Ли На – важнейший человек в теннисе XXI века. Ее победа на «Ролан Гаррос» привлекла 116 млн зрителей и повернула женский тур в Китай
Икона, которая ест.
За последние 12 лет – с тех пор, как «Ролан Гаррос» три раза подряд взяла Жюстин Энен – у турнира было десять чемпионок. Отсутствие в женском туре игрока, доминирующего на грунте, позволило семи из них выиграть в Париже свой первый «Шлем», однако пока только Ли На, Гарбинье Мугурусе и Симоне Халеп удалось взять титул на еще одном покрытии.
Ли На, которая впервые добралась до финала «Шлема» в 28 лет в 2011-м, показала, что в Китае у тенниса огромный потенциал, и покорила болельщиков искренностью и самоиронией.
На Australian Open впервые вышла в финал ТБШ, но потом провалила 5 турниров. Ходили слухи, что она завершит карьеру
К сезону-2011 Ли На готовилась под руководством мужа Шань Цзяна – они поженились в 2006-м, но в ее команду он входил уже с 2004-го, совмещая роли спарринга, менеджера, помощника и периодически оказываясь на позиции главного тренера. Как и Ли На, он начинал карьеру игрока в китайской провинции Хубэй, где занимал призовые места на национальных соревнованиях, однако в туре успехов не добился, едва зайдя в топ-1000. Настоящую славу ему принесла карьера жены: не то в шутку, не то всерьез Ли На даже говорила, что муж в Китае известнее нее.
Ли На начала год с титула в Сиднее, разобравшись в финале с Ким Клейстерс. На Australian Open до полуфинала она не проиграла ни сета. Андреа Петкович, которую Ли На прошла в четвертьфинале, убеждала журналистов, что та выиграет титул, объясняя это не столько игрой, сколько уверенностью китаянки и ее умением держаться на корте. «Спасибо, конечно, Петкович, но, наверное, она уверена в этом больше, чем я», – отшучивалась Ли На.
В полуфинале она остановила №1 Каролин Возняцки, став первой китаянкой в финале «Шлема». За титул она вновь боролась с Клейстерс – бельгийка взяла реванш за Сидней и выиграла четвертый в карьере «Шлем».
После Мельбурна, благодаря которому Ли На с 11-й строчки рейтинга впервые поднялась на седьмую, она, по ее словам, «оказалась в яме» из четырех поражений подряд. За два месяца ситуация обострилась настолько, что теннисистке пришлось опровергать слухи о скором завершении карьеры.
«Я не понимала, то ли я изменилась, то ли другие стали лучше играть против меня, – признавалась потом китаянка. – Я задавалась вопросом: что мне нужно сделать, за счет чего я могу вновь начать выигрывать. Перед стартом грунтового сезона я определилась, что должна быть твердой и сама диктовать игру». В Штутгарте она наконец прервала серию поражений, хотя и вылетела уже во втором круге.
Тем не менее эта победа помогла Ли На перезапустить сезон, а окончательно положение исправил Микаэль Мортенсен, сменивший на посту тренера Шань Цзяна. «Когда твой муж тебя тренирует, это не способствует отношениям. Становится довольно трудно общаться: на корте он твой тренер, а за пределами корта – муж. К тому же после того, как в течение трех лет по 24 часа в сутки проводишь вместе, устаешь, – объясняла китаянка. – Да и у меня был спад, так что мне нужно было поменять команду». В работе с Мортенсеном главное внимание уделялось психологии – приход нового тренера вернул Ли На уверенность и зарядил энергией. Начало сотрудничества получилось успешным: в Мадриде и Риме она добралась до полуфиналов.
На «Ролан Гаррос» спасла матч, когда муж ушел из ложи, просила Шарапову делать двойные и выиграла самый возрастной финал за 25 лет
В Париж Ли На приехала шестой сеяной, а ее главным достижением на грунте к тому моменту были финалы Эшторила в 2005-м и 2006-м. На «Ролан Гаррос» дальше 1/8 финала-2009 она не добиралась.
В 2011-м старт получился тяжелым – море ошибок и три сета против Барборы Стрыцовой. Но после них Ли На констатировала: «Я считаю, что в данный момент у любого игрока есть шанс выиграть турнир «Большого шлема».
И взялась за дело.
В 1/8 финала соперницей китаянки стала Петра Квитова, у которой в Мадриде ей удалось взять всего четыре гейма. В этот раз она после разгрома в первом сете (2:6) взяла второй, но в решающем полетела 0:3 – и ее муж встал со своего места и ушел с корта. «Я уже сама не верила, что смогу победить. Не знаю, как мне удалось выиграть шесть геймов подряд. Может, это потому что мой муж ушел с матча», – смеялась Ли На. Победив будущую чемпионку «Уимблдона», она впервые вышла в парижский четвертьфинал – и больше на том «Ролан Гаррос» не проиграла ни сета.
