Осторожно, бабушка!
Время от времени у всех, вероятно, возникает потребность пересмотреть какой-нибудь старый фильм, послушать того или иного исполнителя, некогда певшего популярные хиты, полистать старые журналы или газеты, по-новому пережить какое-нибудь спортивное соревнование, результат которого уже давно остался в истории. Словом, окунуться в прошлое, и иронично, а иногда и с грустью, вспомнить или узнать, как это было. А когда на горизонте вдруг появляется гостья из прошлого, то невольно начинаешь не только вспоминать, но и сравнивать прошлое и настоящее. Что за это время было безвозвратно утеряно, что пришло на смену, и сделало ли это новое нашу жизнь лучше, интересней? Такой гостьей из прошлого в мире женского тенниса, безусловно, стала Кимико Дате Крумм. И заглянула она не на денек погостить, а остаться надолго в настоящем, чтобы получать удовольствие от того, от чего когда-то сбежала. И своими сегодняшними победами, а также игрой, которая частенько ставит в тупик нынешнее поколение теннисисток, она заставляет некоторых из нас опять заглянуть в прошлое.
Свою карьеру Кимико начала в эпоху великих сражений. Когда на кортах происходили ожесточенные битвы за титулы с участием Навратиловой, Граф, Сабатини, когда свои первые титульные победы одержали еще юные Селеш и Санчес-Викарио. Когда функционеры WTA служили на страже интересов теннисисток, а не заставляли их обзаводиться калькуляторами для подсчета своих рейтинговых очков. Когда теннисным балом правила игра, а сильнейшая определялась в очном споре на корте. Когда понятия «лучший» и «первый» были едины, а Аманда Кетцер не могла даже мечтать о том, что в итоге получила Янкович и ее подруги «по счастью». Уходила японка в тот год, когда функционеры из женской ассоциации вбили первый клин между этими понятиями, когда на первый план стали выходить деньги, а в дверь стучалась новая эпоха – эпоха «курницизма», где молодые дарования начинали свою погоню не за титулами, а денежными контрактами. Уходила она, безусловно, не из-за того, что не могла сражаться или ей очень претили новые правила. Она не любила путешествовать по миру, ей хотелось больше времени проводить дома, встречаться с друзьями, а новые правила вынуждали теннисисток, наоборот, только увеличивать количество своих поездок. Вернулась Кимико уже в новый мир тенниса, где девушки окончательно стали заложницами руководства WTA и спонсоров, которые диктуют свои правила игры. В мир, где на рекламе прокладок, тампонов и прочих средств личной гигиены можно заработать многомиллионное состояние и не огорчаться очередному поражению, сказав всем, что день то был не мой. Победа на Большом Шлеме уже рассматривается не как главная вершина в теннисе, а как ступенька к подписанию все тех же многомиллионных контрактов самых изысканных сережек, самой чистой водицы или наивкуснейшего молочка. Ее возвращение походило больше на каприз взбалмошной старушки. Ведь теннис не стоял на месте, и, не смотря на все эти околотеннисные изменения, менялась и сама игра. Пришли новые технологии, новые скорости, и что можно достигнуть в 38 лет, если многие уже в 28 не могут справляться с нынешним ритмом игры. Но Кимико вернулась, чтобы просто играть и получать от этого удовольствие, и ей это удалось.
Не могу сказать, что я хоть как-то следил за этой девушкой с момента ее появления в туре. А если говорить откровенно, то впервые ее имя услышал в 1991 году на турнире в Лос-Анджелесе. Тогда в полуфинальном матче она впервые встречалась с Габриелой Сабатини и обыграла ее. Все что удалось тогда узнать о Кимико, укладывалось в несколько строчек – дебютировала в туре в 1988 году, провела четыре турнира ITF на родной земле, два из которых выиграла. Уже в следующем сезоне она стартовала на турнирах БШ, одержав одну победу в Париже. В 1990 году на австралийском чемпионате Дате впервые вошла в число 16 лучших здесь теннисисток. Японка мало давала интервью журналистам по причине того, что не очень хорошо владела английским. Даже по прошествии восьми лет проеденных в туре, она по-прежнему приходила на пресс-конференции с переводчиком, объясняя это тем, что ее английский далек от совершенства, а ей самой очень хотелось быть с журналистами предельно откровенной.
