Результат, которого не ждут
Ситуации, когда Давид побеждает Голиафа, всегда пользуются спросом – будь то Голливуд или спортивная арена. Вот и недавние поражения Джоковича (2 ракетка мира) от Истомина (117) и Маррея (1) от Зверева (50) на Australian Open 2017 привлекли повышенное внимание публики. Собственно, результат всего чемпионата - 17 номер мирового рейтинга выигрывает турнир Большого шлема - вполне может расцениваться как полновесная сенсация (конечно, если на секунду забыть, чья фамилия стоит рядом с числом 17).
Эта сюжетная линия натолкнула меня на идею поподробнее взглянуть на такую вещь, как неожиданные поражения в теннисе. Материал я решил разделить на две части. В первой из них я попытаюсь на примере мужской «большой четверки» формализовать это понятие и систематизировать подобные события. Вторая часть будет посвящена более детальному обзору статистики отдельных игроков.
Сразу обозначу несколько вводных:
- сенсационные поражения, с высокой долей вероятности, сродни «черным лебедям» – случайность на то и случайность; выводы на основе этого материала не будут далеко идущими;
- в стороне останутся теории заговора о купленных матчах, договорняках и прочие неигровые аспекты подобных поражений;
- вся использованная статистика взята с сайта ATP.
Где начинается сенсация?
Для начала хотелось бы ответить на вопрос: что именно считать неожиданным поражением?
В английском языке для обозначения такового используется термин upset. Но, хотя в описании спортивных событий он встречается чуть ли не с конца XIX века, стандартное определение – победа андердога над фаворитом – не может быть принято однозначно. Технически поражение первой ракетки мира от второй – это тоже upset, но никто не назовет его сенсацией. Несколько интересных мыслей на эту тему можно прочитать здесь – и одна из них как раз и говорит о сложности формального определения.
Для оценки степени «неожиданности» поражений предлагается использовать показатель разницы в рейтинге между победителем и проигравшим как отражение разницы в классе игроков. Очевидным недостатком такого подхода видится неучет «нерейтинговых» отклонений – низкий рейтинг более классного игрока из-за пропущенной части сезона, статистика игр на конкретном покрытии, история личных противостояний, форма в рамках конкретного турнира и т.п.
Альтернативным источником информации могли бы служить коэффициенты букмекеров, которые формируются на каждый матч, и в большей степени отражают текущую разницу в шансах игроков. Однако, этот вариант кажется менее подходящим в том числе потому, что многообразие контор и динамичность коэффициентов по ходу матча не позволяют сформировать однозначной картины. Поэтому мы будем опираться на разницу в рейтингах как основу для расчетов.
Рассмотрим статистику поражений игроков Большой четверки (далее – Б4: Э. Маррей, Н. Джокович, Р. Федерер, Р. Надаль) за период 2009-2016гг. Список игроков и период выбран по следующим причинам:
- стабильно высокий рейтинг игроков: за указанный период ни один из них не опускался ниже 11 строчки мирового рейтинга. Т.е. технически большинство их проигрышей можно считать как upset, поэтому их статистика как раз будет интересна для определения границ термина;
- достаточно однородный уровень турниров: все их игры за этот период приходятся на турниры уровнем не ниже АТР 250, что снижает вероятность «странных» матчей в этом списке;
- период определен началом действия обновленных правил начисления рейтинговых очков и классификации турниров.
Всего игроки Б4 за 8 лет потерпели 389 поражений, из них 388 с разницей в рейтинге от -10 до +143 (чем больше разница, тем ниже в рейтинге стоит соперник) – это 17,5% сыгранных матчей. Еще один результат – поражение Новака Джоковича (2) от Филипа Крайновича (319) в 2010г. в Белграде – является очевидным выбросом (тем более матч завершился отказом Новака после первого сета), и его предлагается не включать в анализ. Также мы не учитываем технические победы и поражения (W/O) – так же, как это сделано на сайте ATP.
Если сгруппировать все матчи в указанном интервале, получается следующая картина:
Группировка сыгранных матчей и поражений игроков Б4 по разнице в рейтинге соперников (интервал от -10 до +143, число групп – 10).
Уточним, что еще 106 матчей пришлись на соперников с разницей в рейтинге от 144 строчек, и все они закончились победой фаворитов.
