«Джоковичу надо выйти на дискотеку, покурить. Причем не сигареты»
Несколько мнений журналистов и игроков о том, что происходит с сербом и как с этим бороться.
Обозреватель Tennis.com Стивен Тиньор считает спад Джоковича закономерным этапом его доминирования.
«Значит ли поражение от Истомина, что последние поражения Джоковича – особенно от Сэма Куэрри на «Уимблдоне» и Стэна Вавринки на US Open – дали другим игрокам надежду? Наверное. Джокович очень сильно зависит от скорости и выносливости, так что со временем ему будет только тяжелее.
Может быть, поражение от Истомина показывает, что любое доминирование маскирует то, в каких критических ситуациях оно куется. Джокович славится своей стабильностью – на «Шлемах» и других турнирах; но еще он славится умением отыгрывать матч-пойнты и выходить из тяжелейших положений. Чтобы долгое время быть первой ракеткой мира, требуются чудеса, но само определение этого слова указывает на то, что ты не можешь контролировать, когда чудо произойдет. Федерер и Надаль, например, обнаружили, что наступает момент, когда чудеса творишь уже не ты».
Написано это было до того, как Федерер с Надалем вышли в финал Australian Open – сотворив очередное чудо.
Питер Бодо на сайте ESPN предлагает Джоковичу проанализировать ход свой карьеры и дальнейшие перспективы.
«Бывшему лидеру рейтинга нужно все хорошенько обдумать – начиная с расписания и заканчивая тренерской ситуацией. Стоит ли подходить к турниру «Большого шлема» без подготовительных турниров? Стоило ли расставаться с Борисом Беккером – тренером, с которым он пережил свой самый продуктивный период? После их расставания в конце прошлого года начало казаться, что дела идут только хуже. [...] Сейчас неоспоримым фактом кажется то, что после завоевания Карьерного Шлема на «Ролан Гаррос» Джокович сам не свой».
Джон Вертхейм из Sports Illustrated считает, что Джокович переживает некое подобие полноценного кризиса.
«Как игрок, который год назад мучился от четырех подряд побед на «Шлемах», стал простым смертным? Поражение на «Уимблдоне» можно рационализировать: «Я выиграл «Ролан Гаррос» – покорил белого кита своей карьеры – и я психологически вымотан». Поражение на US Open можно рационализировать: «Куча моих соперников снялась, я не смог поймать ритм и в финале проиграл игроку, достойному Зала славы». Поражение во втором круге турнира, который ты выиграл шесть раз – да еще и от игрока, который не входит в Топ-100, в пяти сетах, при том, что ты вел 2:1 – рационализировать куда сложнее.
В прошлом году мы писали, что съемочная бригада из Аризоны несколько месяцев ездит вместе с Джоковичем и снимает, как нам сказали, документальный фильм из 12 частей. Во многих смыслах нестабильность серба может сделать этот фильм лучше. Но можно подозревать, что режиссеры не ожидали серии из трех поражений на «Шлемах».
А вот чемпион «Уимблдона»-1987 Пэт Кэш считает, что кризис уже полноценный.
«Если до этого мы сомневались, то теперь у нас подтверждение – он уже не тот игрок, которым был полгода назад. Я бы очень хотел увидеть его в качестве настоящей второй ракетки мира, которая борется за первую строчку, но, судя по всему, мы этого не увидим.
Очевидно, что это психологическая проблема. Он добился всего, в чем нуждался и чего хотел. Техника у него никуда не делась. Но у него проблемы с уверенностью в себе, он допускает ошибки. Может быть, ему пора сказать – я уже не тот игрок, что раньше, но я по-прежнему могу хорошо выступать».
Британец Саймон Бриггс предлагает сербу взять перерыв.
«Учитывая то, что Джокович сейчас излучает апатию, возможно ему стоит на какое-то время совершенно отойти от игры. Взять отпуск на несколько недель, как это в середине 2000-х делала Серена Уильямс, когда у нее возникало ощущение, что она перегорела. Снова почувствовать голод. И возвращаться только тогда, когда желание тренироваться и играть снова начнет яростно бурлить.
Джокович – один из величайших теннисистов в истории, но он не из тех, кто может сносить соперников с корта в стиле Пита Сампраса или Роджера Федерера. Он побеждает за счет труда и борьбы, и это невозможно без яростного желания добиваться успеха».
А вот Пол Ньюман из Independent ставит целесообразность перерыва под сомнение.
«Перерыв может пойти Джоковичу на пользу, но может оказаться и опасным вариантом. Джокович в хорошей форме и силен, но в мае ему будет уже 30 лет, а новые игроки появляются постоянно.
Наверное, ему лучшей найти замену Беккеру – человека, который сможет подтолкнуть его к новым вершинам, как с Марреем это сделал Иван Лендл. Марьян Вайда, давно тренирующий Джоковича, по-прежнему входит в его команду, но, возможно, сейчас стоит поискать дополнительную помощь. Однако, возможно, сперва Джоковичу нужно решить, остается ли теннис для него таким же важным, как это было в годы его доминирования».
За перерыв выступает и Екатерина Бычкова – в своей радикальной манере.
«Джоковичу надо быть попроще, немного расслабиться. Выйти на дискотеку, покурить. Причем не сигареты, ха-ха. А то он подзакрутил себе гайки. Конечно, такая самодисциплина – это круто и важно, но этим он сделал из себя универсального солдата. Этот вечный безумный взгляд, как будто его запрограммировали.
Может, это приходит, когда ты выигрываешь «Большой шлем» или от дикого количества побед, не знаю. Но он себя слишком загоняет. Теперь с ним ездит какой-то экстрасенс или гуру. Я смотрю на это и думаю: «Что с человеком происходит? Был же вроде нормальный, харизматичный и веселый парень. Привлекал внимание».
После Кубка Дэвиса серб уже сказал, что не будет играть до Индиан-Уэллса. Кроме того, он рассказал о том, что по ходу матча против Даниила Медведева испытывал проблемы с плечом. Так что поводы для переживаний по поводу его будущего только продолжают накапливаться.
Фото: REUTERS/Jason Reed; Gettyimages.ru/Clive Brunskill, Scott Barbour
ничего, оклемается)