6 мин.

Кругом ошибки, усталость и обман. Как Надаль снова разгромил молодое поколение

Похоже, нас снова обманули с поколением. Сейчас, конечно, начнутся привычные разговоры о том, что, мол, они все усталые, у них и справки от родственников имеются, а зато какие видео хорошие выкладывают в сеть Интернет, ну и все у них еще впереди, вот сын ошибок трудных подрастет и вообще. Поговорят так еще лет пять-семь, а потом тот, у которого все вроде бы впереди и который все время устал, обнаружит себя с утра с ноющими коленями и странными залысинами на голове. Вот уже вроде и другие игроки назовут себя юными и пышущими желанием поскорее опериться и взлететь, а тот, который устал и с залысинами, он уже подумает о том, что карьера была неплохая, удалось несколько раз выиграть больше четырех матчей на турнирах и заработать достаточное количество денежных призов, ну а то, что не смог потренироваться на несколько часов больше и поработать над своими слабостями – это ничего, он ведь уставший, и все это подтвердят.

Обыграть Федерера и Надаля на одном турнире – тяжелый труд. Наверное, было бы несправедливо требовать этого от Стефаноса Циципаса, который вообще-то и Николоза Басилашвили обыгрывать был вовсе не обязан, потому что их игровой уровень примерно одинаков, и все зависит от состояния даже не на конкретном турнире, а в определенный день. Но вот он вышел на старину Роджера, весь воодушевленный, и ведь мог совершенно легально проиграть в трех сетах, но задор, стечение обстоятельств и чудесные спасения бесчисленных брейк-пойнтов ему помогли, а в конце выявилось уже и чисто теннисное преимущество над явно набегавшимся ветераном. Иными словами, победил он Федерера, после чего, и совершенно неожиданно для многих, смог перетерпеть вроде бы бессмертного Баутисту-Агута, у которого, как у кошки из анекдота про Штирлица, бензин все-таки кончился.

И вот настал четверг. Циципас проиграл Надалю в полуфинале, проиграл разгромно. Конечно, Циципас виноват, но он и не виноват. Можно сколько угодно надеяться на молодого игрока просто потому, что он молодой, и вроде бы способен на нечто неожиданное, а то и вовсе на чудо, потому что мы о нем не так много знаем по сравнению с теми, кто в туре уже давно. Только вот молодость не добавит тебе игровых преимуществ, если ты и без того сопернику явно уступаешь в техническом плане, а тут еще и ваша физическая форма отличается явно не в твою пользу. На Александра Зверева надежд на турнирах Большого Шлема нет, а Циципас вроде бы симпатяга, так что его и назначили лидером временного правительства молодых и талантливых. Забыли учесть только несколько факторов, которые и предопределили печальный исход:

1)      на приеме Циципас играет очень плохо, а Надаль, наоборот, подает очень хорошо, по месту, а когда необходимо, с удовольствием выходит к сетке; впрочем, даже при таких стартовых раскладах немного дико смотрится то, что до счета «40» на чужой подаче Циципас добрался лишь в последнем, уже ничего не решавшем гейме;

2)      в пользу Надаля будут не только классические, из раньшего времени, перекручивания нестабильного одноручного бэкхенда с последующим его полным выкручиванием, но и справа двумя руками испанец будет иметь преимущество над вроде бы неплохим и классическим форхэндом Циципаса;

3)      по большому счету, у Циципаса хотя бы что-то получалось только в тех случаях, когда он подавал первым мячом, или же, в редких случаях, хитро закручивал вторую подачу, а потом шел вперед, завершая розыгрыши в один-два удара; «serve-and-volley» - хороший и надежный друг, но чтобы хотя бы навязать борьбу Рафаэлю Надалю, нужна компания побольше.