На вопрос, что же повлияло на ее выбор стать теннисисткой в далеко нетеннисной стране, она отвечала, что все сложилось как у многих ее коллег: родители играли в теннис на любительском уровне. Первым начал играть папа, который еще в юности любил смотреть телерепортажи с теннисных турниров. Потом он сам вышел на корт и увлек этой игрой и маму. В шестилетнем возрасте на корт пришла и дочь.
От природы Кимико левша, но играла она правой рукой. Типичный дух японского коллективизма, как однажды скажет сама теннисистка. Она не хотела выделяться в группе, где лишь она была левшой, и Кимико не составило в том возрасте большого труда научиться играть правой рукой. Еще было известно, что японка была суеверной девушкой. Перед матчем, например, она всегда совершала определенный ритуал – уединяясь на пять минут, она проворачивала в голове основные тактические ходы предстоящего матча. Всегда носила с собой фотографию родителей и перед игрой в обязательном порядке бросала на нее взгляд. Она всегда выходила на матч в том платье, в котором выиграла последнюю игру. А еще у нее была мечта – Кимико хотела победить в Уимблдоне.
В своем первом финале турнира WTA, после победы над Сабатини, ей предстояла встреча с первой ракеткой мира Моникой Селеш. Матч завершился вполне предсказуемым разгромом японки. Нельзя сказать, что в дальнейшем Кимико чем-то запомнилась в том сезоне, но завершила она его на 32 месте мирового рейтинга.
Второй раз внимание к себе японка привлекла в 1992 году, когда состоялась ее первая встреча со Штеффи Граф на турнире в Майами. Поединок настолько оказался упорным, что до последнего гейма не было ясно, кто же в итоге одержит победу в нем. Немка устояла 7:6, 5:7, 6:4, но с этого момента ведущие теннисистки стали воспринимать всерьез девушку из страны восходящего солнца. В дальнейшем еще семь раз Штеффи Граф встретится на корте с Дате, причем три раза подряд это будет проходить в Майами. Неизменно победу каждый раз в двух сетах одерживала немка. Единственная победа к Кимико пришла лишь в 1996 году, когда в Токио проходил матч Кубка Федерации – 7:6, 3:6, 12:10. Последняя их встреча состоялась в этом же году в полуфинале Уимблдона. Проиграв второй сет, немецкая теннисиста стала требовать отложить матч из-за темноты. Она понимала, что совладать с набравшей ход Кимико ей сегодня будет не под силу, к тому же на этом чемпионате Граф сильно простудилась. Однако судья отказывался удовлетворять требования Штеффи, и тогда ей на помощь пришли небеса. Пошедший дождь окончательно разрешил все споры немки с арбитром на вышке, и матч был отложен на следующий день. Доигрывание прошло при полном преимуществе Штеффи Граф, так мечта японки осталась лишь мечтой.
Самым запоминающимся матчем в карьере Дате для ее болельщиков, как и для самой теннисистки по ее же словам, стал ее матч с Габриелой Сабатини в 1995 году в полуфинале турнира в Майами. После своей первой победы над аргентинкой, Кимико четырежды проиграла ей на разных турнирах. Уступала она ей и в этом матче 1:6, 1:5. Но отыграв три матчбола, Кимико сумела переломить ход поединка и одержала самую красивую свою победу 1:6, 7:6, 7:6. Этот год стал самым успешным в карьере японки. Она победила на престижном турнире Pan Pacific, который проходил у нее на Родине, сыграла в финале турнира Майами, дошла до полуфинала на кортах Ролан Гарроса и до четвертьфинала в Уимблдоне. В ее активе еще значились два финала на менее престижных турнирах. Год Кимико Дате завершала в ранге четвертой ракетки мира.
