7 мин.

Циципас – ютубер, фотограф и воплощение искренности. Его видео похвалила даже Шарапова

Изначально текст опубликован в ноябре 2018 года, но дополнен.

А еще он в полуфинале Australian Open.

Стефанос Циципас в 2018-м стал лучшим молодым теннисистом мира. Весной еще тинейджером он сыграл в первом финале ATP, в день 20-летия, 12 августа, дебютировал в «Мастерс»-финале (по пути куда обыграл четырех соперников топ-10), в октябре взял первый большой титул в Стокгольме, а в ноябре в Милане победил на турнире лучших игроков не старше 21 года. Пройди он чуть дальше на паре крупных стартов, мы могли увидеть на полноценном итоговом в Лондоне.

Новый сезон Стефанос начал еще мощнее: в Мельбурне красиво обыграл своего кумира Федерера, а потом подтвердил класс победой над несгибаемым Баутиста-Агутом. За 22 дня 2019-го он уже выполнил одну из своих целей на год – вышел в полуфинал «Большого шлема».

Молодые игроки часто бывают для публики немного бессодержательными: не у всех есть история, которую они хотят рассказать, и далеко не все знают, как это сделать. Стефанос Циципас не такой. Иногда кажется, что вокруг него даже слишком много сюжетов. Сын греческого отца и русской мамы, он якобы родился с поднятой рукой, «будто собирается пробить смэш». Он внук великого русского футболиста и, возможно, правнук легенды. В 20 лет он уже лучший теннисист в истории Греции, а еще называл ровесника из России «русским вруном», отпуск, проведенный в одиночестве, – лучшим опытом в жизни, а на пресс-конференции US Open первым делом разобрал микрофон, чтобы посмотреть, какой он модели. Циципас играет в привлекательный бесстрашный теннис, которым за последние 12 месяцев девять раз победил соперников из десятки, но еще он стал игроком №1 для тех, кто любит теннис не только как спорт, но и как способ раскрыть характер.

***

«Я не должен смеяться над тем, что Циципас нанес себе повреждение, со злости швырнув наушники для общения с тренером. И он не должен мне от этого нравиться больше. Но я смеюсь, а он – нравится», – написал во время матча молодежного итогового комментатор BBC Дэвид Ло и более-менее объяснил, что привлекательность Циципаса – в его органичности. На корте это выражается, например, вспышками гнева и спонтанной акробатикой, за его пределами – склонностью к рефлексии.

«Для меня очень важно, что во мне сочетаются две культуры: греческая и русская. Я сформировался под влиянием обеих, и это дало мне особенный взгляд на вещи», – говорил Циципас весной. Его особенный взгляд на вещи – в буквальном смысле – представлен в философском инстаграме и на ютуб-канале, где он делится обзорами своих путешествий. После выхода в полуфинал Australian Open он обсудил свои блоги с Джимом Курье в интервью на центральном корте и за два часа получил в два раза больше подписчиков и довольно редкую похвалу от Марии Шараповой: «Видео на ютубе – 👍🏻👍🏻! Самобытные и настоящие».

За год, что он плотно занимается созданием контента, Циципас оброс аппаратурой (которую возит с собой так же, как теннисный чехол), а его ролики стилем и технологичностью стали напоминать работы ютуберов Кейси Нейстата и Питера Маккинона, инфлюенсеров поколения Z (родившихся после 1995-го, они же постмиллениалы и линкстеры). Содержательно видео Циципаса пока по большей части находятся в диапазоне «Не знаю, кто создал ютуб, но спасибо ему» и «Должен признаться, я очень люблю хорошую еду», но и Циципас все же теннисист, а не кинематографист.

«Я хочу показать людям, что это значит – быть теннисистом, как это все работает, как проходят разъезды. Это занятие пришло ко мне само, и оно делает меня гораздо счастливее. Проводить весь год вдали от дома непросто, поэтому у каждого игрока есть что-то, что приносит ему радость, помогает сохранять мотивацию. Теннис и разъезды – неотъемлемая часть нашей жизни, они никуда не денутся. Так почему не завести хобби, чтобы совмещать его с карьерой и черпать оттуда позитив?».

