Мощнейший камбэк Циципаса: полтора часа терпел избиение от Надаля, но ушел с 0:2 по сетам. Теперь сыграет с Медведевым
Стефанос извлек уроки.
После пятисетовой победы во втором круге Australian Open Стефанос Циципас говорил о новом поколении игроков: «Думаю, в ближайшие годы мы увидим классный и интересный теннис и интересную борьбу за первую строчку и большие титулы. Думаю, это будет намного интереснее того, что сейчас делает Большая тройка». После фразы про Большую тройку он засмеялся.
Многие болельщики потом смеялись над ним и всем его поколением, которому приходится долго-долго ждать, чтобы время разобралось с намного более сильными и талантливыми соперниками.
Но матч с Рафаэлем Надалем в четвертьфинале в Мельбурне показал, что терпение и умение пользоваться моментом – очень мощное оружие Циципаса. Он победил 3:6, 2:6, 7:6, 6:4, 7:5.
Первые два сета были избиением, а Циципас вообще не мог ничего сделать
Надаль повел 2:0 по сетам примерно за 80 минут, сделав три брейка и оставив впечатление, что большой и сильный дядя бьет ребенка. Для этого Надалю пришлось немного разогреться, немного адаптироваться, но потом он начал уничтожать соперника.
В самом начале Рафа играл как будто не на полных оборотах, и Циципас ставил перед ним интересные вопросы. Например, как принимать подачу: грек вкручивал ее так мощно, что испанец наносил удар где-то на уровне головы. И из-за этого не мог вцепиться.
Но в середине первого сета машина заработала. Надаль отошел на приеме подальше и при счете 3:3 дважды выдал волшебные удары – одним прошил корт навылет, а вторым заставил рванувшего к сетке Циципаса ошибиться. В игре появилась хлесткость и мощь, которые принесли ему брейк.
И в дальнейшем до конца второго сета было впечатление, что Стефанос вообще не может нанести ему урон. Надаль вовсю использовал свой форхенд, чтобы забивать одноручный бэкхенд грека – он посадил его в левый угол корта, а, поскольку Циципас не умеет пробивать по линии в духе Федерера или Вавринки, из этого угла он не мог выбраться.
У него практически не было виннерсов, потому что он не мог подвигать Рафу по задней линии и открыть корт. И даже когда он находил плотность в ударах и проводил хорошие и разумные атаки, Надаль все равно выдумывал способ выиграть очко.
В итоге единственным шансом Циципаса стали только крайне рискованные стратегии – рывки к сетке без подготовительного удара или ничем не обоснованные переводы слева по линии в прыжке. Естественно, стабильной основой успеха против Надаля это стать не могло.
В третьем сете Циципас ставил маленькие цели и дождался успеха
В первой половине матча Надаль был так хорош, что Циципасу оставалось только качать головой и признавать, что соперник его выносит. Этим он и занимался.
Но даже с учетом того, что Рафа был на высоченном уровне, Циципас как будто играл слишком амбициозно. Он как будто настроился, что сейчас будет сносить испанца с корта своей мощью – но сносить не выходило, получалось только ошибаться.
В третьем сете он, судя по всему, поменял настрой и сосредоточился на первоочередной задаче любого теннисиста – держать подачу. В контексте происходившего на корте это была самая конкретная и самая достижимая цель. И Циципас к ней пошел: начал хорошо подавать первым мячом, попадать под линии, за счет этого создавать возможность для первого удара и забивать его. Он как будто вернулся к базе современного тенниса – «подача+1».
Эта база начала работать так хорошо, что он брал свои геймы очень уверенно. На приеме, правда, ничего не получалось – до тай-брейка он за весь третий сет выиграл на нем всего одно очко (причем в самом последнем гейме). Но он создавал себе возможность зацепиться за тай-брейк, потому что тай-брейк – это лотерея.
И с этой лотереей ему повезло – Надаль допустил пять невынужденных ошибок. Ровно столько же, сколько у него было за весь первый и за весь второй сет. Причем ошибки были необъяснимые – например, во втором розыгрыше Рафа сорвал смэш, что с ним случается раз примерно в год. А через несколько розыгрышей он промазал еще один.
Сосредоточившись на своей базе, Циципас дождался момента, пока Надаль спустится с уровня небожителя. И оказался готов к этому моменту.
Так он вошел в матч.
