«Игрокам нужны сверхчеловеческие способности». Что ломает теннисистов?
Причины эпидемии травм могут быть заложены в основах игры.
В мужском туре перед US Open бушует эпидемия травм. Новак Джокович (локоть), Стэн Вавринка (колено) и Кеи Нисикори (запястье) досрочно завершили сезон. Энди Маррей и Марин Чилич (оба – бедро) не выходили на корт после «Уимблдона», но пока что планируют сыграть в Нью-Йорке. Милош Раонич в среду перенес операцию на запястье и на US Open не выступит точно. Роджер Федерер снялся с турнира в Цинциннати из-за проблем со спиной, но сейчас говорит, что все нормально.
В женском туре таких массовых проблем нет. Возможно, дело в том, что элита там не такая возрастная, или нагрузки в целом не такие тяжелые, или женщины просто оказались выносливее мужчин. Тем не менее, мы регулярно видим на корте теннисисток, на которых тейпов больше, чем одежды.
В большинстве случаев причиной повреждений становится не какое-то отдельное событие – например, падение – а просто нагрузка теннисной жизни. Организм не справляется с тем, что от него требуют. Что же делает теннисистов хронически травмированными?
Покрытия
Из трех используемых в профессиональном теннисе покрытий: харда, грунта и травы, – наиболее распространен хард, на котором и пройдет US Open. В мужском туре из 68 турниров этого года на харде проводятся 39, в женском – 40 из 59. Меньше всего травяных турниров – семь у мужчин и шесть у женщин. Остальные соревнования проводятся на грунте.
Попытки научно исследовать влияние покрытий на здоровье игроков в основном носили ретроспективный характер – то есть анализировалось не конкретно влияние, а уже имеющиеся случаи травм. Несмотря на это, большинство профессиональных теннисистов и тренеров считают грунт самым безопасным покрытием, а хард – самым опасным. Например, Рафаэль Надаль неоднократно жаловался на засилье харда в туре и называл именно его причиной своих проблем с коленями.
На харде ногам действительно приходится непросто – особенно суставам. Покрытие обладает очень высоким сцеплением и по ощущениям немного напоминает наждачную бумагу. Поскольку в теннисе движение предусматривает постоянную смену направления, игрокам приходится очень резко тормозить. На жестком харде это наносит серьезный удар по ногам – от бедер до пальцев. Например, в 2012 году Ллейтону Хьюитту пришлось шурупами закреплять большой палец ноги – проблема с суставом стала результатом игры в теннис.
С грунтом все не так просто. На глине игроки активно используют скольжение, что создает дополнительную нагрузку на голеностопы. Новак Джокович говорил, что мягкий грунт особенно опасен в плане движения. Наиболее тяжело игрокам приходится в первые недели на грунте, когда организм еще не до конца привык к новым нагрузкам. С другой стороны, скорость игры сейчас возросла, и многие начинают скользить и на харде. Это очень и очень опасно, потому что по своим свойствам хард – это антискользящее покрытие. Игрокам-любителям врачи вообще не советуют использовать такую технику.
Вполне возможно, что если бы на траве играли больше, то самым опасным покрытием считалась бы она. На свежей траве очень плохое сцепление (особенно когда влажно), а когда корт износится, он становится, возможно, еще опаснее, что мы в этом году увидели на «Уимблдоне». С другой стороны, хард из-за своих свойств более опасен в долгосрочной перспективе – он может способствовать появлению хронических травм.
Нужно учитывать и тенденцию к замедлению покрытий, которая в последние годы наблюдается в турах. Нагрузка на ноги на медленном харде увеличивается: розыгрыши длиннее, бегать, менять направления, тормозить и стартовать приходится больше. А покрытие все равно жесткое. Траву замедление кортов тоже сделало опаснее. Если раньше розыгрыши были короткими и завершались у сетки, то теперь игроки больше двигаются по задней линии, где большей возможностей поскользнуться, споткнуться, подвернуть ногу и так далее.
Если брать хард, то теоретически замедление кортов могло снизить количество травм плеч, локтей и запястий. Чем быстрее покрытие, тем сильнее отскакивает мяч, тем больше он бьет по суставам – соответственно, замедление покрытий должно пойти на пользу. Плюс, с технической точки зрения тоже становится легче. Когда игрок не попадает по мячу центром струнной поверхности, то нагрузка на сустав усиливается – на быстром харде времени на реакцию меньше, и таких неидеальных ударов больше. С другой стороны, на медленных покрытиях в розыгрышах больше ударов, соответственно нагрузка, может быть, и стала менее интенсивной, но работать на этих оборотах суставам приходится дольше.
Мячи
Традиционно, ITF, ATP и WTA разрешают использовать на официальных турнирах около 200 разных мячей. Игрокам это не очень нравится. «На этой неделе мы играем одним мячом. На следующей неделе – другим. Это опасно для плеча, опасно для локтя», – в свое время жаловался Рафаэль Надаль. «Мячи Penn в Вашингтоне. Мячи Wilson в Канаде. Мячи Penn в Цинци. Мячи Wilson в Нью-Йорке. Неразумно», – написал на этой неделе тренер Симоны Халеп австралиец Даррен Кейхилл.
