Блогер «Прожектора» поговорил с «главным по комфорту на Спортсе» о «Прожекторе», целях курса, Лукомском и Римской империи
Коммюнити-менеджер Спортса’’ Александр Карпюк в гостях «Культурного кода».
Этот материал основан на выпуске подкаста «Культурный код». Ниже основные моменты этой беседы. Я рекомендую послушать сам выпуск, подписаться на подкаст, а потом еще и прочитать текстовую версию нашего разговора с Александром.
О том, как такой разговор оказался возможен
В начале осени Спортс’’ запустил школу блогеров «Прожектор». В нем были различные уроки о том, какие форматы есть в спортивной журналистике и как завести блог на Трибуне. Один из уроков был посвящен подкастам и я решил создать свой. Александр Карпюк, коммюнити-менеджер на Трибуне Спортса», захотел принять участие в гостевой записи, после того как я выложил юбилейный первый выпуск.
Мне показалось довольно интересным и в чем-то символичным, если в подкасте, который был создан благодаря курсу, можно будет обсудить сам курс, с одним из его создателей. Это даже по-своему забавно, что «прожекторовец» подсвечивает «Прожектор», который создан подсвечивать хороший контент. Ну и всегда интересно узнать побольше о тех, кто зачастую остается не «в кадре».
«Прожектор» – пока еще незаметный, но уже культурный феномен, который еще даст знать о себе в спортивной и околоспортивной жизни рунета. В итоге, я связался с Александром и мы записали с ним выпуск. Это оказалось просто и не страшнее, чем сходить на финал Медиалиги. Спойлер: эмоций от разговора я получил больше.
Краткие факты про «Прожектор» на 1 декабря 2024 года
Ниже основные цифры и моменты интервью, которые связаны с «Прожектором».
· Команда Спортса’’ вынашивала идею «Прожектора» более трех лет и запустила курс в сентябре 2024 года
· Курс изначально планировался бесплатным
· Цель курса заключается в помощи по основам спортивного блогинга. Редакция помогает понять пользователям как заниматься спортивной журналистикой в различных форматах
· Курс не планируют закрывать, в планах сбор аналитики и информации от пользователей курса
· Основные спикеры – это авторы Спортса’‘: Вадим Кораблев, Павел Тихонов, Сергей Гилев, Вадим Лукомский
· На данный момент в чате «Прожектора» более 700 пользователей, которые ежедневно обмениваются идеями и обсуждают контент
Коротко о чем интервью ниже
О «Прожекторе»
· Александр подчеркивает, что его главная цель — сделать так, чтобы людям было комфортно и хорошо, чтобы их вдохновляло то, что происходит на платформе. «Прожектор», в этом плане, одна из возможностей реализовать эту цель.
· Разнообразие мнений: Важно, что «Прожектор» предоставляет разнообразие мнений и подходов на блогинг, что помогает участникам найти свое место в спортивной журналистике.
· Обратная связь: Александр считает, что качественная обратная связь и поддержка участников — ключевые элементы успеха курса.
· Продолжение курса: Пока нет планов закрывать «Прожектор», и герой интервью надеется, что чат курса будет жить как можно дольше.
· Изменения и адаптация: Александр готов к тому, что курс может меняться и адаптироваться в зависимости от потребностей участников.
О личном подходе к написанию текстов
· Идея и ее исследование: Александр начинает с идеи или детали, которая его зацепила, и затем исследует ее, чтобы понять, есть ли за ней что-то большее.
· Редактура: Самым мучительным этапом для него является редактура и попытка сложить все материалы в одну картинку.
· Терпение и время – чтобы научиться хорошо писать и найти свое место в журналистике вам они точно необходимы – считает главный по комфорту на Спортсе’‘
· Вдохновение: Александр черпает вдохновение из чтения и нахождения интересных фактов, которые могут стать основой для его текстов.
· Подкасты: Александр признает, что подкасты стали для него комфортным форматом общения и своеобразной терапией, когда надо выговорится.
Советы начинающим блогерам
Терпение: Важно запастись терпением и понимать, что успех приходит со временем.
Писать побольше: Чем больше пишешь, тем лучше становишься.
Искать свой формат: Найти свой уникальный формат и тему, которые тебе нравятся и в которых ты чувствуешь себя комфортно.
Ну а теперь подробнее.
Александра не подпускали к микрофону в университете и он не считал запись подкастов своим форматом. Именно он и сделал все выпуски для курса
– Александр, вы отвечаете, практически, на все вопросы участников в чате курса «Прожектор». Как бы вы охарактеризовали то, что делаете, помимо уже классического «делаем спорт лучше»?
