Мужской теннис рвется от войны кланов. Мы разобрались во всех конфликтах
Возможно, в итоге тур придется собирать заново.
Сперва разберемся с действующими лицами. Для этого нужно в общих чертах обрисовать устройство профессионального тенниса.
В нем работают три управляющие организации: Международная федерация тенниса (ITF), Ассоциация теннисистов-профессионалов (ATP) и Женская теннисная ассоциация (WTA). АТР занимается только мужским теннисом, WTA – только женским, а международная федерация руководит самым низким уровнем обоих туров, а также командными турнирами (Кубок Дэвиса и Кубок Федерации), Олимпиадой и «Большими шлемами».
Эти организации – каркас, на который крепятся остальные элементы профессионального тенниса. Они отвечают за правила, выстраивание отношений, соблюдение прав и обязанностей участников.
Другой элемент структуры профессионального тенниса – турниры. В основном их организуют национальные федерации, но есть и исключения: элитные соревнования в Майами принадлежат менеджерскому гиганту IMG, турниром в Индиан-Уэллсе владеет американский бизнесмен Ларри Эллисон, а в Санкт-Петербурге старты проводит дочерняя компания «Газпром Экспорта» под названием «Формула теннис и хоккей». Кроме того, у управляющих организаций есть свои соревнования (к примеру, итоговые турниры АТР и WTA, Кубок Дэвиса, Кубок Федерации).
Турниры проводятся по лицензии от управляющих организаций, которые закрепляют за соревнованиями категорию и время проведения. Владельцы лицензий могут их передавать или продавать. Например, «Формула теннис и хоккей» получила мужской турнир в Санкт-Петербурге от компании «Петромир» бывшего миллиардера Михаила Мирилашвили, состояние которого Forbes сейчас оценивает в 750 миллионов долларов. А в этом году в Москве прошел новый женский турнир, лицензию на который спортивное маркетинговое агентство ONE Sports Global Management выкупило у шведского Баштада.
Заключительный необходимый элемент профессионального тенниса – это, конечно, игроки. Они, с одной стороны, выступают как бы независимыми подрядчиками: они не работники управляющих организаций или турниров. С другой стороны, они могут влиять на обоих, поскольку их представители входят в советы директоров АТР и WTA, а еще там есть Советы игроков, к которым организации даже прислушиваются.
Таким образом, профессиональный теннисный тур складывается по довольно простой формуле: ITF + АТР/WTA + турниры + игроки. Но, конечно, в эту формулу еще вмешиваются различные выставочные турниры, которые не входят в официальные календари. Например, это американская лига World Team Tennis и детище Роджера Федерера – Кубок Лэйвера, который на прошлой неделе прошел во второй раз.
В этому году в очередной раз стало очевидно, что противоречащие интересы всех участников процесса – это главная опасность для целостности и, возможно, даже существования нынешнего профессионального тенниса. В мужском туре сейчас очень горячо.
ITF против АТР
Предмет конфликта: командные турниры
Последние лет 10 в мужском теннисе шла очень активная дискуссия о необходимости менять формат проведения главного командного турнира – Кубка Дэвиса. В качестве одного из вариантов предлагалась компактная организация: за неделю-две на одном месте, а не на протяжении всего сезона в разных странах.
В этом году эта радикальная модификация вышла в тренды, и в итоге и ITF, и АТР решили ее использовать. Международная федерация реформировала Кубок Дэвиса, а мужская Ассоциация создала новый турнир вместе с Tennis Australia (австралийская национальная федерация) и китайскими инвесторами. Между соревнованиями уже ожидается мощнейшая конкуренция, потому что финальный этап Кубка Дэвиса и турнир АТР будут проходить с разницей в шесть недель – в ноябре и начале января. И консенсус в туре заключается в том, что оба турнира выжить не смогут.