В четвертом и пятом сетах Циципас лучше выглядел на задней линии и вообще казался сильнее
И после тай-брейка динамика матча совершенно изменилась. Удары Стефаноса, которые раньше не работали – вроде плотных и косых кроссов с бэкхенда в форхенд Надалю или переводов по линии справа, – начали наносить испанцу урон. И Циципас выполнял эти удары так, что начал доминировать в розыгрышах. Форхенд вообще стал великолепен: грек встречал мяч очень рано, пробивал глубоко, легко менял направления. В пятом сете средняя скорость его форхенда была 134 км/ч. Даже у Аслана Карацева меньше.
«Не знаю, что случилось после третьего сета. Я порхал как птичка, у меня все получалось»,– после матча он так описал свое состояние. Лучше и не скажешь.
В матчах с Надалем огромной проблемой для Циципаса всегда был прием. Как и положено Надалю против одноручного бэкхенда, испанец много мячей вкручивает туда, и Стефаносу с этим сложно. Чтобы как-то компенсировать, он часто заранее начинает забегать – и в итоге получает подачу под форхенд, которую просто не успевает накрыть.
В четвертом и пятом сетах так тоже было. Но в целом Циципасу удавалось накопить массу хороших приемов, чтобы надавить на Надаля, ввязаться в розыгрыш и зацепиться за гейм. А свою подачу он держал очень уверенно – был даже гейм, взятый где-то за 50 секунд при помощи четырех эйсов подряд.
Это создавало напряжение в Надале, так что надавливать на приеме даже не надо было сильно. Например, в пятом сете испанец проиграл подачу, допустив четыре невынужденных ошибки – так что Циципасу нужно было просто удержать мяч в игре, и он получал шанс. Но в первых двух партиях у него и этого не получалось.
Безупречная игра Стефаноса дала трещинку только в последнем гейме матча, когда он подавал на победу. Он начал его с двух ошибок с форхенда, а третий сорванный удар справа привел к тому, что у Надаля даже был брейк-пойнт. Тут Циципас включился и очень собранно подал и забил первым ударом. И после этого Надаль снова дрогнул – запустил драйв-воллей с форхенда в сетку.
И на третьем матчболе Стефанос вколотил бэкхенд по линии.
Так он оформил исторический камбэк: до него только два человека в 245 матчах отыгрывались у Надаля с 0:2 по сетам – Роджер Федерер в 2005-м и Фабио Фоньини в 2015-м (одном из самых тяжелых годов в карьере испанца).
Эта победа – результат тяжелых уроков, которые Циципас получил за последние два года
В 2019-м Циципас прорвался во время Australian Open. Но в полуфинале Надаль его разгромил – 6:2, 6:4, 6:0. Два года спустя грек в третьем сете не развалился, а наоборот включился и потихоньку выгрыз возможность для камбэка.
В прошлом году Стефанос упустил шесть матч-пойнтов против Чорича на US Open и не подал на титул в Гамбурге против Рублева. В этот раз он перед последним геймом сказал себе, что он будет самым тяжелым в его жизни. В итоге грек вышел и довел матч до победы – нервно, неидеально, с помощью соперника. Но довел.
В матче с Чоричем он потратил очень много эмоциональных сил на крики и споры с отцом-тренером. В среду Стефанос был спокоен и холоден, даже когда его разносили. А потом объяснил, что именно этот настрой помог ему зацепиться за матч.
На «Ролан Гаррос»-2020 Циципас отыгрался с 0:2 по сетам против Джоковича, но на решающую партию его не хватило. После матча он сказал, что не считает этот результат успехом, потому что он хотел победить. Пять месяцев спустя ему хватило сил и игры, чтобы дожать Надаля, который в Австралии и с 1:0 по сетам проигрывал всего однажды.
Очень мощный прогресс.
***
Теперь Циципас сыграет с Даниилом Медведевым. В личных встречах россиянин ведет 5:1, но последняя осталась за греком.
Матч – в пятницу в 11:30 по Москве.
«Он сказал «сраный русский». Это нормально?» С чего началась вражда Медведева и Циципаса
Медведев прошел Рублева в 1/4 Australian Open. Лучше выдержал жару и выиграл все ключевые моменты
Подписывайтесь на самый веселый инстаграм о теннисе
Фото: REUTERS/Jaimi Joy, Loren Elliott
Вот так всё было.