Когда смотришь на рейтинг-лист за 1995 год, сразу задаешься вопросом – почему тогда в голову никому не приходило сказать, что лучшая теннисистка сыграла малое количество турниров. Никто даже не думал размышлять на тему, что Штеффи и другим теннисисткам Топ-10 не хватает физических сил, чтобы играть весь сезон. Лучшая теннисистка, она же по совместительству и первая ракетка мира, провела в том сезоне всего лишь 11 турниров, вторая и третья ракетки мира испанки Кончита Мартинес и Аранча Санчес-Викарио сыграли соответственно 16 и 15 турниров, а Кимико Дате – 13. И никто не роптал о горькой судьбе Аманды Кетцер, великой труженицы теннисных полей, которая в поте лица махала ракеткой на 22-х турнирах, но выше 17 места так и не смогла подняться. К примеру, Серену Уильямс все кому не лень в 2009 году обвиняли в том, что она из-за лени сыграла всего в 16(!!!) турнирах.
Или все же кто-то роптал? Так или иначе, но в 1996 году руководство WTA провело свою первую реформу, открыв дорогу всем труженицам. Уже через год, сыграв 27 турниров, четвертое место по итогам года заняла Аманда Кетцер. Стоит отметить, что уже все теннисистки вынуждены были играть больше 20-ти турниров в году, и лишь первая ракетка мира Мартина Хингис и старая гвардия в лице Моники Селеш и Мэри-Джо Фернандес провели по 17 турниров.
Сейчас уже с трудом верится, что функционеры женского тенниса когда-то вынуждены были считаться с игроками. Вряд ли они могли тогда даже в своих сладких снах мечтать управлять графиком выступлений, к примеру, Мартины Навратиловой или Моники Селеш. Если Мартина считала, что ей для успешных выступлений в Уимблдоне нужно пропускать Ролан Гаррос, а ехать в Австралию слишком далеко, то ни у кого даже мысль не проскакивала о том, чтобы штрафовать спортсменку за такое вольнодумство. И если, Моника после своего ранения игнорировала все турниры, проходящие на немецкой земле, то ни о каких исправительно-общественных работах на благо WTA, а уж тем более санкциях, запрещающих выступать в других турнирах, не могло идти и речи. Но времена меняются, и на место тенниса-игры пришел теннис-шоу. А по законам любого шоу, в нем все решают деньги. И талант здесь уходит на вторые роли, иногда и вовсе его не нужно.
Уходя из мира профессионального тенниса в 1996 году, Кимико Дате так прокомментировала состояние, в котором оказался теннис: «За семь лет, которые я провела в Туре, на моих глазах сменилось два поколения теннисисток. У меня сложилось впечатление, что большинство молоденьких девушек не получают удовольствие от того, что делают, – все сводится в погоне за рейтинговыми очками, когда некогда оглянуться, осмотреться и расслабиться. Увы, но это сказывается и на взаимоотношениях между спортсменками, на всей атмосфере в Туре».
Но жить без любимой игры у Кимико не получилось. Она вернулась на корты, чтобы получать удовольствие. Ее не пугают нынешние правила, она реалист. Она не будет с калькулятор сидеть у теннисного корта, чтобы подсчитать сколько еще очков ей нужно набрать, чтобы получить возможность сыграть в том или ином турнире. Ей с удовольствием представят WC организаторы многих турниров. Кто же не захочет увидеть, как 40-летняя бабушка будет выносить с корта очередную россиянку или любую другую молодую теннисистку, для которой игра японки это тень из прошлого, такая же непонятная, такая же загадочная, как и многие теннисные приемы, которые уже давно для них существуют только как спортивные термины.
Можно подумать, что у автора этих строчек просто глубокий ностальгический приступ, но ведь каждого из нас периодически посещают ностальгические нотки, когда хочется что-то хорошее из нашего прошлого перенести в нынешнюю жизнь.