– Когда я пришел на Трибуну почти три года назад, я задумался об этом. Я скорее идеалист, то есть человек, который не может что-то делать без какой-то сверхидеи. Для себя, а я не говорю сейчас глобально о Спортсе’‘, со временем вывел формулу о том, что на Трибуне людям должно быть просто комфортно и хорошо. Их должно вдохновлять то, что происходит: на сайте, в общении между участниками, между читателями, между авторами и вообще всеми. То есть всем должно быть максимально хорошо, насколько это сейчас возможно. В этом и заключается моя работа.
– Можно ли сказать, что подкасты являются вашей слабостью? Ваш голос мы слышим в различных подкастах Спортса’‘. Это прямо ваш формат?
– Самое смешное, что когда я учился на журфаке, а это очень странное образование, но как есть, у нас была практика на радиостанции. Но как таковой практики у меня не было. Я просто пришел на радиостанцию, мне подписали какие-то бумажки для университета и на этом все закончилось. Никто не хотел сажать меня за пульт, давать микрофон, объяснить что к чему.
Поэтому изначально аудиоформат был, мягко говоря, вообще не мой. Я к нему вернулся неожиданно для самого себя в году 2017-ом или 2018-ом, когда начал записывать какие-то короткие аудиовыпуски о книжках. И потом, мы начали уже с ребятами записывать подкасты о книгах и разных штуках. И потихоньку как-то мне это начало нравиться.
А недавно я осознал одну простую вещь, что для меня очень важно выговориться, в том числе в таком формате. Поэтому, когда я вам написал, наверное, сказалась какая-то моя звездная болезнь, но для меня это стало довольно комфортным форматом и ничего зазорного я в этом не вижу. Мне легче иногда словесность переводить в звук и в голос, как бы странно это ни звучало.
– А какой подкаст из курса вам наиболее запомнился?
– Хм...У меня, правда, нет такого, что я отыскал себе любимчика, на нем остановился, потом прослушал и думаю: «О, вот это эталон! Здорово если бы все так записались!». Нет. Ведь у спортивной журналистики, как и у любой журналистики, есть своя специфика. Я боялся, что все будут говорить про одно и тоже, но у каждого из этих ребят свой опыт, свое видение. Поэтому получились, как мне кажется, разные, но при этом очень важные разговоры о том, чем ребята занимаются на Трибуне. Думаю, это очень круто и очень полезно для всех, кто только начинает и пытается найти себя в спортивной журналистике или блогинге как таковом.
– Получается, больший кайф в целом от подкаста, чем если бы мы выделяли какой-то отдельный выпуск?
– Абсолютно верно. В этом же суть «Прожектора». Это все одна история, но, рассказанная с разных сторон, и это нормально.
Курс создавался из эксельки, а команда сайта вынашивала его более трех лет
– Расскажите, как у команды Спортса’’ появилась идея сделать такой курс и для чего он редакции?
– Повторюсь, что я пришел на Трибуну три года назад и уже тогда, мой руководитель, Константин Ловков сказал мне, что у редакции есть идея сделать бесплатную школу для блогеров. Акцент был в том, что это будет точно бесплатно, чтобы появились новые хорошие авторы, которые пишут о спорте и эта школа помогала бы им в этом.
– Кто был во главе этой идеи?
– Не знаю, скорей всего у истоков стоял Костя и кто-то еще из тогдашних сотрудников. Помню, что мы собирались, сидели над очень допотопным файликом в экселе в котором был примерный план будущих уроков.
– Когда вы перешли в активную фазу? – Я бы даже сказал в гиперактивную. Где-то год назад, когда на Трибуну пришли мои коллеги Иван Терентьев и Анна Слегина. Мы долго договаривались о темах, обсуждали все с редакцией, потому что создание курса, это очень огромный массив информации. Это производство видео, написание статей, конспектов, текстов, базы знаний, разработка сайтов.
– Сколько всего людей работало над «Прожектором» и какова в нем ваша роль?
– Несколько десятков, фактически вся редакция. Моя роль заключалась в создании подкастов, но, слава богу, монтировал их не я.
– Почему содержание курса именно такое? Есть разговоры про аналитику, репортаж, но нет, например, комментирования.
– Ну, тут все довольно просто. Мы рассказываем о том, в чем сильны. И довольно закономерно, что тот же Вадим Лукомский будет рассказывать про аналитику, Вадим Кораблев о том, как найти какую то классную деталь, а Сергей Гилев расскажет о «Трибуне», и не только. Было бы очень странно, если мы пытались научить людей тому, чем мы сами сейчас не занимаемся.