В видеографии Циципаса подкупает то же, что в его теннисе, – естественность. Он не пытается казаться круче, чем есть: вот я встал и собираю чемодан, вот на завтрак дают бобы, вот я в глуши в Огайо, сыграл погано, да еще и погода ужасная. С недели в Торонто, которую Стефанос называл лучшей в жизни, влога нет: когда за один турнир убираешь половину топ-10, не до съемок, – зато есть из Индиан-Уэллса, куда он приехал не в настроении и прошел один круг. «Па, объясни-ка, что вообще происходит, что мы тут делаем, нафига?» – предъявляет недовольный Циципас своему отцу и тренеру Апостолосу по пути не куда-нибудь, а на утреннюю тренировку – самый обычный ритуал в жизни профессионального теннисиста.

Влог в честь своей победы в Стокгольме Циципас вообще закончил извинениями за то, что после утомительной недели сил радоваться на камеру у него уже не осталось.

***

Глубокомысленность Циципаса часто еще наивная и похожа на предсказания из печенек («Мы создатели будущего для наших детей, – говорил он летом в интервью The Times. – Что бы мы ни сделали сегодня, это отзовется завтра»), но в эпоху тотальной иронии и бесконечных кавычек в такой серьезности и детской искренности есть обаяние. В прошлом сезоне, объясняя свой прорыв, он не раз рассказывал историю из отпуска на Крите в 2015-м:

«Мы с другом пошли в сауну, а оттуда – окунуться в море. Мы запрыгнули в воду, не понимая, что погода в тот день была не для купания. И вот мы оказались на большой глубине еще до того, как успели понять, что происходит. Волны были огромные, и мы уже тонули – сопротивляться им было невозможно. Я был в ужасе и уже не был уверен, что смогу выплыть. К счастью, нас увидел мой отец, он кинулся в воду и вытянул нас на берег. Только благодаря ему мы спаслись. Еще чуть-чуть, и мы бы погибли.

Это открыло мне глаза. Я понял, как много в жизни разных несущественных вещей и как мне повезло. С тех пор я ничего не боюсь. Этот опыт сделал меня умнее и сильнее: как физически, так и ментально».

Свою нетипичную для молодежи вдумчивость Стефанос называет «взглядом творческого человека». Как жертва школьного буллинга Циципас понимает, что иногда выглядит чудаком – например, в глазах своего антипода Ника Кириоса, летом ответившего на его призыв «впитывать Нью-Йорк»: «Это что за хрень?». «Знаю, что некоторым мое самовыражение кажется чем-то странным и бессмысленным. Дети в школе, например, этого не понимали. Меня много травили, было тяжело. Я старался отстраняться и быть спокойным, когда ко мне приставали, но сохранять ясность мысли удавалось не всегда».

Годы спустя из забитого тинейджера Стефанос Циципас вырос в главного постмиллениала мирового тенниса: сознательного индивидуалиста, сформированного интернетом и склонного к многозадачности. Прошлым летом посреди американской серии турниров он собирал деньги в пользу пострадавших от пожаров в Греции (закончил перед финалом в Торонто), а молодежный итоговый в Милане играл, несмотря на плохое самочувствие, «чтобы не подводить турнир». Мама Стефаноса бывшая теннисистка Юлия Апостоли-Сальникова говорит, что ему нужно вырасти, потому что его реакции еще во многом детские.

А потом сам Стефанос говорит: «Я хочу стать №1 в мире, но еще я желаю того же каждому игроку на свете, кто ради этого работает», – и ты думаешь: а может, пусть остается таким.

Фото: REUTERS/Lucy Nicholson; Gettyimages.ru/Julian Finney; Instagram/stefanostsitsipas98