Выходит, что 79% поражений приходится на диапазон разницы от -10 до 21 строчки в рейтинге (хотя эти матчи составляют всего 27% от общего числа). Если уж на то пошло, 154 поражения в этой статистике, то есть почти 40%, приходятся на матчи этих игроков между собой.
Напротив, начиная с разницы 22 строки и более, число проигранных матчей в каждой группе ниже 17,5% - то есть проигрыши здесь случаются реже среднего. Только в интервале между 128 и 143 строчками число проигрышей составляет 22% (проиграно 5 матчей из 23): 2 поражения пришлись на Олимпиаду 2016, когда жертвами 141 сеянного дель Потро стали Надаль и Джокович.
Поэтому в рамках нашего обзора для топ-теннисистов предлагается разграничить техническое понятие upset (как любое поражение от менее рейтингового игрока) и понятие «неожиданного поражения» - как проигрыша игроку, рейтинговая разница с которым составляет не менее 22 строчек. В дальнейшем мы будем рассматривать именно эти неожиданные поражения.
Закономерности неожиданных поражений
На основе выбранной группы поражений (89 игр) попробуем выделить какие-либо закономерности:
1. Серийные «убийцы гигантов»
В целом, для игроков Б4 нельзя сказать, что какой-то из соперников с рейтинговой разницей ниже 22 строк стал для них злым гением. 7 игроков смогли нанести лидерам по три поражения. Интересно, что Фабио Фоньини все свои неожиданные победы одержал над Надалем, а Марди Фиш – над Энди Марреем.
2. Трава – основа для сенсации
Из 89 неожиданных поражений Б4 только 19 пришлось на травяные корты, тогда как на хард – 48, а на грунт – 22. Однако, если сопоставить эту статистику с количеством сыгранных матчей, то травяные «сенсации» неожиданно занимают самый высокий процент (7% от общего числа сыгранных игр). Отметим, что худшие показатели здесь у Надаля – 22% (!) его игр на траве заканчивались неожиданными поражениями (хотя и матчей на этом покрытии он за 8 лет сыграл меньше всех – только 37). Возможно, короткий травяной сезон и специфика покрытия влияют на способности игроков перестроиться и повышают шансы андердогов на успех.
3. Класс проявляется на дистанции
Это, в общем-то, известный факт – в матчах длиннее трех сетов неожиданные поражения случаются крайне редко; это в равной степени верно и для обычных upset’ов. Кстати, такой расклад иногда называется одной из причин, почему в женском теннисе фавориты проигрывают гораздо чаще. При этом, в матчах трехсетового формата количество неожиданных проигрышей несколько выше в тех играх, где были сыграны все три сета (55% против 45%). Также отметим, что Энди Маррей потерпел 24 неожиданных поражения, когда матч длился не более 3 сетов – это больше, чем у других игроков Б4.
Удивительно, но на турнирной дистанции класс проявляется далеко не так однозначно. У Джоковича, Надаля и Федерера доля неожиданных результатов на поздних стадиях (1/4 финала и позже) находится на достаточно высоком уровне – 37-44%. В этой связи любопытно было бы проанализировать дальнейшую судьбу «убийц гигантов» на турнирах, где они выбивали грандов (возможно, это будет темой отдельного материала)
4. АТР 250 – категория неожиданностей
Тоже вполне логичный вывод – наиболее часто неожиданные результаты наблюдаются на менее рейтинговых турнирах, причем чем выше категория, тем меньше наблюдается подобных явлений. Игроки Б4 проиграли 11% матчей (22 игры) на турнирах АТР 250. На Мастерсах неожиданных поражений больше (36 игр), но матчи в этой категории игрались чаще (926 против 204 в АТР 250). Особняком тут опять стоит Маррей – 16 его проигрышей на турнирах серии Мастерс попали в разряд «сенсационных».
В целом, несмотря на наличие некоторых закономерностей, предсказывать невероятные результаты – дело зачастую неблагодарное. Игроки высочайшего класса на то и занимают свои позиции на вершине, чтобы оставлять такие поражения в числе маловероятных. Тем не менее, каждый раз при встрече фаворита с андердогом многие зрители ждут, что, возможно, сейчас они станут свидетелями настоящей сенсации.