Надаль впервые за 15 лет проиграл матч за сборную: нарвался на суперагрессию, сам наошибался в ключевые моменты
Неожиданно.
Рафаэль Надаль был безоговорочным фаворитом матча с Давидом Гоффеном на ATP Cup. Он выиграл у бельгийца четыре встречи из пяти, а последний раз проиграл на итоговом-2017, когда сам был травмирован, а Давид проводил один из лучших турниров в жизни.
Кроме того, всегда жесткий Надаль в матчах за сборную становится еще жестче: в одиночке он не проигрывал с 2004 года, а если добавить пару – то с 2005-го.
Но несмотря на все расклады победил Гоффен – 6:4, 7:6. Что произошло?
***
Бельгиец умеет играть с Надалем – например, в прошлом году он был одним из двух соперников, взявших у испанца сет на «Ролан Гаррос». В пятницу он тоже все делал очень правильно.
В своих лучших матчах Гоффен берет движением. Как оборонительным, так и атакующим – он держится близко к задней линии, рано встречает мяч и быстро его переводит. Таким образом, он создает себе позиционное преимущество.
Давид, видимо, решил, что его шансом против Надаля будет взвинченная агрессия, и вообще не отходил от выбранной тактики. По ходу матча показали статистику, что его удары с задней линии летели в среднем на 8 км/ч быстрее, чем в предыдущих матчах на турнире. Кроме скорости впечатляли и смены направления: бельгиец регулярно и неожиданно для Надаля переводил по линии. Причем делал это очень глубоко, попадая в девяточки.
На задней линии Давид показал максимум. А еще он очень умно подавал – особенно в первый квадрат, где идеально использовал то, что Надаль стоял очень глубоко. Гоффен включал уходящие подачи, которые летели Рафе под бэкхенд, и либо накрывал мяч на сетке, либо получал возможность для атаки (если Надаль принимал недостаточно остро), либо дожидался ошибки, когда испанец хотел принять максимально агрессивно и обрезать угол.
Эта тактика работала и на первом, и на втором мяче, потому что бельгиец брал точностью, а не скоростью. Например, на тай-брейке при счете 4:2 он подал первую со скоростью 153 км/ч, но очень широко. Надаль не принял.
И чуть ли не больше всего в выступлении Гоффена поразило то, что он не развалился, как нередко это делает. Например, в прошлом году в финале Галле против Федерера он играл примерно с той же агрессивной тактикой, упустил три брейк-пойнта в первом сете (своими ошибками), провалил тай-брейк, а потом и вторую партию. В финале Цинциннати против Медведева он проиграл первый сет и сразу же отдал решающий брейк в начале второго.
Но в пятницу Давида не сломил упущенный тройной брейк-пойнт при счете 1:1 в первом сете – после него он сам отыграл два и сразу же взял подачу Надаля. Его не сломало то, что тот брейк он сразу же проиграл – под конец партии он сделал новый. Его не сломило упущенное преимущество во втором сете, и тай-брейк он не провалил, а провел очень качественно и собранно.
***
Гоффен впечатлил, а вот Надаль – не очень.
Испанец оказался в ситуации, когда соперник атакует настолько мощно, что его невозможно остановить обороной. Мы уже видели это в прошлом году против Джоковича на Australian Open, Федерера на «Уимблдоне», Фоньини в Монте-Карло и Тима в Барселоне. Они сажали Рафу в защиту, и тот не мог ничем переломить динамику.
В этот раз у Надаля тоже не проходила собственная агрессия, которая могла бы осадить Гоффена, он очень много ошибался со своего главного оружия – форхенда.
А по ходу турнира, кстати, возникли сомнения и в его готовности к долгим розыгрышам. Потому что в группе Йошихито Нишиока сознательно их затягивал, мучил Надаля два сета и в итоге выиграл больше длинных разменов, чем испанец. Так что проблемы с выносливостью у Рафы явно есть.
В матче с Гоффеном его еще и подвела совершенно нехарактерная нехватка цепкости и стойкости. При счете 2:5 на тай-брейке он был обязан брать два очка, но вместо этого допустил двойную ошибку.
Но оправился Надаль довольно быстро и вместе с Пабло Каррено-Бустой затащил парный матч, отыгравшись с 0:1 по сетам. Испания все равно в полуфинале, где сыграет с Австралией.
Вторая подача Зверева – худший удар в теннисе. Из-за нее он обматерил отца
Фото: REUTERS/Edgar Su, Ciro De Luca