, в 1968-м «Уимблдон» впервые посеял 16 человек в мужской сетке, а с середины 2001-го все «Большие шлемы» перешли на формат с 32 сеяными игроками.

Сейчас «Уимблдон» на официальном сайте утверждает: «С 1975-го посев основывался на компьютерном рейтинге». Но это не совсем так, потому что у «Уимблдона» существовал комитет по посеву, который и распределял места. Опирался он не на рейтинг, а на то, насколько хорошо игроки выступают на траве – которая постепенно становилась все более экзотичным покрытием.

Например, еще в 1979-м The New York Times писала: «Ничто не могло лучше выделить слабости компьютерного посева, чем эксперты по грунту, на траве превращающиеся в любителей. Проблема в том, что компьютеры не разделяют траву и остальные покрытия. А на траве проходит всего три-четыре турнира в год, и этого достаточно, чтобы внести дисбаланс и сделать сенсации неизбежными. «Уимблдон» обошел компьютер и сам выбрал топ-3».

Система злила многих топов, и в начале 2000-х грунтовики объявили бойкот

Важно, что «Уимблдон» принимал решения о посеве на основе субъективных представлений своего комитета. Многим топам, которые из-за этого опускались в списке или выпадали из него вообще, это, естественно, не нравилось – потому что они могли сразу попасть на сильных соперников. Например, встретиться с травяными королями Борисом Беккером или Питом Сампрасом уже в первом круге, а не четвертом.

Так, в 1996-м великий грунтовик Томас Мустер, на «Уимблдоне» за всю карьере не выигравший ни матча, разозлился, что не попал в топ-4 посева. Это отчасти стало причиной того, что с турнира он в итоге вообще снялся. «Если «Уимблдон» проводит посев не по рейтингу, то лучше было бы вести отдельные списки для каждого покрытия», – рассуждал австриец. После этих слов он на «Уимблдоне» не играл вообще никогда.

А в 2000-м Хуан Карлос Ферреро, Алекс Корретха и Альберт Коста – на тот момент стоявшие в рейтинге в топ-16, но на «Уимблдоне» не попавшие в посев, – объявили, что в знак протеста снимаются с турнира. Дело было даже не в самой системе, а в том, что ATP тогда разработала концепцию обязательных турниров, и «Уимблдон», естественно, вошел в их число.

«Раньше мы могли сказать: «Нет, мне не нравится ездить на «Уимблдон», потому что они не уважают мой рейтинг, у них свои правила». Но сейчас мы обязаны здесь играть – а рейтинг все равно не уважают. Если у нас единый рейтинг, нужно относиться к нему с уважением», – рассуждал Корретха.

Испанцы просили руководство ATP либо надавить на «Уимблдон», чтобы посев изменили, либо вывести его из числа обязательных турниров. Посовещавшись с главой Всеанглийского клуба, глава ATP сказал, что в том году ничего сделать не получится. Но боссы обещали что-нибудь придумать.

«Уимблдон» разработал формулу посева, но почему-что использовал ее только для мужчин

Весной 2001-го «Уимблдон» анонсировал инструмент, при помощи которого планировал наладить отношения между организаторами и игроками. К тому моменту в поддержку бойкота высказался и лидер рейтинга ATP, трехкратный чемпион «Ролан Гаррос» Густаво Куэртен:

«Если ко мне придут коллеги и предложат вместе сказать: «Мы не будем играть, нам это не нравится», – я проголосую за. По-моему, «Уимблдон» не уважает игроков и ведет себя нечестно», – заявил бразилец. В Лондон он в том сезоне не приехал, потому что решил потратить время на восстановление после третьего титула на «Ролан Гаррос».

До Надаля на «Ролан Гаррос» правил Куэртен. Первый титул взял ноунеймом из 2-звездочного отеля, а потом стал Пикассо тенниса

В итоге появилась особая формула посева, в которой рейтинг ATP дополнялся травяными результатами. «Уимблдон» создавал свой рейтинг, в котором у каждого игрока учитывались все его очки ATP, к которым добавлялись 100% очков за травяные турниры текущего сезона и 75% очков за траву предыдущего года.

Ферреро до этого был категоричен: «Если они не сделают систему посева правильной, я играть не буду». Но в 2001-м он на «Уимблдоне» выступил и вышел в третий круг, хотя работать травяная формула начала только со следующего сезона.

Интересно, что даже с 2002-го ее использовали только для мужчин. Женский посев организаторы иногда тоже переделывали, но на свое усмотрение. Например, в 2009-м в него попала чемпионка-2004 Мария Шарапова, возвращавшаяся после травмы. А в 2018-м Серену Уильямс, возвращавшуюся в тур из декрета, посеяли 25-й, хотя она на тот момент не входила в топ-150.

Из-за этого из посева выпала Доминика Цибулкова. «По-моему, это неправильно. Это несправедливо. Я старалась и должна быть в посеве. Почему я должна потерять место, на которое имею полное право?» – возмущалась словачка.

Более научная система для мужчин тоже вызывала вопросы. Например, в 2019-м Рафаэль Надаль из-за нее уступил вторую строчку посева Роджеру Федереру и рассказал: «Уимблдон» – единственный турнир, который в этом плане делает все что хочет. Будь я вторым или третьим, все равно нужно показывать максимум. Если меня считают третьим, я это принимаю и буду бороться за победы.

Мне только кажется неправильным, что так делает только «Уимблдон», только один турнир. И это происходило не только со мной, но и с другими игроками. Они не уважают статус, который некоторые игроки заработали по ходу всего сезона».

Интересно, что в этом году некоторые журналисты и многие болельщики Надаля жалели, что на «Ролан Гаррос» нет особой системы посева. Из-за этого испанец, бравший титул 13 раз, получил третий номер (ниже Даниила Медведева, который до этого сезона ни разу не проходил в Париже хотя бы круг), попал на первую ракетку мира Новака Джоковича в полуфинале – и проиграл.

***

В прошлом году «Уимблдон» не состоялся из-за пандемии, и организаторы воспользовались перерывом, чтобы отменить особый посев: «С учетом уровня тура, качества выступлений и современных травяных кортов Всеанглийский клуб решил, что травяная формула, использовавшаяся с 2002-го, себя изжила. Начиная с 2021-го, посев в мужской сетке будет осуществляться исключительно по рейтингу. Метод посева в женской сетке не изменится».

И действительно, еще несколько дней назад на официальном сайте турнира говорилось, что комитет по посеву оставляет за собой право вносить изменения в женский список для создания более сбалансированной сетки. Однако сейчас эту формулировку изменили и говорят, что и женский посев будет основываться только на рейтинге.

Агасси ненавидел «Уимблдон» за пафос и дресс-код. Но выиграл там первый «Шлем» и придумал современный травяной теннис

В 1995-м теннисист ушел с матча, обвинив судью в коррупции. А потом его жена дала арбитру по лицу

На «Уимблдоне» съедают по 30 тонн клубники – в 70-х ее даже перчили. В этом году ягоды подарили врачам и пустили на варенье

Фото: Gettyimages.ru/Shaun Botterill, Tony Duffy, Stephen Dunn, Clive Brunskill/Allsport, Julian Finney