В этой ситуации очень любопытна роль защитника футбольной «Барселоны» Жерара Пике и его инвестиционной группы Kosmos, которая вложит в ITF и новый Кубок Дэвиса 3 миллиарда долларов за 25 лет. Главного конкурента, который может здорово ударить по перспективам возврата инвестиций, Пике во многом создал сам.
Сперва каталонец предлагал новый турнир ITF, но тогдашнее руководство не хотело ничего менять. Потом он обратился в АТР, там его идея понравилась, но в итоге стороны не договорились о деталях. Наконец, Пике и его команда вернулись к ITF, где уже сменилась верхушка. На этот раз план реализовали – так возник обновленный Кубок Дэвиса. Но АТР все равно продолжила начатую с Пике работу и создала World Team Cup, который с 2020-го будет проходить в Австралии в начале сезона.
Снизить накал конкуренции может перенос одного из турниров – так между ними возникнет продолжительная пауза. Сдвинуть World Team Cup вряд ли получится, потому что тогда его суть вообще потеряется: он привлекателен как раз потому, что проходит в начале сезона в Австралии, и игрокам будет удобно начинать на нем сезон.
Подвинуть финал Кубка Дэвиса выгодно всем, потому что ноябрь, на который он запланирован, – это совсем плохо. Большинству игроков участие в этом турнире продлит сезон на целых три недели: мало того что придется играть сам финал, так еще придется держать форму по ходу итогового турнира АТР (на который попадут далеко не все) и недельного перерыва перед ним. Естественно, этого никто не хочет, поэтому уже есть серьезные сомнения: чем ITF будет привлекать сильных теннисистов.
Пике говорил, что надеется перенести финал Кубка Дэвиса на сентябрь. У ITF в календаре есть сентябрьская неделя, в которую до реформы проводили полуфиналы и плей-офф за сохранение мест в разных дивизионах. Но эта неделя тоже не подходит для решающего этапа, потому что идет сразу после US Open, когда топы хотят отдыхать. Другую неделю в сентябре получить сложно: для этого надо договориться не только с АТР, но и с представителями Кубка Лэйвера, среди которых Роджер Федерер. Агент швейцарца Тони Годсик во время US Open уже сказал: «У нас есть наши даты. Мы двигаться не будем».
Компании Пике и ITF пришлось менять планы: теперь они хотят создать новый турнир с рабочим названием Majesty Cup. Его фишка в том, что весь призовой фонд (10 миллионов долларов) достанется победителю, а остальные 63 участника не получат ничего. В таком случае расходы на организацию будут просто огромными, потому что никто не поедет на такой турнир без гарантированных подъемных, оплаченного проживания, питания и так далее. Теннисисты никогда не будут играть себе в убыток за крошечный шанс выиграть 10 миллионов – а для большинства он будет именно крошечный.
ITF будет сложно привлекать игроков не только из-за плохих мест в календаре, но и из-за отсутствия рейтинговых очков: они не разыгрываются на таких турнирах с начала 2010-х. Остается только один инструмент – деньги. Но только ими Федерера с Надалем заманить очень трудно: вице-президент европейской федерации тенниса Аттила Рихтер метко заметил, что «топ-игроки не проститутки. Они не будут за деньги делать что угодно». А ведь цель всех реформ заключалась как раз в привлечении самых именитых игроков. (ITF регулярно говорила, что Кубку Дэвиса вообще не хватает любых топ-теннисистов, но это не совсем правда: например, только в этом году в первых кругах турнира сыграли 13 человек из топ-20, включая Надаля).
Возникающее напряжение может привести к очень дорогостоящим и опасным судебным разбирательствам. Например, ITF может подать в суд на АТР с обвинением в монополизации, если та будет создавать комфортные условия для своих соревнований, но откажется делать то же самое для проектов Федерации. А АТР и теннисисты могут подать в суд на ITF, если та будет навязывать им свои турниры, например, сделав их все обязательными для попадания на Олимпиаду. (Без Кубка Дэвиса туда уже не отобраться, и было бы интересно посмотреть, как кто-нибудь из игроков решит через CAS доказать, что после изменения формата эти требования нужно отменить).
