В теннисе опять «Карточный домик». Возможно, Джокович добился увольнения президента ATP
Мы разобрались зачем.
Во время турнира в Индиан-Уэллс стало известно, что контракт президента ATP Криса Кермода не будет продлен на следующие три года. Это решение Совета директоров ассоциации, куда входят семь человек: президент и по три представителя турниров и игроков. Чтобы Кермод остался, в пользу продления контракта должны были проголосовать четверо, но все директора от игроков выступили против.
С одной стороны, это внутреннее дело ATP, и в целом нет ничего скандального в том, что после шести лет управления Кермода ассоциация немного сменит курс. Но если присмотреться, это очень напоминает последние управленческие решения ITF, когда что-то сначала делается, а потом уже обдумывается и обсуждается (так было с Кубком Дэвиса и переходным туром).
Но если в историях с ITF игроки становятся жертвами руководства, то в истории с Кермодом они сотворили все сами.
***
Многие медиа (The Guardian, The New York Times и британская Metro, например) подчеркивают роль Новака Джоковича в увольнении Кермода, потому что первая ракетка мира возглавляет Совет игроков. Это отдельная организация в структуре ATP, которая перед голосованием может инструктировать трех представителей игроков в Совете директоров. Сейчас туда входят Джокович, Кевин Андерсон, Робин Хаасе, Джон Изнер, Сэм Куэрри, Ен-Сунь Лу, Вашек Поспишил, Джейми Маррей, Бруно Суарес и Сергей Стаховский.
По данным инсайдеров, именно Джокович был главным сторонником расторжения контракта с британцем. Когда решение приняли, серб отказался выразить свою позицию, потому что посчитал это нарушением конфиденциальности. Но по его выступлению стало понятно, что инсайдеры правы. Основная мысль примерно такая: Крис молодец, но нужны перемены.
Никто не знает, кто в этом вопросе поддержал Новака. Но точно известно, что за увольнение Кермода были Изнер и Куэрри, а Поспишил вообще разослал игрокам агитационное письмо, в котором требовал смены руководства. Насчет остальных никакой информации нет.
Но это не имеет значения, потому что, по данным The New York Times, Совет игроков на своем голосовании не смог принять однозначное решение, что делать с Кермодом. Поэтому в Индиан-Уэллс представители игроков могли голосовать так, как посчитают нужным.
Однако раздробленность Совета игроков в Совете директоров ATP не отразилась. В итоге решение уволить Кермода не понравилось очень многим топ-теннисистам: Надаль, Вавринка, Маррей, Димитров, Монфис, Шаповалов, Кириос и Циципас выступали в его поддержку.
Роджер Федерер с Надалем еще были недовольны тем, что Совет игроков вообще и Джокович в частности не обсудили с ними контракт британца. Серб парировал тем, что если они хотели поговорить, то могли бы с ним связаться. Оказалось, что Федерер пытался – но у Новака не было времени.
С другой стороны, позиции топов перед мартовским голосованием были хорошо известны, потому что их всех тщательно опросили в январе в Австралии, когда только появилась новость о вероятном уходе Кермода. Так что разговоры о том, кто и с кем должен был связаться, – это только лишний шум, который отвлекает от более важных тем.
Зачем увольнять Кермода?
У Кермода очень успешная карьера в теннисе. The Guardian рассказывает, что в 16 лет он сбежал из дома и играл в австралийском захолустье за карманные деньги. Потом вернулся в Британию и начал тренировать, в том числе провел занятие с принцессой Дианой. Игровая карьера получалась не очень успешной (никогда не был даже в топ-700), но это не проблема: тяга к бизнесу и управлению привела его сначала к посту директора турнира в лондонском Queen’s Club, а потом и итогового турнира ATP.
Кермод возглавлял итоговый с 2008 по 2014 год и за это время превратил его в самое прибыльное теннисное соревнование за пределами «Больших шлемов». В 2014-м он сменил на посту президента ATP Боба Дрюитта, который умер из-за болезни Лу Герига.
За пять лет Кермод добился больших успехов:
• призовые достигли рекордных показателей – причем как на крупнейших турнирах (ни на одном из «Мастерсов» нет фонда меньше 5 миллионов), так и на мелких (на уровне ATP 250 он везде выше 500 тысяч долларов). Многие сторонники Кермода еще указывают на повышение призовых на «Больших шлемах», но к этому британец непричастен;
• посещаемость и телерейтинги тоже выросли;
• привлечены крупнейшие спонсоры – Nitto и Emirates (авиакомпания платит рекордные 10 миллионов долларов в год);
• организованы молодежный итоговый турнир ATP и ATP Cup (совместно с Tennis Australia);
• пенсионный фонд для игроков вырос в пять раз. Сейчас ATP вносит в него около 60 тысяч долларов в год на игрока.
