4 мин.

Какого цвета теннисные мячи: зеленые или желтые?

Расследование века.

– А может, расскажем, почему теннисные мячи зеленые? – началась на Sports.ru одна из важнейших недель теннисного года.

– В смысле, зеленые? Теннисные мячи желтые.

Довольно быстро оказалось, что главный вопрос мирового тенниса не в том, обойдет ли Джокович по «Шлемам» Федерера, и не в том, сколько кроп-топов у Эжени Бушар. Он в том, какого цвета теннисный мяч.

***

В течение века с появления тенниса в 1870-х мячи были либо белые, либо черные – в зависимости от того, какие были лучше видны на конкретном корте. С развитием телевещания появилась необходимость в более ярких мячах, потому что монохромные на экране различались плохо. Исследования показали, что оптимальный цвет для этого – желтый, и в 1972-м Международная федерация тенниса (ITF) ввела стандарт желтых мячей («Уимблдон» как обычно отличился и играл белыми до 1986-го; они допустимы до сих пор, но практически не используются).

То есть формально теннисные мячи желтые – ну или должны такими быть. Это подтверждает цветовая энциклопедия ColorHexa, которая всю группу цветов, близких к теннисному мячу, относит к желтому: от очень светло-желтого (very light yellow) до ярко-желтого (vivid yellow). Что гораздо важнее – это подтверждает Роджер Федерер: в прошлом году в Чикаго на вопрос озабоченного отца, разошедшегося во взглядах с сыном, Маэстро ответил: «Да вроде желтые?». Но даже он сомневался.

А вот библия индустриального цветового дизайна Pantone от определенного ответа уходит: по их классификации цвет теннисного мяча вроде бы относится к оттенкам скорее зеленого, чем желтого. Канонический теннисный цвет они вообще зовут просто зеленым – без характерной для таких случаев лирики (цвет 2019 года, например, называется «живой коралл»).

И даже ультимативный язык современности – эмодзи – колеблется: теннисный мяч в одних кодировках выглядит реалистично неоново, в других трансформируется в ракетку, а в твиттере становится откровенно зеленым (ни у одного другого эмодзи-мяча такого расстройства идентичности нет).

***

Производители теннисного инвентаря придерживаются термина «оптический желтый», а на Sports.ru мнения варьируются от чудесного «он же очевидно зеленый» до не менее чудесного «откуда взялось про зеленый?». А еще мужчины различают цвета хуже женщин (спасибо тестостерону).

Великий американский журнал The Atlantic, публиковавший Хемингуэя и Мартина Лютера Кинга, в надежде разобраться обратился к эксперту Национального глазного института Бевилу Конвею, специализирующемуся на цветовосприятии, и получил гораздо более экзистенциальный ответ, чем можно было предположить: «У меня сейчас перед глазами нет теннисного мяча, но я думаю, что они желтые. Я делаю этот вывод исходя из двух факторов: во-первых, я знаю, что теннисные мячи традиционно считаются желтыми, а во-вторых, я помню, как выглядел последний теннисный мяч, что я видел. Другими словами, мое суждение о теннисных мячах – как и о многих других вещах – основано в равной степени на том, что лично я физически вижу собственными глазами, и моем знании о том, что видят и как это называют другие».

«Вот например, бананы, – продолжает Конвей. – Они бывают разных цветов: неспелые – зеленые, переспелые – коричневые. Но вообще их принято считать желтыми, потому что в состоянии, когда нам до них есть дело, они желтые. Поэтому большинство людей считают их желтыми».

Но и это еще не все. Оказалось, что желтый в принципе проблемный для человеческого сознания цвет: из группы разных цветов выделить его очень легко, но когда он сам по себе, утверждать, что это желтый, гораздо сложнее (примерно как дизайнерский наряд, который очень тебе нравится на фоне вещей попроще, но когда остаешься один на один с его ценой – уже не так). Плюс восприятие цвета теннисного мяча зависит от предрасположенности смотрящего к теплыми или холодным тонам: те, кто лучше видит теплые, считают мяч желтым, а те, кто теплые гасит, – зеленым. Именно это в 2015 году разделило мир на тех, кто видел Платье белым с золотым, и тех, кто считал его черным с синим (но как насчет сиреневого?!).

***

На последнем «Ролан Гаррос» масла в колористический огонь подлил Nike, одевший Рафаэля Надаля в футболку цвета мяча. Бренд назвал оттенок «вольт-свечение», но вопросы вызвало не это, а корректность футболки по отношению к соперникам Рафы, которым во время игры нужно разглядывать мяч, сливающийся с ним.

В правилах турниров «Большого шлема» требования к форме игроков ограничиваются «чистотой и общей приемлемостью» – про ее цвет не сказано ничего (хотя в форме судей и болбоев, а также в оформлении корта запрещены «светлые цвета, плохо влияющие на видимость»). Три года назад вся армия игроков Nike выступала на US Open в таком же флуоресцентном желтом, и тогда никаких проблем не возникло – а ведь никто из них не имел над соперниками такого превосходства, как Надаль в Париже.

Так что вопрос про неспортивное преимущество формы цвета мяча скорее все же надуман.

В отличие от исходного: цвет мяча – это какой?

Фото: globallookpress.com/Javier Rojas/ZUMAPRESS.com, Panoramic, Mehdi Taamallah