7 мин.

Оооочень длинное про Кузнецову

Вы будете смеяться, но я предвижу выход Кузнецовой на новый уровень. Причем на такой, на котором она еще никогда не была.

Однажды со Светланой Кузнецовой произошло то, что определило ее теннисную судьбу. В 19 лет она неожиданно для самой себя выиграла титул Большого шлема.

О чем думает теннисист, который однажды в юном возрасте неожиданно для себя выигрывает титул Большого шлема? Ну, конечно, о том, сможет ли он выиграть второй. У Светланы ушло пять лет на то, чтобы ответить на этот вопрос. Утвердительно.

Но пока не ответила, в течение пяти лет, этот вопрос был осью кузнецовского мироздания, смыслом ее теннисного существования, вокруг него вращалось все. Не только у нее так, у всех, вот, например, у Марата. Маша говорила, что до US Open-2006 у нее тоже так было – все ждала когда, когда. Конечно, Света (как и Маша, и Марат) не вставала каждое утро перед зеркалом и не спрашивала свое отражение – «хочешь поговорить об этом?». Просто в молодом возрасте, когда личность еще не оформилась, такие масштабные вещи задают те рамки, в которых юность начинает себя познавать. И вполне естественно, что после той победы Света осознала себя как способную и вся ее дальнейшая теннисная жизнь оценивалась ею именно с высоты этого золотого стандарта.

Во временных рамках проживания этой концепции, назовем ее «концепция второго шлема», было, конечно, много разных периодов. Светлана естественно менялась в этом пятилетнем промежутке, но речь сейчас не об этом. Речь о том, что вопрос «Быть или не Быть?», после того как был отвечен, сразу потерял свой смысл, свою актуальность. Ну понятно, что если смогла один раз и второй раз, то третий раз тоже можно. (Маша это доказала, Марат просто не успел). Ну то есть не факт, что это произойдет, а если произойдет, то не факт, что в скором времени, но в принципе это реально – так показывает эмпирический опыт. И после того, как вопросы был отвечен, «концепция второго шлема» исчерпала себя, и прежний, привычный смысл существования канул в лету. Стало остро надо искать новый.

Конечно, мое предположение о том, что Кузнецова до победы на РГ и после победы на РГ это два разных человека – это только мое предположение. Ну просто я это так вижу, потому что свято верю в детерминизм. Верю в то, что в жизни человека, каждого, бывают такие события, после которых он не может не измениться. С первого взгляда и даже со второго это можно не заметить. Потому что поражения, в рамках какой бы концепции они не случались, и в Африке остаются поражениями, а большинство теннисных наблюдателей из разряда тех, кто за деревьями леса не видят. В конце концов, у нее уже был такой провальный можно сказать период, в 2005-м, когда она закончила сезон за пределами первой десятки. Но именно тот факт, что это произошло на следующий сезон после победного ЮС Опен, также как этот провал произошел на следующий год после победного РГ, еще больше утверждает меня в моем мнении.

Первая победа – провал, вторая победа – провал. Очевидно, что это тенденция, не заметить эту связь просто невозможно. Потеря ориентации, как следствие потеря игры, как следствие потеря результатов – это естественная реакции организма на коренные изменения в статусе. Но дальше я хочу поговорить не о сходствах этих двух провальных периодов, а об их отличиях.

Как известно, глупый человек (ну тот, которого жизнь ничему не учит) ходить кругами, а умный идет по спирали вверх. Рано или поздно какие-то вещи в жизни повторяются, вопрос только в том на каком уровне – на том же (круг) или на принципиально новом (спираль).

В прошлый раз, когда Кузнецова пережила кризис самосознания, она вырулила на то, что мы видели несколько лет перед победой на Ролан Гарросе. Ее концепцию в эти годы можно описать одной емкой фразой. Фразу сказала кажется cosset, но если не она, то тогда не помню кто. А смысл такой – Светку никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя считать фаворитом. Существует мнение, что Кузнецова лучше всего играет тогда, когда от нее ничего не ждут, но мне оно кажется ошибочным. Независимо от того ждут или не ждут, Кузнецова лучше всего играет тогда, когда ей по каким-то внутренним причинам играется. Короче, в ходе этой личностной эволюции мы получили персонажа вне системы, от которого побед ждать невозможно, прогнозировать их нельзя, им можно только дивиться как посыпавшейся вдруг с неба манне небесной. Некоторые особо одаренные фанаты даже в восторге от этого и восклицают – «она одна такая!», но мне кажется, что это не повод для восторга. Когда человек не в системе, системе пофиг, а человеку не очень хорошо. У меня до сих пор перед глазами тот чудовищный матч против Головин (мир ее теннисному праху) в Торонто три года назад, с которого и началась моя эпопея про Кузнецову. А сколько еще было таких матчей. И никто меня не убедит, что это было типа «ок» и что Кузнецова мирилась с этим легко и не хотела иной для себя жизни. Потому что проигрывать так – это больно, а кто хочет чувствовать боль.

