«Ваши ожидания – это ваши проблемы». Почему Роджер Федерер не должен заканчивать карьеру
Вторая неделя Открытого чемпионата Австралии в 2019 году началась без Роджера Федерера. И как всегда, (а чем дальше, тем естественно, больше) ранний вылет из турнира обладателя двадцати титулов Большого Шлема, шесть из которых пришлись как раз на Australian Open (причем два последних были в прошлом и позапрошлом годах), заставляет болельщиков и журналистов задуматься о будущем и перспективах великого швейцарца. И пока на кортах Мельбурна продолжается борьба за очередной Grand Slam, я позволю себе выразить не только сожаление от обидного поражения, но и все-таки надежду на то, что для Роджера не все еще закончилось вопреки прогнозам скептиков.
А поражение действительно вышло очень обидным. Ведь совсем не сказать, что Федерер играл плохо, скорее даже наоборот, просто Циципас был слишком уж хорош и решителен. В его действиях была острота и уверенность, за которые ему хочется раздавать комплименты и авансы, но, если первые, безусловно, уместны, то со вторыми нужно быть аккуратнее – слишком часто они бывают поспешными. Впрочем, пока и они не будут лишними: вслед за победой над Федерером грек в четырех сетах одолел Роберто Баутисту, и впервые вышел в полуфинал Большого Шлема, где теперь его ждет еще один громкий вызов в лице Рафы Надаля.
На послематчевой пресс конференции Федерер не скрывал своего разочарования, хотя, конечно, и хвалил оппонента. Мне кажется, проиграй Роджер кому-то из своих старых соперников, ему было бы проще психологически, потому что, так или иначе, на протяжении всей его карьеры этот опыт переживался им не однократно и все же куда чаще, а драматизм воскресного поражения усиливается еще и большой (нет – для спорта скорее огромной) разницей в возрасте. Семнадцать лет – это целая маленькая жизнь, это феноменальный показатель того, как долго Федерер в теннисе, и те дети, что когда-то восхищенно смотрели матчи своего кумира, болели за него и мечтали о собственной славе, сегодня уже могут его обыграть. В этом нет ничего особенного и невероятного, но это так всегда эмоционально и волнующе, ведь смена поколений – это надежда для одних и всегда грусть для других. И тем, наверное, обиднее Роджеру от понимания того, что чувствуя себя подготовленным, имея амбиции на титул, проведя, кто бы что ни говорил, хороший матч, он все равно проиграл. Не потому что у него все не получалась, не шла игра и не летела подача – в этом случае будет новый день, новый турнир, и еще раз можно будет начать сначала, а просто, потому что 20-ти летний парень был сильнее, быстрее и лучше. И в глубине души Роджер, вероятно, чувствует, что то, что последние годы казалось дурным и необратимым пророчеством, наконец, начинает сбываться, становясь явью. После победы Стефана Циципаса Джон Макинрой сказал, что это «смена караула, а Федерер в свою очередь ответил, что слышит это на протяжении последних десяти лет. И по его глазам, по тому, как он говорит, видно, как хочется ему, чтобы все прогнозисты мира, давно списывающие его на пенсию, еще б хоть на сколько-нибудь отложили свои прогнозы, в очередной раз оказавшись неправыми.
В начале января впервые за три последних года Федерер анонсировал выступление на грунте. Я думаю, что в отношении нового сезона это может говорить сразу о нескольких вещах, как психологических, так и сугубо практических для самого Роджера. Во-первых, это возможность набрать рейтинговые очки, которые помогут в борьбе за место в топ-4, что имеет смысл для сохранения высокого номера посева перед последующими мэйджорами. И, если Федерер думает об этом, значит, совершенно точно, с мотиваций у него проблем нет. В любом случае, времени осталось не много, и Роджеру хочется верить, что свое последнее слово он еще не сказал. К этому нужно добавить, что на грунтовые титулы, (особенно в последние годы) ни у Федерера, ни у его болельщиков особых надежд нет, и это способно оказаться для швейцарца благоприятным фактором – играя без внешнего давления, он может раскрепоститься и добиться лучших результатов, пройдя как можно дальше по сетке.
Во-вторых, что касается главного турнира этого отрезка сезона, Rolland Garros, вполне вероятно, выступление на нем в 2019 году станет для Роджера прощанием с Открытым чемпионатом Франции. И возможность в последний раз увидеть парижскую публику, находясь на центральном корте в качестве игрока, мотивирует его на участие в нем. В этой связи, Федерер как всегда расставляет для себя приоритеты и, я думаю, чувствуя некую историчность момента, он готов идти на определенные жертвы и корректировки расписания по ходу сезона.
Так стоит ли нам ждать от Федерера успешного выступления в этом году? Я думаю, что да, учитывая, какой теннис он показывал на кубке Хопмана и Australian Open. Хотя, конечно, «успешный» понимается всеми нами и, в первую очередь, им самим по-разному. Тем, кто болеет за Роджера, очень хочется верить, что будет и сотый титул, еще не один мастерс и даже двадцать первый Большой Шлем… Но, если юбилейный трофей совсем не кажется фантастическим, то с мастерсом будет сложнее, а 21-й ТБШ, вполне возможно, уже так и останется несбыточной мечтой, недосягаемой точкой во времени и пространстве. Мне кажется, Федерер еще выиграет один, два, или несколько турниров, среди которых крупных уже, наверное, не окажется, хотя мне очень хочется ошибиться.
Федерер, конечно, все видит и понимает сам – время остановить нельзя. Но, даже, отдавая себе в этом отчет, он продолжает выходить на корт и радовать нас своей игрой, удивляя и даря надежду. Пусть вокруг все чаще говорят, что пришла пора уходить, что ничего большого и значительного уже не выиграется, что он давно постарел и должен это принять. Однако, на мой взгляд, подобные доводы не учитывают одного и самого главного – Федерер на самом деле никому ничего не должен: как ни одному диванному аналитику, так и ни одному профессиональному эксперту. Поэтому, не смотря на то, что упоминание в одном тексте, а тем более в одном предложении Федерера и Аршавина – это кощунство и преступление, я все-таки сделаю это. Ибо прав был Андрей Сергеевич, когда сказал, что «ваши ожидания – ваши проблемы». Потому что в данном контексте действительно никто никому ничего не должен.
Понятно, что Федерер поиграет еще год-два, сокращая количество турниров и побед, постепенно падая в рейтинге, но при этом точно уже не растеряет народную к нему любовь. И пусть впереди одно поражение обиднее другого, пока великий швейцарец способен хотя бы одним красивым ударом порадовать многомиллионную армию своих поклонников, пока его будут встречать и провожать овациями, пусть он будет, как одно из самых ярких и впечатляющих воплощений тенниса, как человек, который никогда бы не сказал эту знаменитую аршавинскую фразу, но, которому, тем не менее, все готовы были бы ее простить.