6 мин.

Самый талантливый теннисист мира сливает матчи. Кажется, психологи знают почему

Нику Кириосу пора понять, что он не особенный.

На этой неделе австралиец Ник Кириос второй год подряд играет Кубок Лэйвера – придуманный Роджером Федерером турнир, на котором топ-игроки собираются в две команды и создают видимость мощнейшей конкуренции.

Это выставочное соревнование, в котором события за пределами корта чуть ли не интереснее тенниса: главные игроки мира постоянно тусуются вместе, делают тысячи групповых селфи и всячески продвигают концепцию того, что тур – это братство. В рамках этой концепции главные звезды Кубка Лэйвера-2018 Федерер и Новак Джокович будут рассказывать, какой Кириос хороший парень, как он им нравится и какое у него большое будущее.

Во всех этих выступлениях будет читаться покровительственный тон, потому что австралиец для великих уже не опасен, он не конкурент в борьбе за большие титулы. После многообещающего начала карьеры (победы над Надалем и выхода в четвертьфинал «Уимблдона»-2014) Ник уже три года не может пройти на «Шлеме» дальше четвертого раунда и столько же не обыгрывает на этих турнирах соперников из топ-10. К 23 годам Кириос всего пять раз доходил до четвертьфинала «Мастерса», а до финала добрался лишь однажды. Он выиграл всего четыре титула, и среди них, как уже стало очевидно, нет ни одного элитного.

Еще Кириос никогда не был в топ-10 и свой рейтинговый рекорд (13-е место) установил в 2016 году. За всю карьеру он провел 28 недель в числе 15 лучших игроков мира.

Это не значит, что он ужасный теннисист. Нет, он все равно один из лучших на планете, но ожидания от него были куда выше. И с каждым новым проваленным «Шлемом», с каждой неделей средних результатов все сильнее ощущение, что он никогда их не оправдает.

***

«Для меня Ник – самый талантливый игрок последних 10 лет после Джоковича, Маррея, Надаля и Федерера. Это невероятный талант», – так про австралийца недавно говорил великий Джон Макинрой. В рассуждениях о Кириосе слово «талант» встречается постоянно, и вполне вероятно, что это одна из причин его нераскрытого потенциала.

Стэнфордский психолог Кэрол Двек активно изучала, как настрой влияет на успехи людей. В одном из исследований она разделила более 400 нью-йоркских пятиклассников из 12 школ на две группы. Каждой группе она дала один и тот же не очень сложный тест, и по итогам удачного решения детей хвалили, но по-разному: одну группу – за интеллект (считай, талант), вторую – за усердие.

В итоге Двек вскрыла две важных вещи. Когда тем же детям в дальнейшем предлагали тесты разной сложности, группа «талантливых» в основном выбирала те, что попроще, а «трудолюбивых» – наоборот, посложнее. Она считает, что талантливые стремились таким образом поддержать репутацию очень умных, в том числе и в собственных глазах.

Кэрол Двек

Когда всем дали задачи для восьмиклассников, трудолюбивые взялись за них с интересом, стремились разбирать свои неизбежные ошибки и учиться на них. Талантливые быстро сдавались и бросали тест, потому что не хотели показаться глупыми.

К исследованиям Двек возникают вопросы: например, никому не удалось их воспроизвести (а это одно из ключевых требований для подтверждения результатов). Но пример Кириоса идеально вписывается в выведенную концепцию: в большинстве случаев акцент на трудолюбие приводит к тому, что у человека появляется настрой на рост, а акцент на талант создает плато, на котором человек застревает.

Кириос, которого всю жизнь хвалят за огромный талант, регулярно разваливается в тяжелые моменты. На «Уимблдоне»-2016 после поражения от Маррея он сам говорил, что становится мягким, когда ему становится трудно. С тех пор прошло два года, но ситуация не улучшилась. Достаточно посмотреть его матч с Федерером на US Open, в котором он рассыпался после поражения в боевом первом сете.

Более того, можно вполне обоснованно говорить, что в последние два года Кириос реагирует на трудности даже хуже, чем раньше, потому что он стал более явно и откровенно сливать геймы, сеты и матчи. Все это выглядит попыткой захватить контроль над ситуацией: у него что-то не получается, он осознает ограниченность собственных возможностей и сливом как бы говорит: «Не очень-то и хотелось». Так он сохраняет целостность образа страдающего гения, который никак не может найти мотивацию.

Но на самом деле Кириос не особенный, а просто избалованный вниманием и испорченный похвалой. Ему нужно осознать это и равняться на Надаля – это идеальный пример настроя на рост. Рафа перед каждым матчем повторяет, какой сильный ему достался соперник и как здорово ему нужно играть, чтобы иметь шанс на победу. Да, от постоянного повторения этих фраз уже сводит зубы, но таким образом Надаль находит для себя трудную задачу и кладет все силы на ее решение.

***

Кроме психологических у Кириоса много и чисто игровых проблем, причины которых тоже можно выискать в его якобы гениальности.

Например, австралиец очень лениво работает ногами. С бэкхенда он играет не так активно, как мог бы, потому что тупо не подходит под каждый третий удар – он достает их за счет длинных рук и ног, но не подстраивается под мяч за счет мелких и быстрых движений в духе швейной машинки. (Но нужно отметить, что удары между ног, которыми Кириос регулярно взрывает соцсети, не всегда результат лени, а бывают оправданы игровой ситуацией).

В целом в игре Ника мало дисциплины. У него прекрасная подача, которая вытягивает многие матчи, он умеет тонко сыграть у сетки, чудесно выполняет отдельные удары, но ему очень тяжело сохранять высокий уровень, особенно в пятисетовом формате. В том же матче с Федерером на US Open он довольно собранно провел первый сет, но завалил концовку и после этого почти всю вторую партию торопился закончить розыгрыш. А до этого в Цинциннати он сдал третий сет в матче с дель Потро – видимо, потому, что устал бороться.

***

С 2015 года у Кириоса нет постоянного тренера, и он не торопится кого-нибудь нанимать. Ник правильно считает, что ему нужен скорее психолог, который будет его мотивировать (хотя человек, который научит работать ногами, тоже не помешает).

На US Open эту роль на себя взвалил судья Мохамед Лайани, которого АТР наказала двумя неделями неоплачиваемого отпуска за проникновенный спич с посылом: «Я видел твои матчи: ты нужен теннису». Интересно, что швед раньше пытался мотивировать Гаэля Монфиса и Бернарда Томича, которые в свое время проделали путь от многообещающих игроков до загубленных талантов.

Если Кириос не поймет, что даже гениям в теннисе нужно много пахать, то его не ждет ничего хорошего.

Фото: Gettyimages.ru/Michael Dodge, Shaun Botterill; globallookpress.com/Alberto Pezzali/ZUMAPRESS.com; youtube.com/AtGoogleTalks; REUTERS/Robert Deutsch-USA TODAY Sports