«Думаю, многие из тех, кто считал, что я неважно играю на грунте, изменят свое мнение», – улыбалась китаянка после победы над Викторией Азаренко в четвертьфинале. А обыграв Марию Шарапову в полуфинале, рассказывала, как ей помогли 10 двойных ошибок россиянки: «Мария обладает мощнейшей подачей, так что я просила ее про себя: «Пожалуйста, сделай двойную. Так я смогу выиграть матч».
Финал против чемпионки-2010 Франчески Скьявоне стал самым возрастным на «Ролан Гаррос» за 25 лет – на двоих им было 60 лет и 79 дней. Итальянка очень близко подобралась к достижению Энен, которая в 2007-м стала последней, кому удалось защитить парижский титул. Но в финале он, по ее словам, скорее боялась выиграть, чем проиграть.
Это особенно проявилось в конце матча. Проиграв первый сет 4:6, Скьявоне могла получить сетбол во втором при счете 6:5, 40:40 – после удара Ли На мяч, казалось, ушел в аут. Однако китаянка не согласилась, и судье Луизе Энгзелл пришлось спуститься с вышки. Скьявоне спорила с Энгзелл о положении отметки, но окончательное решение оказалось в пользу Ли На. Итальянка начала ошибаться и с того момента не взяла в матче ни одного очка – проиграла тай-брейк 0:7.
После того, как бэкхенд Скьявоне улетел в аут, Ли На обрушилась на корт. «Сегодня сбылась моя мечта. Я с детства мечтала выиграть турнир «Большого шлема». Некоторые говорили, что я старею, – значит сбылась мечта старой женщины», – снова шутила Ли На, которая благодаря победе стала четвертой в мире.
После победы не благодарила китайскую систему, заработала кучу денег и удивляла людей тем, что ест
«Дарю эту победу подруге на день рождения. И, конечно, всему Китаю – уверена, страна сейчас радуется вместе со мной», – сказала Ли На сразу после финала. При этом она не упомянула государственную спортивную систему, которую часто благодарили китайские спортсмены. Там, как позже написала Ли На в автобиографии, считали «успехи на 80% результатом тренерской работы и не замечали тяжелый труд спортсмена».
Ли На покинула систему в 2008-м, и, хотя ей пришлось самой оплачивать все расходы, она наконец получила контроль над своей карьерой: свободу нанимать тренеров, планировать расписание, отдавать федерации и команде провинции куда меньший процент дохода (8-12% вместо 65%). Разница принципиальная, ведь только за три месяца после победы на «Ролан Гаррос» Ли На заключила семь трехлетних рекламных контрактов общей суммой не меньше 42 миллионов долларов. В целом ее основными спонсорами были Rolex, Mercedes-Benz, китайская соцсеть Sina, производитель мороженого Häagen-Dazs и страховая компания Taikang Life Insurance.
Отношения Ли На с Китаем вообще складывались непросто: медиа критиковали ее за неоднозначные высказывания и избыток рекламных контрактов, она медиа – за то, что выдумывали ее слова. Обожание тоже проявлялось по-разному, например, власти Хубэя после «Ролан Гаррос» присвоили ей почетное звание и предложили пост в национальной федерации.
Выиграв титул, Ли На не изменилась, но изменился мир вокруг нее. За время «Ролан Гаррос» у нее появилось полмиллиона новых подписчиков на Sina – всего ко дню финала за ее страницей следило около двух миллионов человек. Она стала первой чемпионкой «Большого шлема» из Китая, и это сказывалось даже в бытовых ситуациях. Она рассказывала, как однажды пришла на родине в ресторан и женщина закричала: «Господи, да она ест!»
Ли На понадобилось полгода, чтобы привыкнуть к новой жизни: «У меня появилось такое количество нетеннисных дел, что это совершенно выбило меня из колеи. Я потеряла какую-либо концентрацию на корте. Я тренировалась так же интенсивно, как и раньше, но все было по-другому, потому что мыслями я была в других местах».
Запустила в Китае теннисную революцию и вошла в сотню самых влиятельных людей мира
Бывший британский №1 Грег Руседски перед финалом «Ролан Гаррос» утверждал, что женский теннис уже должна контролировать молодежь, но китайские болельщики были в восторге от матча. На родине Ли На его посмотрело 116 миллионов человек, а она побила свой же рекорд по количеству телезрителей спортивного события в Китае: финал Australian Open против Клейстерс видело 60 миллионов.
После победы Ли На в WTA заговорили о «постоянно растущем потенциале женского тенниса в Китае». «Это большой толчок для китайского тенниса. Может, теперь Китай станет как Швеция – вырастит много первых ракеток мира», – предполагала сама чемпионка. Победы и популярность Ли На спровоцировали в Китае спортивную революцию – теперь на теннис тратятся сотни миллионов долларов, а занимается им больше 14 миллионов человек. Правда, пока Ли На была в туре, Шуай Пэн шутила, что на нее не обращают внимания, когда та играет, но она и не против: так чувствуется меньше давления.