Разные мячи по-разному реагируют на ракетку и покрытие корта, они бывают чуть тяжелее и чуть легче, поэтому хоть чуть-чуть, но нагрузка на руку каждую неделю меняется. Каждую неделю теннисистам приходится адаптироваться, а смена внешних условий всегда чревата возникновением травм.
Понятно, что нельзя весь год играть одним мячом – к разным покрытиям требуется специализированный подход. Но игроки очень хотели бы отдельные отрезки сезона проводить без еженедельной смены инвентаря. Другое дело, что практическая реализация этого желания может привести к искам в адрес туров с обвинениями в ограничении конкуренции.
Расписание
Профессионалы на уровне АТР и WTA играют 11 месяцев в году. На уровне ITF турниры идут круглый год. У теннисистов нет гарантированного заработка – они независимые подрядчики, которые получают деньги за выполненную работу. Даже если игроки могут позволить себе пропустить турнир, они часто не хотят делать этого по спортивным причинам: хочется хоть как-то побороться за победу, заработать хоть какие-нибудь очки. Иногда во вред себе играют из-за хороших отношений с руководством, болельщиками или из чувства долга. Очень часто мы слышим: «Если бы это был не «Уимблдон»/ «Ролан Гаррос»/ мой любимый турнир, я бы снялся».
Такая организация турнира неотвратимо ведет к развитию хронических проблем. Поскольку у теннисистов почти нет периодов продолжительного отдыха, небольшие тендиниты, которые обычно проходят за пару недель, перерастают в серьезные травмы. Постоянные нагрузки приводят к тому, что, по результатам одного исследования, из 148 опрошенных профессиональных игроков 39% снимались с турниров из-за проблем со спиной. Примерно треть игроков имеет с ней хронические проблемы. (Это исследование было проведено в 1988 году, но, судя по ленте новостей, маловероятно, что ситуация серьезно изменилась).
Роджер Федерер – один из многих теннисистов с хроническими проблемами со спиной
Доктор Ричард Бергер, который, например, оперировал запястья Хуана Мартина дель Потро и Лоры Робсон, утверждает: «Игрокам не хватает времени на восстановление, и на большинстве турниров даже нет дней отдыха. Нужны сверхчеловеческие способности, чтобы поддерживать форму». Межсезонье тоже короткое, и теннисистам зачастую трудно оправиться от болячек и нагрузки прошлого сезона. А если и удается, то в попытках прибавить многие чересчур нагружают себя в межсезонье, что приводит к проблемам в первые месяцы сезона.
К тому же, несмотря на отличную физическую подготовку, теннисисты, как и все, подвержены «бытовым» болезням – простудам, инфекциям, заболеванием желудочно-кишечного тракта. Нагрузки ход этих болезней усугубляют. Карьера нескольких игроков закончилась из-за последствий осложнений мононуклеоза. Не самая страшная инфекция на фоне постоянных физических нагрузок перерастает в заболевание, завершающее карьеру.
Теннис – это не тот вид спорта, где игроки часто получают сотрясения или удары от соперников. Но сама по себе игра оказывает огромную нагрузку на тело и выматывает организм. В результате складывается ситуация, которую хорошо описала Елена Янкович: «Если ты просыпаешься с утра, и у тебя ничего не болит – это значит, что ты не доработала».
***
Туры делают все, чтобы создать для болельщиков наиболее качественное шоу. Но многие эксперты отмечают, что главных участников этого шоу они не берегут. Отмечается недостаток профилактической работы: турам нужно вкладывать средства в исследования причин травм и на их основе разрабатывать превентивные меры, которые позволят теннисистам играть больше и завершать карьеру не поломанными, а более или менее здоровыми людьми.
Иначе существует риск, что турниров типа «Мастерса» в Цинциннати, с которого снялись семь игроков Топ-10, будет больше.
Фото: Gettyimages.ru/Julian Finney, Dean Mouhtaropoulos, Clive Brunskill
Показателен пример - Серена Вильямс передвигается как черепаха по корту и была доминирующей теннесисткой тура. И сравните как передвигается тот же Федя в её возрасте.
Даже юмор такой есть: Капитализм по-американски: У вас есть 2 коровы. Вы продаете одну, а вторую доите круглосуточно. Она вскоре умирает и вы нанимаете консультанта выяснить почему корова сдохла))
А мысль Елены Янкович давно известна в виде тоже анекдота, который вообще любят спортсмены особенно после карьеры:
Если ты проснулся утром и у тебя ничего не болит, значит ты умер...
Гораздо лучше будет сократить число обязательных турниров/длину сезона - в статье правильно написано, что сейчас теннис это бег бешеной белки в колесе - непрерывно перелеты и матчи 11 (!) месяцев в году. И для топ игроков, которые проходят дальше по сетке все хуже чем для остальных. Будет время - связки и суставы смогут восстановиться гораздо эффективнее.