А еще из-за нового Кубка Дэвиса у АТР возможен конфликт с хозяином турнира в Индиан-Уэллсе Ларри Эллисоном. Бизнесмен стал одним из инвесторов Kosmos и в будущем хочет принимать у себя финал турнира. Ассоциация уже сообщила ему, что это может рассматриваться как нарушение контракта и привести к разбирательству.
ITF против национальных федераций
Предмет конфликта: реформа Кубка Дэвиса
Проект нового Кубка Дэвиса приняли на Генеральной ассамблее ITF в середине августа, несмотря на множество претензий (включая то, что Kosmos якобы не гарантировала выплату разрекламированных 120 миллионов долларов в год). Это голосование обострило отношения Международной федерации тенниса со многими национальными.
Ходят слухи, что некоторые страны готовят апелляцию в CAS: якобы 43 голоса ITF обеспечила себе за счет разных неподобающих обещаний, которые можно назвать опосредованными взятками. Однако глава ITF Дэвид Хэггерти настаивает на том, что федерации постепенно приходят к консенсусу – например, свою позицию изменила Германия.
Еще командные турниры могут привести к разборкам между организаторами турниров «Большого шлема». Сообщается, что Франция («Ролан Гаррос»), Британия («Уимблдон») и США (US Open) опасаются амбиций Tennis Australia (Australian Open), которая вместе с АТР теперь организует World Team Cup. Они боятся, что австралийцы перестанут считаться с группой при принятии решений – например, касательно призовых (сейчас турниры постоянно совещаются, чтобы реформы одного из них не становились сюрпризом для остальных и не навязывали им обязательства, к которым они пока не готовы).
Кроме того, из-за реформы Кубка Дэвиса вспыхнул внутренний конфликт во Франции: глава федерации Бернар Гюдичелли протолкнул поддержку проекта, несмотря на серьезную оппозицию и возражения игроков. Теперь он теряет популярность. В Британии тоже есть разногласия: «Уимблдон» поддержал проект ITF, хотя не имел к решению никакого отношения, а местная теннисная ассоциация отдала голоса против. Говорят, что глава «Уимблдона» публично выступил за реформу, просто чтобы высказаться против командного турнира Tennis Australia и АТР.
А у Ассоциации тенниса США (USTA) внутренний конфликт еще может появиться, поскольку она и за Кубок Дэвиса, и за Кубок Лэйвера – непонятно, кого они поддержат, если турниры зарубятся за место в календаре.
Игроки против турниров
Предмет конфликта: призовые
Сейчас представители игроков в совете директоров АТР требуют увеличить призовые на «Мастерсах» на 18 процентов. Некоторые соревнования – например, Индиан-Уэллс – готовы предложить и больше, но остальные против. Они даже заказали финансовый анализ от одной из ведущих аудиторских фирм мира PricewaterhouseCoopers, чтобы показать снижение прибыли в последние годы. Но игроки не верят в его точность.
Поэтому совет директоров АТР, в который входят три представителя турниров, три представителя игроков и генеральный директор, не может решить проблему. Знакомый с ситуацией источник рассказал L’Equipe, что в последние годы «требования игроков очень далеки от позиции турниров и у них нет точек соприкосновения».
«Мастерсы» сейчас в целом недовольны не только теннисистами, но и АТР: с 2019 года она обязала их увеличить парные сетки с 24 команд до 32. Это повышает расходы турниров на призовые, проживание, питание и вообще содержание игроков, при этом дополнительный доход турниров не обеспечен.
Теннисисты требуют все больше денег и от турниров «Большого шлема». Например, в августе канадец Вашек Поспишил, вошедший в Совет игроков АТР, возмущался, что спортсменам достается максимум 7 процентов от прибыли, а на «Уимблдоне» и того меньше. При этом канадец обвинял руководителей тенниса в том, что они пытаются замять этот вопрос и предоставляют игрокам неправильные данные: «В какой момент я устал от ложной информации и от их политических игр. Меня взбесило то, как они почти насмешливо недооценивали уровень интеллекта игроков».