– То есть получается такой чисто редакционный формат?
– Теоретически, можно было позвать какого-то стороннего специалиста, но, ведь согласитесь, ни один курс не может объять вообще весь массив знаний и весь опыт. Поэтому мы взяли самые базовые, но очень важные вещи, с которыми нужно работать всем. И мы не претендуем на то, что вот, ребят, мы сделали штуку, которая научит вас вообще всему. И мне кажется, что у нас очень круто это получилось. Это не потому, что я работаю в Спортсе’‘. Если бы в свое время увидел этот курс и начал проходить, да даже просто посмотрел бы, как он устроен, то я бы очень обрадовался. Потому что когда учился на журфаке, у меня этого и близко не было.
– А сколько будет длиться «Прожектор»? У команды проекта есть дедлайн?
– Пока что никаких сроков о том, что мы условно закрываем лавочку, точно нет.
– А есть какие-то метрики, KPI, по которым команда поймет, что курс точно удался?
– Мы ведь впервые запускаем подобный продукт, бездушное слово, но как есть, и тоже не можем сразу придти к конкретным показателям. Да, у нас есть, конечно, пожелания о том, чтобы, конечно появился какой то определенный процент активных авторов. Не обязательно прямо на Трибуне, конкретно, но было бы здорово если на Трибуне. Просто ребят, которые пишут постоянно, не останавливаются в своем развитии.
Понимаете, ведь «Прожектору» всего-то два месяца. С одной стороны, это много, с другой стороны, это мало для того, чтобы говорить, что мы точно будем в декабре, в январе, феврале вот в этой точке. Тем более сейчас, когда меняется, как бы это пафосно ни звучало, очень много и очень быстро. Так что посмотрим.
«Я ошалел, когда понял, сколько людей на проекте и сколько классных запросов и вопросов у них»
– А планируется ли вообще какая-то обратная связь от участников? Какие, на ваш взгляд, в этом случае показатели были бы наиболее важными?
– Обратная связь планируется, но в каком формате, я точно вам сказать не могу. Лично мне хочется при этом понять, что изменилось благодаря «Прожектору» в жизни конкретных людей. Начали ли в итоге люди писать и как часто у них это стало происходить. Прояснилось ли у них хоть что-то по поводу того, что такое спортивная журналистика, что такое блоги, как написать пост и открыли ли они для себя Трибуну? Многие зарегистрировали профили и блоги впервые благодаря курсу и многие из них залетают на главную страницу сайта. Мне кажется это самым главным.
– Что больше всего впечатлило вас на проекте?
– Если мы говорим о каких то количественных показателях, то чат. Когда в одном чате больше 700 человек – это уже очень здорово. Это значит, что мы привлекли внимание, заинтересовали тех людей, которые хотят писать о спорте.
– Вы не были готовы к такому?
– Первая волна, которая была, в сентябре-октябре была подобно цунами. Я ошалел, когда понял, сколько людей и сколько у них классных запросов и вопросов. вопросов. Это было очень круто. Сейчас, конечно, видно, что формат общения изменился. Очень многие уже перешли на формат обсуждения текстов, на то, что «у меня вышел пост посмотрите, прокомментируйте», обсуждения кейсов, рабочих моментов, что тоже очень хорошо. Это говорит о том, что многие авторы уже в процессе даже обучения на «Прожектор» научились чему-то и потихоньку прокачиваются дальше.
– А что дальше с чатом и «Прожектором»? Ведь все хорошее когда-то заканчивается.
– Для меня лично очень важно, чтобы чат жил вообще как можно дольше конечно. Чем дольше, тем лучше. Наверное, в какой то момент, действительно, он затухнет и это будет нормой. Возможно переродиться в нечто другое. Это тоже нормально. но сейчас, я, правда, искренне рад тому, что происходит в чате. Мне очень хочется, чтобы ребята, которые пробуют сейчас писать, мучаются, страдают из-за того, что у них что-то не получается, возможно, все равно не оставляют этого, идут дальше, чтобы у них точно получилось. Чтобы они попробовали и поняли: блоги и журналистика это их или нет? Это ведь тоже на самом деле очень важно понять: вообще это твое или нет? И если кто-то из них хотя бы определится и поймет, что да, это круто, и должен этим заниматься, но, возможно, отложит это до лучших времен. Либо, наоборот, он поймет, что нет, это все таки не мое – это тоже хорошо.
– А лично для вас какой итог был бы оптимальным?
– В моей идеальной картине мира, я бы хотел, чтобы, если не каждый, то большинство людей из чата начали активно писать, обсуждать материалы, делиться каким-то лайками, опытом, знанием. И чтобы это вообще как-то жило и развивалось.