Иными словами, трудно понять, на что рассчитывали те, кто верил в возможность победы Циципаса над Надалем, но какой-никакой борьбы ожидать, конечно, было вполне справедливо. В конце концов, мы же все помним второй сет финала августовского Мастерса в Канаде, где Циципас, обыграв по ходу турнира Джоковича, проявил волю во втором сете против Надаля, не дав тому подать на матч и чуть было не взяв второй сет двумя неожиданными брейками подряд. Тогда он летал, тогда он взрывался, и пусть на тай-брейке в итоге проиграл, показалось, что именно он и есть тот самый ответ, которого мы долго ждали. Мальчик, который выживет, мальчик, который не испугается.

В сегодняшнем полуфинале этого задора не было почти совсем, и вот это обиднее всего. Надаль – гений монотонной рутины, а сейчас, когда он проводит лучший турнир на харде с 2013 года, ему можно доставить проблемы только с помощью приложения всех усилий, с помощью диалога с публикой, рваного игрового ритма. Ракетку можно сломать, кроссовку порвать, ну хоть что-нибудь. Вроде бы все это начало проявляться при счете 2-2 во втором сете, когда Циципас отыграл тройной брейк-пойнт, немного прокричался, но, как выяснилось впоследствии, не изменилось главное – Циципас так и не заставил себя поверить, что он может выиграть у Надаля в конкретном матче. К сожалению, пока что это и есть главное качество всех подрастающих поколений, появившихся за последние десять лет, и только на этом турнире это доказали Алекс Де Минаур и Фрэнсис Тиафу.

Впрочем, может, напрасно мы ругаем молодых? Может, действительно Надаля на этом турнире обыграть невозможно? Кроме коротких отрезков в матче с Фрэнсисом Тиафу, он не допускает никаких, даже самых мелких трещин в своей игровой конструкции, его подача выглядит неубиваемой, он стал подавать не только точно и по месту, но и так сильно, как никогда прежде. Перемещения по корту – пожалуйста, можно как вправо-влево, так и вперед-назад, и вы никогда не скажете, что этот человек скоро дойдет до возраста Христа. Смена темпа и ритма – сколько угодно, бэкхенд настроен как на долгую перекидку мячами, так и на острые выбивающие удары, ну а про удар слева уж и говорить нечего. Очень бы не хотелось оказываться на месте соперников Надаля на этом турнире – вроде бы вот ты отличный игрок, стоишь высоко в рейтинге, имеешь определенное уважение, а выходишь на корт, и ничего совсем не можешь сделать, потому что против тебя играет компьютерная программа. Трудно сказать, какие мысли преобладают в их головах после таких разгромных поражений, как сегодня. Возможно, ребята даже думают, что все это сон, достигают просветления и начинают цитировать Дэвида Линча, приговаривая: «We are like the dreamer who dreams and then lives in the dream. But who is the dreamer?»

Как же здорово, что все-таки есть в мире пара человек, которые если и не очень хотят быть соперниками Надаля, то, во всяком случае, не видят в этом событии печали жертвоприношения. Один из них через пару дней, скорее всего, докажет это делом, ну а какой из этого получится толк, знать никому пока не положено. За всеми этими пока бесплодными ожиданиями новых великих теннисистов, кажется, мы разучились по-настоящему радоваться тем гениям, которые с нами уже давно и уходить никуда не собираются, а особенно тому факту, что слово «гении» мы можем употреблять во множественном числе, а не как в женском теннисе. Их ровно три человека, все их знают, и двое из них, испанец и серб, вероятно, скоро сойдутся вновь. Тот факт, что мы так долго наблюдали и продолжаем наблюдать эпоху великих игроков, не означает, что эти великие игроки будут появляться постоянно. Свято место бывает пусто, теннис – это не цех и не фигурное катание. Возможно, Тони Надаль в своей академии как работает над постоянной поставкой теннисистов без слабых мест, но пока вот так. Успеем еще насладиться эпохой Зверева, а пока что пусть время не бежит вперед слишком быстро, а то молодые не выдержат и опять устанут.