Завтра Каролин Возняцки станет первой ракеткой мира и вновь развернется спор – а лучшая ли она? Не лучшая, она просто первая. За всю свою жизнь Владимир Ильич Ленин с того времени, как он научился писать, и до того времени, как он разучился это делать, настрочил очень много умных и не очень мыслей. В итоге получилось 55 томов полного Собрания Сочинений. А Федор Достоевский уложился в 33 тома… Реалии сегодняшнего дня говорят о том, что Каролин много выступает. Она сыграла больше всех матчей, одержала больше всех побед, и неважно кого она там обыгрывала, она по праву первая по этим показателям. Остается только дождаться, когда она свое количество сможет превратить в качество. Или не сможет. Шоу продолжается, и уже сейчас начинаешь задумываться и искать глазами – кто же следующая… Трон, на котором когда-то сидели королевы тенниса Мартина Навратилова и Штеффи Граф, постепенно превращается в табуретку, на которой может постоять любая успешная труженица.
В прошлом году в Уимблдоне Кимико уже успела сыграть с Каролин Возняцки и проиграла ей в трех сетах. Было бы любопытно посмотреть на еще один их матч, особенно на турнире в Пекине, где теоретически они могут встретиться в ¼ финала. Выход в эту стадию выведет датчанку на первое место в рейтинге. А значит, у Кимико появится возможность обыграть новоиспеченную первую ракетку мира, ведь бывших первых она уже побеждала, и не один раз. Нереально? Но все равно любопытно…
Вообще, ностальгия - чувство непродуктивное, если только ваша фамилия не Огинский и вы не пишете полонезы.
У меня другое чувство возникает, когда я читаю о несчастных труженицах ракетки - зажрались!
В каком другом виде спорта женщины столько получают призовых? А столько контрактных? Сравните их призовые с бадминтоном, биатлоном, бобслеем (что-то я все на б.. зациклился :)) А ведь это заслуга тех самых проклинаемых вами функционеров WTA, которые сумели раскрутить этот вид спорта до весьма успешного бизнес-проекта.
Так что, назвался груздем, полезай... Никто их не заставляет, наоборот, отбоя от желающих нет.
Меня другое беспокоит в связи с коммерциализацией тенниса - его доступность. В этом полностью согласен с автором - спорт превратился в шоу-бизнес. Создана искусственная элитарность, задираются цены на корты, на тренеров. Кто зарабатывает на теннисе? Производители оборудования, рекламщики, теннисные академии, тренера, спортивные функционеры, из игроков - первые 2 сотни рейтинга, а остальные? А остальные смотрят это по телевизору/Интернету, в лучшем случае - с трибуны. Просто может быть несколько моделей финансирования:
1) За все платит государство. Это помнят все, кто занимался спортом в СССР. Но этого больше не будет.
2) Спортом занимаются единицы, организуется грамотное шоу, мы - зрители, которое его оплачиваем, прямо или косвенно. То, что мы имеем сейчас.
3) Спортом занимаются миллионы, каждый приносит по копеечке. Массовость рождает мастерство. Мне такая модель нравится, но к сожалению, она не существует.
Мне было бы это все глубоко безразлично, если бы у меня ребенок не занимался теннисом. Если бы только деньги: оплата секции, за мячи, индивидуальные занятия, ракетки, струны, грип, кроссовки, поездки на турниры, стартовые взносы, так и еще дурацкий рейтинг РТТ (детище Тарпищева). Хочет ребенок участвовать в турнире - вступай в РТТ, альтернативы нет, плати взносы, участвуй в не более и не менее стольких-то, шаг вправо-влево - расстрел. Вам это ничего не напоминает? ДАЙТЕ ДЕТЯМ ПРОСТО ИГРАТЬ В ЛЮБИМУЮ ИГРУ! Ведь в профессионалы выйдет один из 10000.
Автор, вы интервью с Кимико Дате читали позапрошлогоднее:
- Что вы делали, когда ушли из тенниса?
- Мы с мужем пытались зачать ребенка, но у нас ничего не вышло...
далее не продолжаю... :(
1 пункт - Без комментарий. Лишь потому, что есть место цифрам, а есть место и для иронии...