Карпюк делится рабочими секретами и признается почему не смог бы быть лектором на «Прожекторе»
– Ваши материалы отличаются интересными заходами и ракурсами на стыке культуры и спорта. Условно, если Англия играет с Данией, то у Карпюка выходит текст про «Гамлета» и про роль этого произведения. Как вы сами подходите к написанию текста?
– Я бы точно, наверное, не смог быть лектором «Прожектора», потому что у меня все довольно гибридное. Если попытаться как-то обозначить этот процесс, то очень часто идеи для текста у меня появляются благодаря чтению и благодаря фактам, которые я нахожу. Это прям классика журналистики, как мне кажется. То есть я, например, что-то узнал и думаю: «О, так это же прямо повод для сюжета».
Бывает наоборот, иду от общего. Тот же текст про Гамлета о котором попросила редакция, предложила зайти с такого неожиданного ракурса. Ну, окей, у нас будет матч, давайте попробуем там что-то поискать интересное.
По факту, очень многие вещи становятся известны буквально через два-три клика. Это та самая деталь, которая вас зацепит и вытащит из вас целую цепочку смыслов и идей. Она появится довольно быстро. Поэтому у меня все банально. У меня действительно все начинается с темы или с деталей, которые меня клюнула и которую я быстро пытаюсь исследовать. То есть буквально пять-десять минут трачу на то, чтобы понять, если ли кроме этой детали еще что-то или на этом, собственно, все, весь сюжет исчерпывается. Так, например, появился мой текст про Андо, известного японского архитектора, который боксировал.
– А если темы нет?
– Скажу как человек, который родился в период очень плохого интернета, а точнее, его отсутствия. Все зависит от того, как вы умете гуглить. интернета изначально вообще не было. Когда у меня уже появилась возможность наконец то спокойно не то что гуглить, а смотреть видео, слушать аудио. Все это в стриминге и не надо скачивать, когда ты приходишь в компьютерный клуб и ждешь одну песню около часа. А когда ты реально можешь что-то посмотреть-послушать онлайн, скачать фильм буквально за пять-десять минут, то у меня возникает закономерный вопрос: Ребята, вам все дали. Что еще необходимо для того, чтобы найти свою тему?
– Идея и тема нашлась, а дальше что?
– У меня вот три пункта. Первый, собственно, это идея общая или какая то конкретная. Я беру эту идею и начинаю ее наращивать – вокруг нее складываю какие-то куски текста, идеи, которые возникают вокруг этого. То есть второй пункт это сбор фактов, истории, сюжетов, мыслей собственных, чего угодно. Затем начинается самое мучительное – редактура и попытка все это сложить в одну какую то картинку. Потому что найти какие-то интересные истории в целом, мне кажется, удается быстрее и легче, чем писать. Но писать, в целом, та еще история. Вот так примерно у меня это и происходит.
У Александра есть дельный совет начинающим авторам. Он им точно не понравится. Не поможет даже пример Лукомского
– Внутренние какие-то дедлайны вы себе как журналист ставите?
– Да, конечно, ставлю.
– Как это происходит?
– У меня каждый день – это, фактически, дедлайн. Я каждый день пытаюсь сделать что-то такое, что меня, ну, скажем так, немножко разовьет, что ли.
– Выведет из пресловутой зоны комфорта?
– Да. В свое время определил себя как творческого человека, в контексте того, что я всегда чем-то в хорошем смысле, я надеюсь, не доволен. Ну, то есть у меня нет такого, знаете, что сижу и мне прям все хорошо, все нравится, что я сделал. У меня очень редко бывает так, что мой какой-то меняющийся разум, по другому не скажешь, просто отдыхает.
– А что с дедлайнами-то?
– Дедлайн, если говорить о сроках...Для меня самое мучительно как раз собрать уже, написать сам текст. Чаще всего. Но все равно, если брать чистое время, которое я трачу на поиск и написание...Текст про Гамлета суммарно занял пять-шесть часов чистого времени, а про Андо два с половиной. Но знаете, вот, условно я придумал про Андо и три-четыре дня, я думаю над ней, то есть прям не работаю, руками не пишу, но я варю ее внутри и пытаюсь понять, что тут можно, как сложить эту мысль и так далее.
– Что помогает тогда в работе?
– Я недавно, то есть меньше года назад, открыл для себя Toggl. Это такой трекер, который позволяет следить за временем. И понял что, оказывается, мы живем иногда в искаженном восприятии времени. И то, что тебе кажется, ты делаешь там годами, ты на самом деле потратил, ну, чистого времени, два-три часа. Вот моя проблема основная в том, что я могу проживать и продумывать какой-то сюжет долго, как с тем же Андо.
