Больше, меньше или лучше?
Одним из общих мест при разговоре о современном теннисе стало увеличение количества турниров, а следовательно, и матчей, в которых вынуждены принимать участие профессиональные игроки. Логика такова: чтобы добиться результата, необходимо постоянно играть, набирая – а потом защищая – рейтинговые очки. Добавим к этому два командных турнира с интервалом несколько недель, добровольное сокращение отпуска некоторыми игроками за счет выставочных матчей – и на выходе получается аномально высокая нагрузка.
Ниже приведен краткий анализ количества турниров, в которых принимали участие игроки уровня топ-300 за последние 20 лет (с 2000 по 2019 гг. включительно). По традиции – несколько оговорок:
- речь идет именно о количестве турниров. Понятно, что соревнование соревнованию рознь – можно заявиться, сыграть 40 минут, сняться – и в статистике это будет такой же турнир, как и отыгранный от звонка до звонка. Но с другой стороны, на дистанции 20 лет подобные вещи должны сглаживаться;
- данные взяты на конец каждого календарного года согласно статистике АТР;
- для анализа групп игроков используется не среднее количество турниров, а медианное значение. Это сделано для того, чтобы минимизировать разницу между игроками внутри рассматриваемых групп (то есть чтобы избежать перекосов из-за отдельных спортсменов). Справедливости ради, разница между средним и медианным значениями невелика практически по каждому из проанализированных 20 годов. Для простоты далее я буду использовать термин «в среднем», «среднее количество» и т.п.
Количество турниров: неравномерный рост
Если взглянуть на динамику количества турниров у игроков топ-300, первым выводом действительно будет, пусть и не самое заметное, увеличение сыгранных за год турниров:
Правда, колебания числа турниров крайне незначительно, и находятся в диапазоне 1-2 соревнований в год.
Интереснее становится, если мы перестанем мерить среднюю температуру по всей больнице и начнем считать по палатам. Например, так выглядит ситуация при делении рейтинга по сотням:
Здесь в глаза бросаются две тенденции:
Количество турниров, которые играют теннисисты топ-100, постепенно снижается к концу 2010-х гг. В целом, их число за анализируемый период остается стабильным. Но после пика, когда в 2009-2012 гг. игроки первой сотни играли по 26 турниров в год, сейчас их количество упало до 24-25.
Параллельно с этим, существенно выросло количество турниров, которые в среднем проводят игроки третьей сотни. Если в начале двадцатилетия каждый из них играл меньше 20 турниров в год (меньше стоящих в первой-второй сотнях рейтинга), то к концу 2010-х гг. они стали играть уже не менее 24-25 турниров в год. А в 2019г. среднее количество для них стало рекордным за весь период наблюдений – 27 турниров за год!
Это косвенно подтверждает еще одну стандартную мысль – игрокам ниже первой сотни приходится прикладывать гораздо большие усилия, чтобы заработать свои рейтинговые очки.
Расслоение игроков становится еще более заметным, если заглянуть вглубь первой сотни, и сравнить количество турниров игроков ТОП-10 и ТОП-100:
Если не считать 2007 года (он почти на всех графиках выглядит аномально), то становится очевидно – игроки первой десятки играют существенно меньше, чем первая сотня в целом. Навскидку можно предположить несколько объяснений:
- чем выше игрок в рейтинге, тем ему проще разработать оптимальный с точки зрения очков календарь. Более рейтинговые игроки участвуют в ТБШ, Мастерсах, турнирах более высокой категории – а значит, им проще заработать рейтинговые очки и подняться выше;
- качество управления календарем. На мой взгляд, у более топовых игроков должно быть больше ресурсов для выбора турниров, в которых они хотят или должны принимать участие. Как минимум, их рады видеть на любом небольшом турнире – значит, им проще спланировать свой календарь и распределить свои силы по дистанции;
- возраст игроков. На этом хотелось бы остановиться подробнее.
Зависимость числа сыгранных турниров от возраста игроков
Уже неоднократно говорилось о том, что теннис становится старше. И логично было бы предположить, что возраст – особенно в сочетании с позицией игрока в рейтинге – должен иметь обратную зависимость с количеством сыгранных турниров. То есть – чем старше игрок, тем меньше турниров в год он старается играть.
Однако, если проверить корреляцию между возрастом и количеством соревнований, получается немного иная картина. Ни в одном из годов анализа для игроков топ-300 значимой корреляции между возрастом и числом сыгранных в год турниров не наблюдается; такая же история – для теннисистов первой сотни (корреляция между возрастом и числом турниров за год – не более 0,23). Но если мы ограничимся первой двадцаткой мирового рейтинга, то в последние три года (2016-2019) коэффициент корреляции имеет более высокие значения, доходя до -0,71 в 2019г. для ТОП-10 этот коэффициент и вовсе составляет в 2019г. -0,87.
То есть, с поправкой на небольшое количество игроков, в последние три-четыре года возрастные топовые игроки действительно играют меньше турниров. Другое дело, что игрокам второй-третьей сотни приходится участвовать в значительном количестве соревнований, даже несмотря на свой возраст.
Рекордсмены двадцатилетия
Ну и напоследок стоит отметить героев, которые сыграли наибольшее количество турниров за год в период анализа.
Три раза за последние 20 лет один игрок принимал участие в 40 и более турнирах:
2013г.: Энрике Лопес Перес (Испания).
Сыграл за год в 42 турнирах. На конец 2013г ему было 22 года, он занимал 271 место в рейтинге. Все его турниры относились к Челленджерам или турнирам ITF, один из которых (в Египте) он даже выиграл. Самый рейтинговый из обыгранных соперников – Лу Яньсюнь (Yen-Hsun Lu), на тот момент 76 ракетка мира. Забавно, но в том году ему удалось обыграть еще и Джоковича – правда, не Новака, а его брата Марко, 665 ракетку мира.
2017г.: Гонсало Оливейра (Португалия)
Сыграл за год в 45 турнирах, самый высокий показатель из проанализированной группы. 2017 год закончил 194 ракеткой мира в возрасте 22 лет – что остается его самой высокой позицией в карьере на данный момент. В его активе в том году – участие в тех же Челленджерах, 15- и 25-тысячниках ITF. Из более статусного – второй круг квалификации турнира АТР 250 в Эшториле и первый круг квалификации US Open, проигранный № 153 АТР Гастао Элиасу в трех сетах. Всего в том году он взял 4 титула ITF – в Румынии, Венгрии и дважды – в Тунисе. Самый рейтинговый соперник, которого удалось обыграть – Ежи Янович из Польши, №107 АТР на тот момент. Кстати, в 2018г. Гонсало опять сыграл в большем числе турниров, чем любой игрок из топ-300 – на его счету 36 соревнований, в том числе два пройденных круга квалификации Ролан Гаррос.
2019г.: Гонсало Оливейра (Португалия)
Гонсало Оливейра на турнире в Шеньчжене, 2019г. Фото - https://portugalinews.eu
Удивительно, но в 2019г. Оливейра вновь покорил планку в 40 сыгранных за год турниров. Те же Челленджеры и ITF. Из нового – две квалификации АТР 250 (Анталия, второй круг, и Чжухай, первый круг), а также первый раунд квалификации Мастерса в Шанхае. Самая статусная победа была одержана над игроком середины второй сотни, Jason Jung, на одном из китайских турниров. Год Оливейра закончил на 272 месте в рейтинге.