И это только основные результаты.
Поэтому многим непонятно, почему Кермода уволили. По данным The Guardian, он сам в письме работникам ATP назвал «ироничным» то, что это решение было принято после того, как «игроки получили максимальные прибыли в истории тура».
Но из выступлений противников британца все же можно выделить три основных претензии.
1. Да, денег стало много, но они достаются только топ-теннисистам.
Очень часто всплывает статистика, что игроки за пределами топ-100 не могут нормально зарабатывать на жизнь. А Кермоду вспоминают его слова о том, что если игрок не выходит на элитный уровень, то не должен рассчитывать на большие заработки. И сторонники его увольнения отмечают, что его поддержала только элита тура.
При этом есть данные, что сейчас игроки в конце первой сотни зарабатывают в районе 500 тысяч долларов в год, а в конце второй – больше 50 тысяч (на таком уровне у некоторых даже нет матчей в основных сетках ATP). Если что, средний ежегодный доход семьи в США по состоянию на 2017 год составляет 59 тысяч долларов.
В последние недели были популярны расчеты американца Тая-Сона Квятковски, который выявил, что в НФЛ 1700 человек зарабатывают в среднем 480 тысяч долларов в год, а в МЛБ – 750 человек получают минимум по 580 тысяч ежегодно. Но это командные виды спорта с совершенно другой структурой заработков, управления и функционирования. Теннисистов справедливее сравнивать с легкоатлетами или пловцами. Есть большие сомнения, что 200-й бегун мира только за счет выступлений зарабатывает 50 тысяч долларов в год.
А еще Сергей Стаховский, который далек от элиты тура, недавно назвал увольнение Кермода «наверное, самым бредовым решением».
2. Да, денег в теннисе много, но большая часть достается турнирам, а Кермод с ними слишком дружен.
Это основной пункт манифеста Поспишила: «Мы должны работать как организация, а не кучка напуганных детей. Нам нужен управленец, который будет в первую очередь представлять НАШИ интересы. Структура управления ATP направлена на интересы турниров и их владельцев. Пора это изменить, а для этого нам нужно объединиться и требовать заслуженной награды за тяжелый труд».
О том же говорил Куэрри: «Крис хорошо поработал, но турниры им очень, очень довольны, а это признак дисбаланса».
Любопытно, что, по словам другого члена Совета игроков Робина Хаасе, полгода назад представители турниров готовились к тому, чтобы голосовать против продления контракта Кермода. Правда, те все отрицали, и после увольнения британца Совет выпустил заявление, в котором сожалел о таком решении.
Журналист Саймон Бриггс напомнил историю специально для тех, кто недоволен Кермодом. В 2014-м ATP одобрила план ежегодного повышения призовых на «Мастерсах», по которому 11 процентов суммы будут предоставлять турниры, а еще 3% – субсидировать ATP. Этот план предложили представители игроков, и Кермод, у которого был решающий голос, отдал его за, несмотря на протесты турниров, которые не хотели повышать даже на 11 процентов.
Сейчас эта сделка называется в качестве одного из поводов к его увольнению: британец хоть и продвинул предложение игроков, но должен был заставить турниры платить еще больше. Например, Джокович, по информации The Guardian, тоже считает, что Кермод в вопросе призовых выступает на стороне организаторов.
3. ATP вообще нужно кардинально менять структуру управления.
Об этом в Индиан-Уэллс говорил Джокович, и отголоски этой мысли звучали у Поспишила.
Сейчас основные решения принимают представители игроков и представители турниров, у которых совершенно разные интересы: если упрощать, игроки хотят получать больше денег, турниры хотят поменьше тратить. Президент в такой ситуации часто оказывается между ними, и ему приходится отдавать решающий голос (как это было в вопросе о повышении призовых на «Мастерсах»).
«Я считаю, что пришло время внести изменения, чтобы защитить президента, снять с него это давление, добавить независимый взгляд на вопросы», – рассказывал Новак.
Проблема в том, что Кермод, судя по результатам, очень неплохо маневрировал в существующей структуре, и это приносило прибыль как игрокам, так и турнирам. И не очень понятно, как его увольнение поможет создать что-то новое.
И есть еще одна загвоздка. Официально ни Совет игроков, ни их представители в Совете директоров ни одной из причин не обозначили. Когда после голосования все стали задаваться вопросом «зачем», три делегата выступили с заявлением, в котором, по сути, не сказали ничего: они долго обсуждали, внимательно изучали, а сейчас настроены на будущее.