2 и 7 пункт - не Вам ли не знать, чем отличалась система подсчета до 1996 года. Просто как напоминание, сумма трех полуфиналов Аманды не могла равняться сумме одного титула Штеффи. Как, например, сейчас четыре выступления Каролин на БШ практически равны одной победе Ким на том же БШ. Или - выступления Каролин в Дубаи, Риме и Цинциннати дают сейчас ей больше очков, нежели победа Ким в Брисбене. Кстати, замечу, что для получения этой суммы Каролин нужно было одержать всего три победы над 30, 125 и 72-й ракетками мира, а Ким пришлось победить в пяти матчах, в одном из них Энен. Но это уже тема рейтинга, о сравнительных характеристиках которого я не вел речи.
3 – «…в дверь стучалась новая эпоха – эпоха «курницизма». Она только стучалась в эту дверь. И уже Анне Курниковой не нужно было выигрывать турниры БШ чтобы получать больше Аранчи Санчес-Викарио, к примеру. Вопрос был в этом, а не в том, что кто-то не хотел зарабатывать на контрактах.
4 – этот абзац вы читали по диагонали, очевидно. Поэтому выделю ключевые слова.
«Уходила она, БЕСУСЛОВНО, НЕ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО не могла сражаться или ЕЙ очень ПРЕТИЛИ новые правила. Она НЕ ЛЮБИЛА путешествовать по миру, ей ХОТЕЛОСЬ больше времени проводить дома, встречаться с друзьями, а новые правила вынуждали теннисисток, наоборот, только увеличивать количество своих поездок.»
Об этом она и говорила на своих пресс-конференциях. Просто ее уход совпал с новыми реалиями. Если Вы обратили внимание, то я в этой статье писал о Кимико, и что происходило в туре, когда она приходила, уходила и возвращалась. Как ее карьера прошла через три эпохи в теннисе. Назовем их условно – «великие противостояния», «начало курницизма» и «новая история». Ее приход в теннис, уход и возвращение не были продиктованы состоянием дел в теннисном хозяйстве. Просто она уходила в тот год, когда вступили новые правила. Думала она о них или нет, не имеет особого значения. Но в своем интервью весной 1996 она говорила о том, теннис для нее сейчас самое главное, а уже в конце этого года, она сказала, что не любит много путешествовать, и это одна из причин ее ухода. Совпадение? Возможно. Но опять же, я лишь иллюстрировал, что происходило в теннисе в год ее ухода. Окружающая жизнь и то, что в ней происходит, всегда вносит в наши действия свои коррективы. Даже если мы считает, что это ни так. Однажды я ушел с работы, потому что рабочий день увеличился на один час. Вроде мелочь, но, поработавши полгода, я понял, что мне дорог этот час.
5 - да, это был самый успешный сезон для Аманды. Но коль Вы решили апеллировать цифрами, то будем тогда более точны. Она не могла за победы над Штеффи получить 500 очков, уже хотя бы потому, что вторая и третья победа были одержаны, когда немка не являлась первой ракеткой мира. 425 очков получается ( АО -200, Берлин -75, РГ -150). Бонусы, конечно, влияли на общую сумму, но не всегда существенно. Оставим Аманду, чтоб не задевать ее чувств и посмотрим в рейтинг рядом. А. Санчес-Викарио сыграла 23 турнира и набрала 718 бонусных очков, а вот М.-Д. Фернандес сыграла в 17 турнирах и набрала 779 очков, но в рейтинге оказалась ниже. И ответ, почему так получилось, Вам известен. Испанка имела возможность 6 раз исправить свои плохие выступления, и большей суммой вытеснить меньшую. А американке просто засчитали все ее выступления. До 1996 года такое в рейтинге не проходило. Например, в июне 1993 года М. Навратилова отправляется на турнир в Бирмингем. Если бы она туда не поехала, то сумма ее рейтинга осталась бы неизменной. Но ее проигрыш в третьем круге сразу лишил ее порядка 20 очков (а это сумма немалая по тем временам) и соответственно третьего места в рейтинге. С 1996 года можно было смело ехать на любой турнир и проиграть там даже в первом круге. И если ты на таком турнире не отстаиваешь свои прошлогодние очки, то это никак не отразится на твоем рейтинге. Колеси хоть весь год из турнира в турнир и пытайся сыграть лучше, чтобы вытесни худшую сумму. Чем большинство спортсменок и стали заниматься. Аманда, кстати, не исключение.