Если в 2011-м в стране проходило два турнира WTA, а в 2014-м – пять, то в календаре на 2020-й их оказалось уже 10. Главное событие сезона после «Шлемов» – итоговый турнир – с 2014-го переехало в Азию: пять лет чемпионка определялась в Сингапуре (а Ли На была послом турнира), с прошлого года – в Шэньчжэне. Третий по значимости турнир в Китае проводится в Ухане – на родине Ли На. Специально для нового «Премьера» шесть лет назад за 225 миллионов долларов построили стадион, спроектированный по модели арены Рода Лэйвера в Мельбурне.
Когда в 2013-м появилась информация о запуске новых соревнований, Ли На пообещала устроить участницам экскурсию по городу и поделилась секретом будущей победы: она планировала накормить конкуренток местной едой, чтобы они не смогли передвигаться по корту. Применять стратегию не пришлось – к моменту первого турнира она уже закончила карьеру.
Неразрывную связь между Ли На и молодым турниром точно описала Мария Шарапова: «Мне пришлось загуглить карту мира, чтобы найти Ухань... Но потом я услышала, что это родной город Ли На, так что все логично».
Достижения двукратной чемпионки «Шлемов» мотивировали Ван Цян – первую китаянку в полуфинале Уханя: «После Ли На в китайском теннисе начался бум, появилось много молодых игроков. Она образец для подражания многих китайских спортсменов и теннисистов. Если я смогу играть так хорошо, как она, у меня будет идеальная жизнь». Чжан Шуай тоже говорила, что из-за Ли На китайские игроки прибавляют.
В 2013-м Ли На вошла в список ста самых влиятельных людей планеты по версии Time. «Если сестры Уильямс оказали наибольшее влияние на первое десятилетие столетия, то Ли На будет самым важным игроком нынешнего десятилетия», – провозгласила тогдашняя глава WTA Стэйси Алластер. Сама Ли На признавалась, что «не святая, а обычный человек» и не хочет быть примером для подражания общенационального масштаба. «Я всего лишь теннисистка. Я выхожу на корт не для страны. Я просто играю в теннис, делаю свою работу», – говорила Ли На и тем не менее понимала, что в чемпионском статусе придется «внимательнее следить за тем, что делаешь и говоришь».
Чтобы рассказать свою историю, в 2013-м Ли На написала автобиографию «Моя жизнь», а в 2015-м появились новости, что в Китае по ней снимут одноименный фильм. Первоначально его выход планировался на 2016-й, но работа над сценарием растянулась почти на четыре года. Все это время режиссер Питер Чан не выпускал новых фильмов, сосредоточившись на байопике. В 2018-м он снял для Mastercard 7-минутную рекламу с Ли На – воображаемый диалог с отцом, который умер, когда ей было 14.
В ролике «Будь собой» она вспомнила, как узнала о смерти отца только через несколько недель, потому что мама опасалась за ее теннисные результаты, как в 20 ушла из спорта, чтобы отучиться на журналистку, но потом вернулась на корт и как плакала в раздевалке после падений на Australian Open-2013. «Вообще-то я не играла, это была моя собственная история. Питер просто поместил меня в другие обстоятельства и позволил быть самой собой. Я бы с ума сошла, если бы меня попросили играть роль», – объяснила Ли На.
В конце 2018-го все-таки стартовали съемки фильма. В сценах, посвященных финалу Australian Open-2014, снималась Доминика Цибулкова, а в 2019-м участие в проекте подтвердил французский актер Венсан Кассель – он сыграл тренера Ли На. Премьера должна была состояться этом году, но теперь будущее фильма снова неизвестно.
Сама Ли На сейчас сосредоточена на семье: по ее словам, 70% времени она уделяет близким и 30% – бизнесу. В Китае она открыла академию: «Мне нравится работать с детьми, поэтому я не стремлюсь стать профессиональным тренером, как все ожидают от бывших игроков».
После победы на «Ролан Гаррос» Ли На шутила, что в случае неудач на родине ее быстро забудут, но значение ее титулов вышло далеко за рамки результатов конкретного игрока да и тенниса в принципе: «Думаю, что из-за историй, подобных моей, китайские женщины стали более уверены в себе. Они увидели, чего могут добиться. Раньше они видели только домохозяек или жен, которым повезло найти хорошую работу. Но теперь многие женщины не хотят выходить замуж, чтобы не делиться тем, что у них есть, с мужчинами. Они хотят быть хозяйками своей жизни, хотят быть собой».
После тенниса Ли На зарабатывает 15-20 млн долларов в год. Как?
«Ты некрасивая, ты не Шарапова». Китайские теннисистки против системы
Все главное и самое красивое с «Ролан Гаррос» – в нашем инстаграме
Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill, Stanley Chou, Cameron Spencer, Alex Livesey, Matthew Stockman, Feng Li, Scott Barbour, Zhe Ji; time.com
скучаю по этой тете