В итоге появляются теневые версии. Например, что Джокович до сих пор обижен на Кермода за судьбу его турнира в Белграде: якобы именно из-за британца ему пришлось его свернуть. Только это полная глупость, потому что турнир в Белграде погиб еще до того, как Кермод стал президентом.
А еще говорят, что это все план Джастина Гимельстоба.
При чем тут Джастин Гимельстоб?
Он один из представителей игроков в Совете директоров ATP вместе с вице-президентом Tennis Channel Дэвидом Эджесом и Алексом Инглотом, братом теннисиста Доминика Инглота и работником компании Sportradar (именно она предоставляет букмекерам лайв-счет с турниров ITF, что не раз обсуждалось в контексте договорных матчей).
По информации The Telegraph, Гимельстоб уже несколько лет был лично обижен на Кермода. Якобы в 2016 году именно американец свел ATP с уже всем известной инвестиционной компанией Жерара Пике Kosmos, чтобы она восстановила командный турнир (сделка в итоге провалилась, и Kosmos взялась за Кубок Дэвиса). За это Гимельстоб хотел семизначные комиссионные, но Кермод ответил, что они положены только третьим сторонам, а Совет не может ставить на голосование вопрос о присуждении одному из его членов настолько крупной суммы.
Поэтому немного настораживает, что из противников Кермода Джокович и Куэрри – друзья Гимельстоба, а Изнера он вообще несколько лет тренировал.
Кроме того, американец сейчас ждет суда по делу о нападении, и очень популярно мнение, что его вообще не должно быть в Совете директоров ATP. Убрать его оттуда могли двумя способами: либо его отозвали бы игроки, либо уволил сам Совет.
По словам Джоковича, игроки обсуждали этот вопрос, и пока Гимельстобу не вынесли приговор, отзывать его не собираются. При этом есть теннисисты, недовольные этим решением. Когда Стэн Вавринка говорит: «В Совете директоров ATP есть люди, которых там быть не должно», – нетрудно понять, о ком идет речь.
Совет директоров тоже голосовал по вопросу Гимельстоба. Для увольнения требовалось единогласное решение, и за это были все, кроме Дэвида Эджеса – коллеги американца по Tennis Channel, которого Джастин в твиттере называл лучшим другом. Когда Эджеса спросили, почему Гимельстоб должен оставаться в Совете, если он временно отошел от работы на Tennis Channel, тот ответил, что Гимельстоб будет комментировать Australian Open. Этого не произошло.
В итоге американец сохранил свое место и отдал голос за увольнение Кермода.
Что будет дальше?
По информации The Guardian, Кермод в личном разговоре сказал Джоковичу: «Если тебе кажется, что у тебя получится лучше – прошу». Новак на пост президента ATP не претендует, но кто его займет в 2020-м, пока тоже не ясно. Вавринка даже удивлялся, как можно было увольнять действующего руководителя, не подготовив замену.
Самым очевидным кандидатом кажется Гимельстоб. Его и раньше называли будущим президентом, но потом удар по его шансам нанесли проблемы с законом. А еще Бруно Суарес, входящий в Совет игроков, говорит, что американец не хочет возглавлять тур.
Кроме того, у представителей турниров в Совете директоров ATP есть право вето, и говорят, что после истории с Кермодом они не допустят Джастина до президентства. И так, судя по всему, будет с любым кандидатом, которого будут продвигать игроки. Поэтому сейчас не очень понятно, как противники Кермода будут воплощать в жизнь свой план.
Да и план этот не очень понятен.
Мужской теннис рвется от войны кланов. Мы разобрались во всех конфликтах
Теннис медленно убивают: турниров меньше, юниорам прорваться сложнее, игроки в панике
Пике обещал Кубку Дэвиса 3 миллиарда долларов, но пока больше говорит о волшебстве. Гарантий нет
Фото: Gettyimages.ru/Michael Dodge, Julian Finney, Jason McCawley, Matthew Lewis, Clive Brunskill; globallookpress.com/Yangyuanyong/Xinhua; instagram.com/justingimelstob
И что в итоге ставят в заслугу Кермоду? Что при нём богатые игроки продолжали богатеть? Обалдеть заслуга - это естественный процесс при капитализме как таковом, если его не регулировать, то богатые богатеют, бедные беднеют, разрыв между ними растёт. Ставят в заслугу, что росли рейтинги и призовые? То есть присутствие в туре в одно время Федерера, Джоковича, Надаля и других топ-игроков, из-за которых последние 10 лет и растут рейтинги мужского тенниса, заслуга Кермода? Прошла весна - настало лето, спасибо Кермоду за это.
В принципе менять концепцию и идеологию обязательности турниров, больше включать регионалных местных игроков в тур, как-то так.