В общем, то что мы эти годы наблюдали это было не «она одна такая», а банальная неспособность по каким-то причинам встроиться в систему, освоить ее, обжить для себя. И победа на Ролан Гаррос никак этому тезису не противоречит. Все это время кто-то другой делал историю, а Кузнецова была как бы на подхвате – может взять, если никому не надо. Так и было на Ролан Гаррос. Она не шла к этой победе, не готовилась к ней, она наверное даже не надеялась на нее. Ее главная заслуга в том, что увидев в финале по ту сторону сетки уже разбитую игровым параличом и скованную страхом Динару, она молодец не растерялась и не наделала глупостей, а чисто оформила победу на себя. Эта победа пришла не «потому что», она просто пришла, просто так совпало. Вы скажете, что Кузнецова много работала для этого. Ну ясен пень работала. А что в предыдущие пять лет она не работала что ли?

А теперь начинается самое интересное. По моим ощущениям, в Сан-Диего Света снова вырулила из кризиса самосознания. Вырулила «из», но «куда»? Куда теперь лежит ее путь? Если жизнь ее ничему не учит, то вырулит туда же. Но мне почему-то кажется, не спрашивайте почему, что теперь будет по-другому. Не без скидки на «кузнецовскость» конечно, но все же по-другому. Теперь, мне кажется, она поняла, как встроить себя в систему. Потому что поняла зачем. Потому что поняла кто она теперь – кого надо встраивать.

На самом деле эти хорошие изменения начались не на этой неделе, они как подводные течения, до поры были не сильно видны, потому что не приводили к соответствующим результатам. А изменение в том, что она стала бороться. Раньше под бороться подразумевалось, что надо быть активней, а быть активней это значило забежать под право и пульнуть наудачу. Но со времен Ролан Гаррос (Петкович, Кириленко) она стала бороться как-то по-другому, осмысленно что ли. А Сан-Диего стал просто апофеозом этой борьбы. Признаться такой интересной победы на турнире как в Сан-Диего, я у Кузнецовой не видела никогда.

Я обнаружила интересную деталь. Оказывается до ЮС Опен-2004 Света все свои титулы выиграла в финалах из трех сетов, а после ЮС Опен-2004, включая его самого, – в двух. Казалось бы, что это хорошо. Но на самом деле не очень, потому что все финалы, которые Кузнецова не выигрывала в двух, она проигрывала. И финал в Сан-Диего – это первый после Истбурна-2004, который она выиграла в трех.

Меня очень порадовало, что она выиграла турнир, который для нее так непросто складывался. В каждом матче, ну за исключением, пожалуй, Пеннетты, ей приходилось вести нешуточную борьбу с самой собой. В этой борьбе она обычно проигрывает, а тут выиграла, несколько раз. Фигасе. Но больше всего меня порадовало, как она выиграла финал. Я не очень была оптимистично настроена перед финалом. Не то чтобы я сомневалась в ее победе, нет, я сомневалась, что она выиграет, если матч будет трудным. И одновременно я хотела, чтобы он был трудным. И такой финал можно было предполагать.

Агнешка сейчас в хорошей форме, но дело не только в этом, а в том, что это именно Агнешка, злой гений Кузнецовой. Чтобы ее обыграть топовому игроку надо истинно быть собой. Кузнецова вела в личных встречах, что естественно, но три матча она проиграла на самых крупных турнирах, два раза на мэйджорах и один раз на итоговом. Ну и, конечно, дело в том, что это был именно финал. Про финалы вы все в курсе. В прошлом году она, правда, статистику немного поправила, но это технические детали. Да даже не сам финал важен, руки у нее давно от этого не дрожат, а важно, что в финал с другой стороны как правило выходят теннисистки, которые могут еще что-то предложить сверх того, за счет чего они проходили до финала.

Я уходила спать при счете 5:3 во втором в пользу Кузнецовой. Увидеть очередную победу в финале в двух сетах мне было неинтересно. Утром проснулась, а там 6:4, 6:7, 6:3. Круто) Света, ю мейд май дей!

P.S. Жду каментов «кому это адресовано?» и «кто вам дал право унижать теннисистку!?».

тенниси зеркало