Важным событием стала бы предложенная Новаком Джоковичем организация профсоюза игроков, который в целом защищал бы права теннисистов и в первую очередь помогал в борьбе за увеличение призовых. Но пока игроки об этом договориться не могут. А вот «Шлемы», по информации L’Equipe, готовы жестко стоять на своей позиции и не повышать призовые радикально.
Мужчины против женщин
Предмет конфликта: деньги и сексизм
В мужском теннисе довольно популярно мнение, что равные призовые на совместных с женщинами турнирах – это неправильно. Такой взгляд обосновывают тем, что мужчины приносят турнирам больше денег (потому что их матчи популярнее), и тем, что они всегда были лидерами в борьбе за повышение призовых, а женщины отсиживались за их спинами, но получали выгоду от их усилий.
Кроме того, многим теннисистам не нравятся постоянные обвинения в сексизме, которые звучат из-за призовых и распределения матчей по кортам (мужчин чаще ставят на центральные арены).
Поэтому есть игроки, которые продвигают идею отказаться от совместных турниров. Они считают, что в таком случае не только избегут нападок феминистов и феминисток, но и смогут продуктивнее бороться за повышение призовых для себя, ведь им не придется делиться с женщинами.
В результате совет директоров АТР недавно отказал Гштааду в проведении совместного турнира, а также рассматривал вариант разделения соревнований в Вашингтоне. С другой стороны, эксперты утверждают, что комбинированные турниры проходят успешнее отдельных мужских или женских и привлекают больше зрителей. Кроме того, недавно турниры АТР в Ньюпорте и Атланте запустили выставочные женские матчи, чтобы к ним приходили новые болельщики.
***
Журналисты газеты L’Equipe, много общавшиеся с инсайдерами в мужском теннисе, пишут, что сейчас индустрия переживает поворотный момент: появление Кубка Лэйвера в прошлом году и приход Пике в этом обозначили победы коммерческого подхода над традициями.
Один из их собеседников говорил о существовании так называемого «Сценария Армагеддона», при котором в обозримом будущем мужской тур в современном понимании исчезнет. Например, отделиться может группа «Мастерсов» (за исключением самых богатых – Индиан-Уэллса и Майами), поскольку у них уже больше единства, чем у других турниров (оно обретено в первый приход безумных денег в мужской теннис). Газета заявляет, что они могут прихватить несколько турниров серии АТР 500, а также подружиться с Кубком Дэвиса и «Большими шлемами».
Кроме того, утверждается, что у Новака Джоковича есть амбиции создать собственный тур.
Но сейчас это довольно фантастические варианты, и нет серьезных предпосылок к их воплощению.
Пока можно просто наблюдать за войнами кланов, как за «Игрой престолов». Тем более что скоро зима.
По материалам L’Equipe, Tennis Reporters, The Telegraph.
Фото: Gettyimages.ru/Darrian Traynor; twitter.com/CopaDavis; Gettyimages.ru/Friedemann Vogel/Bongarts; globallookpress.com/Oscar Gonzalez/ZUMA Press, Michal Kamaryt/CTK Photo, SMG; Gettyimages.ru/Michael Dodge; globallookpress.com/Matteo Ciambelli; instagram.com/djokernole; instagram.com/tennishallofame
А вот новый КД скорее в ту сторону скатывается, да. По крайней мере, такое впечатление сейчас складывается.
Надо умудриться создать самому себе конкурента в борьбе за дифицитные слоты для турнира. Да и в принципе приходить с огромными инвестициями на столь нестабильный рынок, раздираемый конфликтами многих групп, очень рискованное решение. Думаю, китайские инвесторы Kosmos уже не радуются своим инвестициям