А девочка созрела!
Вот и случилось то, чего многие ждали – Каролина Возняцки наконец-то решилась сделать в своей жизни очень важный шаг и начнёт сотрудничество с новым тренером. Имя наставника неизвестно – по слухам это будет бывший игрок, но кто именно – пока секрет. Вариантов много – от Навратиловой, с которой велись переговоры весной (на мой взгляд, этот вариант вряд ли реален) до тренера Ли На, бывшего датского теннисиста Майкла Мортенсена, который уже сотрудничал с Каро. Решение помахать папе рукой датчанка приняла после «Уимблдона» и вроде уже пыталась работать по-новому, во многом из-за этого и показывает на корте всякие странности – по словам Петра, она ещё не знает, как играть – по-старому или по-новому. Переходный период, понимаешь ли.
Пётр Возняцки скорее всего останется в команде дочери, но скорее в роли свадебного генерала, хотя не исключено, что он со временем полностью отойдёт от дел. Вообще славянские отцы – это какая-то особая каста среди теннисных родителей. До определённого момента они прекрасно справляются со своими обязанностями, их дети прогрессируют, но приходит время и наступает коллапс. Так было у Елены Докич, непростая история была и у Миряны Лучич, Мария Шарапова в своё время тоже «бросила» отца и отправилась в свободное плавание. Недавно не выдержала Агнешка Радванска и тоже указала папе на дверь. Вполне возможно, такая же судьба постигнет и отца Бернарда Томича, который по своей… неординарности, назовём это так, едва ли уступает упомянутым выше.
На мой взгляд, главной проблемой в таком смешении родственных и деловых отношений являются деньги. Создаётся впечатление, что родители этих теннисисток рассматривают своих дочерей исключительно в качестве печатных станков. Они выжимают из ребёнка всё, что могут, как пауки, вытягивающие из пойманной в сети мухи соки, оставляя лишь хитиновый покров. Девочки послабее просто ломаются, ну а те, которые посильнее, как правило, расстаются с родителем со скандалами (по слухам, после проигрыша в Цинциннати зрители слышали, как Пётр кричал на Каро).
Итак, Каролина теперь тоже, как в песне, «такая-сякая, расстроила отца» и встала, подобно богатырю из русских сказок, перед развилкой с камнем и думает, то ли ей коня потерять, то ли самой погибнуть. Поразмышляем над вариантами развития будущего датской теннисистки в свете последних изменений.
Вариант первый, «осторожный». Новый тренер работает с той базой, которая есть, постепенно добавляя новые элементы и нарабатывая комбинации. На мой взгляд, этот вариант является самым оптимальным, такой тюнинг «каровоза» со спокойным прогрессом. Можно не потерять удачные позиции в рейтинге и в то же время отработать всё то новое, что будет предлагать тренер. Главный минус – процесс может затянуться на два-три года, за это время есть шанс остаться у разбитого корыта. Как бы мы ни тюнинговали «Запорожец», «Мерседесом» ему не стать, поэтому, возможно, понадобятся более радикальные перемены.
Вариант второй, «шоковая терапия». Перестройка, так сказать. Данные у Каролины очень неплохие и в принципе заставить её играть в силовой теннис можно. Перетапливаем булочки, утрамбованные в платья от Стеллы Маккартни, в стальные мышцы, усиливаем подачу и делаем упор на форхенд (не забывая, конечно и о бекхенде, с которым, правда, проблем поменьше). В принципе за межсезонье в этом направлении можно продвинуться достаточно далеко и потратить 2012 год на закрепление изученного материала. Вариант неплохой, но есть шанс, что старый мир будет разрушен, а новый так и не отстроят. Получится такой гибрид атакёра, убегающего в защиту после минимальных проблем в матче.
Вариант третий, «мозговой штурм». Дамы в теннисе в последние несколько лет как-то заржавели в плане работы головы. Девочка чаще всего шарашит, как отбойный молоток, и либо попадает в корт (тогда мы радуемся и называем девочку чудесным атакёром, а её теннис зрелищным), либо промахивается в 8 случаях из 10 (тогда девочка переходит в разряд глупой долбилки, которая никак не может попасть в корт). Другая альтернатива – девочка хорошо двигается и достаёт все мячи, вызывая лютую ненависть пытающихся замочить её соперниц, провоцируя тех на срывы и ошибки.
