5 мин.

Глобальное потепление угрожает теннису

Меняющийся климат может изменить игру.

2117 год. Новообразованные города-государства затопленного и разрушенного ураганами мира ведут утомительную борьбу за ресурсы. К власти в них пришли военные хунты, приказавшие ученым и инженерам при помощи гидравлических ног поднять земли городов над бушующей везде водой. Мировым видом спорта №1 стало плавание. Теннис выжил только в форме, продемонстрированной в Катаре в 2011-м, – в него играют на плавающих кортах. Зрелище это так себе.

***

Конечно, этот пост-апокалиптический набросок – лишь один из множества возможных вариантов развития тенниса в условиях меняющегося мирового климата. Хотя в научном мире в целом доминирует гипотеза, что изменения климата вызваны во многом деятельностью человека, моделей этих изменений много, и иногда они бывают довольно противоречивыми.

Консенсус в том, что климат меняется, и глобальное потепление – лишь одна из сторон этого процесса. В целом, ученые предсказывают, что в мировом климате станет больше экстремальных явлений: экстремальной жары, ураганов, штормов, ливней, заморозков и так далее. Вдобавок ко всему, считается, что скоро мы не сможем полагаться на исторические данные при предсказании погоды – глобальные климатические процессы должны полностью изменить правила игры.

В теннисном мире есть люди, которые на интуитивном уровне подтверждают прогнозы: «На «Ролан Гаррос» я плавилась от жары. На «Уимблдоне» обгорела на солнце. На US Open иду ужинать в куртке и сапогах. Мир забыл, какой должна быть погода», – писала во время US Open Сорана Кырстя.

Наконец, у этого материала нет задачи доказать наличие или отсутствие изменений климата, подтвердить или опровергнуть роль человека в них. Это попытка оценить, как может поменяться теннис в результате процессов, которые описывает большинство ученых.

Жара

Самое обсуждаемое последствие изменения климата – это глобальное потепление. В теннисе его чаще всего обсуждают в январе, во время австралийского отрезка сезона. Начало теннисного года приходится на знойное австралийское лето, но в последние годы жара становится особенно жесткой. Особенно заметно это было в 2014 году, когда первые дни Australian Open совпали с самым жарким отрезком в Мельбурне за сто лет. Тогда температура поднималась до 43 градусов, и несколько игроков из-за теплового удара не смогли доиграть свои матчи.

Такую погоду нельзя списывать только на идущие сейчас климатические процессы, но ученые сходятся во мнении, что они повышают вероятность возникновения аномальной жары. Австралийские метеорологи подсчитали, что в XXI веке количество 40-градусных дней в Мельбурне выросло с 1,3 в год до 1,9. Причем в Мельбурне температура растет быстрее, чем в среднем по Австралии. Поэтому вполне возможно, что в будущем Australian Open придется переносить – либо по времени, либо в другой город.

Средняя температура в игровые дни вообще растет во всех городах, в которых проводятся «Большие шлемы». В Париже, Лондоне и Нью-Йорке это не так заметно, потому что там пока еще не бывает 40-градусных дней. Так что на данный момент Australian Open остается единственным турниром, где матчи иногда прерываются из-за жары. Но погода все равно оказывает влияние на игру и в других местах – например, в этом году в Лондоне из-за жары и высокой влажности страдало качество кортов.

Под угрозой могут оказаться молодые и богатые теннисные рынки Ближнего Востока. Исследователи из немецкого Института Макса Планка построили модель, которая показала, что регион из-за глобального потепления может стать непригодным для обитания человека. Летние температуры на Ближнем Востоке растут почти в два раза быстрее среднемировых показателей, что в итоге может превратить регион в невыносимую для людей печь.

Самым популярным вариантом решения проблемы считается переход на зеленую энергию, что тоже может плохо сказаться на теннисе в регионе. Есть очень большие сомнения, что он переживет отток нефтедолларов.

Дожди и ураганы

Другим последствием глобального потепления называется повышение уровня моря, что приводит к аномальным осадкам – воды становится больше, ее температура повышается, количество испарений возрастает, а потом они все из атмосферы выпадают на землю. В частности, утверждает, что ураганы стали мощнее. Например, в 2012 году на Нью-Йорк уже после US Open обрушился ураган Сэнди. Ученые заявляют, что повышение уровня моря на 30 сантиметров у побережья Нью-Йорка повысило вероятность появления четырехметровых волн и привело к тому, что площадь затопления выросла на 64 квадратных километра.   

В 2012 году погода в Нью-Йорке начала портиться намного раньше прихода Сэнди. Из-за торнадо US Open тогда растянулся на 15 дней вместо положенных 14 – и случилось это уже в пятый раз подряд. После этого два года турнир изначально планировался на 15 дней, и только в последние годы организаторы вернулись к обычному расписанию. В этом году из-за сильных дождей на Барбадосе матч Кубка Дэвиса растянулся на пять дней вместо запланированных трех.

В целом, мир становится более влажным – стремится к состоянию тропиков, со всеми вытекающими из этого последствиями в виде ливней, штормов и ураганов. Кстати, снег по ходу апрельского турнира в Мюнхене в 2016 году тоже вписывается в общую картину. Изменения климата приводят к тому, что крайних явлений становится больше. Тогда непривычно прохладная весна наложилась на повышенное количество осадков, что и привело к порадовавшему теннисистов снегопаду.

Можно сказать, что в ближайшие годы турнирам придется больше вкладываться в выдвижные крыши и крытые корты. А в прибрежных городах организаторам остается только надеяться, что какой-нибудь ураган не разрушит стадион. В этом году от шторма сильнее всех теннисных заведений пострадал филиал академии Санчес-Касаля во Флориде. Но никто знает, что будет в будущем.

Фото: Gettyimages.ru/Quinn Rooney, Chip Somodevilla, Clive Brunskill; REUTERS/Mike Segar