Но почти никто не умеет сегодня удивлять – вспомним, какими беспомощными выглядели топовые девицы на прошлогоднем турнире в Риме, когда Мария Хосе Мартинес-Санчес организовывала в их прямолинейных головках короткие замыкания, ломая шаблон и упорно не желая присоединяться к долбёжке на задней линии. Быть может, ключ к успеху – вернуться к корням и взять то хорошее, что было в женском теннисе времён той же Навратиловой? Чувство мяча и нюх в игре у сетки, конечно, не привьёшь, но научить кое-чему в этом плане можно. Активнее использовать резаные удары, лучше чувствовать мяч, плести комбинации, ловить соперниц врасплох.
В общем, тут простора для творчества очень много, хватило бы ума. Этот вариант предполагает наличие по-настоящему уникального тренера, с богатым игровым прошлым. Навратилова – лучший вариант, на мой взгляд, но можно ли уговорить этого бойца принять такой вызов – вопрос. Эта альтернатива хороша тем, что, пока остальные дамы будут соображать, чего это их соперница творит и как её побеждать, можно собрать букет из шлемов и поселиться на первой строчке надолго (благо, ветераны, которые ещё помнят, что такое old school, скоро уйдут).
Скоро мы, конечно, увидим, какую дорогу выберет Каролина. Как бы там ни было, можно уже сейчас составить список того, над чем новому тренеру необходимо будет работать.
Вторая подача. Пока здесь у Каро всё довольно плохо, можно добавить разнообразия и скорости.
Удар справа. Главная проблема – такой мощной девушке так слабо играть с форхенда неприлично. Здесь, возможно, придётся серьёзно попотеть над техникой и замахом.
Игра у сетки. В последнее время Каро стала чувствовать себя впереди увереннее, но до нормальной игры у сетки всё ещё далеко.
Физическая форма. Хорошего человека, конечно, должно быть много, но для спортсменки любой лишний килограмм это проблема с движением и вероятность травм. В спортзале попахать было бы неплохо.
Расписание. «Лучше меньше, да лучше» – таким должен быть девиз нового Каропапы. Лишний миллиончик на заколки и конфеты это конечно неплохо, но титулы как-то важнее. Поэтому прочь из расписания забеги на три турнира подряд – отдыхать нужно, восстанавливаться и наконец понять, что такое пик формы и где его нужно показывать.
Можно было бы вспомнить ещё много мелочей, но начать всё-таки следует с главного, постепенно шлифуя игру и добавляя различные штрихи. Интересно мнение читателей по поводу программы развития первой ракетки мира – чего, наш взгляд, не хватает, или, быть может, стоит что-то убрать или рассмотреть какой-то вариант, отличный от описанных выше?
Третий вариант развития любопытный, но неосуществимый в принципе. Умение удивлять на корте невозможно натренировать, во всяком случае, до такой степени, чтобы это существенно помогало выигрывать матчи.
Здравомыслящий человек выбрал бы первый вариант, но судя по тому, что Каро за месяц полностью развалила свою игру, мы имеем дело с вариантом номер 2.
Артем, я бы хотела услышать от вас, насколько этот супер проект по превращению в супер агрессивного игрока реален в принципе? Не припомните ли вы случая, когда ярко выраженный защитник успешно превратился в ярко выраженного атакера?
Мне приходят в голову только отрицательные примеры резкой перемены в игре.
Одна первая ракетка решила усилить мощь ударов и нарастила мышечную массу. В результате у нее ухудшилась скорость передвижения и она до сих пор не вернулась на прежний уровень.
Один известный теннисист решил поменять технику подачи, в результате чего затормозил в развитии на год.
Следующий случай ближе к нашему.
Одна теннисистка решила сменить тренера. Потом она отказалась от его услуг, мотивируя это следующим образом: «Он хотел, чтобы я играла, как Шарапова, но я не Шарапова. Мои козыри были хорошее передвижение и надежность. Теперь я делаю гораздо больше ошибок, но успеха это мне не принесло.» Эта теннисистка так и не оправдала авансы, раздаваемые ей в начале карьеры. Спад в ее игре часто объясняют причиной, никак не связанной с теннисом. Но я никак не могу выбросить из головы это интервью.
Под занавес хочется позитивного примера. Надаль. Его огромный прогресс и изменения в игре очевидны. Однако недоброжелатели до сих пор называют его унылым тащилой, если не хуже. Почему? Потому что он никогда не ломал стиль игры.