– Мне вот иногда бывает обидно, что пост с «Девушкой дня» или фотоподборка года, может собрать на главной больше плюсов, чем сложная аналитика, какой-то сложный маленький, узкий и интересный по ракурсу текст. Но при этом я за то чтобы росли все цветы. А какой вы можете дать совет с учетом своего опыта и, в принципе, опыта работы на Трибуне начинающим блогерам, чтобы как вы и хотите, они чаще залетали на главную? Ну, помимо того, что нужно постить больше красавиц дня и фотоподборки.
– Независимо от того, вы блогер, журналист, не знаю, медик, юрист, кто угодно. Важно одно качество, которого мне, например, очень не хватает. Это называется терпением. Потому что для того, чтобы научиться хорошо писать, для того, чтобы играть, скажем так, на длинной дистанции, это очень важно. Терпение.
В случае с текстами, как мне кажется, необходимо запастись терпением и необходимо ждать. Те люди, которые очень монотонно, муторно работают в течение какого-то количества времени над чем-то... Ну, не говорю, что они станут рок-звездами, но как минимум то, что вы найдете свое место, то, чем вы занимаетесь и в своем любимом деле. Мне кажется, это точно. И это самое главное.
– У вас был подобный опыт?
– Помню, как когда я учился и был студентом, и отправлял свои тексты в редакции, мне однажды ответили довольно, на тот момент, обидно для меня, хотя я недавно перечитывал это письмо, специально его сохранил. И понимаю, что это письмо совсем не жесткое, оно было составлено очень добродушно и очень лояльно по отношению ко мне. – Звучит интересно
– Да, редактор издания, в котором я писал, он мне ответил примерно так: «Спасибо за ваш текст, который вы прислали, но есть такие огрехи в этом тексте. И самое главное: пишите побольше и читайте побольше, и это поможет вам в целом с текстами».
– Сколько вам было тогда?
– Мне было тогда лет 18, мне кажется, примерно половина моей жизни назад. Я тогда понял, что действительно ж так оно и есть. Понимаете, мы все хотим хакнуть систему, мы все хотим найти выход полегче. Ну, не бывает так. Вот эти все красивые сценарии моментального перевоплощения в звезду чего-то из кино, когда показывают пять минут крупным планом, как какой-нибудь спортсмен, журналист, кто угодно пашет, как проклятые, там, пять минут всего...
– Рокки Бальбоа.
– Да, я тоже сразу вспомнил этот образ. Как он бежит по городу под «Глаз тигра». Как это красиво! Это же так вдохновляет, зараза! Кстати, помню, мне было лет 20, я посмотрел этот фильм и решил пойти отжиматься. Блин, устал, капец. Думаешь, е мое! Оказывается, не так просто. Вот не бывает так.
– Мы хотели, как Рокки Бальбоа, а в итоге оказались как герои «Друзей», пришедшие в спортзал.
– Да, именно!
Понимаете, не работает это так. И чем раньше вы смиритесь с этим, тем легче и жить будет.
– Смирись и расслабься?
– Просто свыкнуться с тем, что нужно очень много сил потратить на это и времени. Часто пишут «Александр, я публиковал пост, он что-то не залетел на главную». Ребят, это всего лишь один пост! один пост на тысячу знаков. Без обид, но этот пост, который ну, он никуда и не попадет, скорее всего.
Эта площадка, это ваш тренажерный зал. «Трибуна» – это действительно классное название там два смысла для меня всегда, по крайней мере.
– Какие?
– Первое это трибуна стадиона. Второе это трибуна, с которой вы выступаете. И третье, возможно, я еще это воспринимаю как трибуну в Римской империи, что ли. Трибуна для гладиаторов, которые упражняются исключительно в словесности. Тренируйтесь там. И действительно, вы можете найти свое место.
– Что еще посоветуете авторам-новичкам помимо терпения?
– Терпение в первую очередь. Терпение и время. Все. Все остальное вы найдете. Ну да, действительно, как бы банально это не звучало, но не останавливайтесь, просто пишите побольше. Ищите неочевидные сюжеты и главное, ищите свой формат и свою тему. Вот и все. Вадим Лукомский не стал бы Вадимом Лукомским, да и Паша Тихонов не стал бы Пашей Тихоновым, а Вадим Кораблев не стал бы Вадимом Короблевым, словом, тем, кем они являются, если бы они не нашли свой формат, который им больше всего нравится.
Вадим Лукомский если бы он писал и интервью, и, например, репортажи, он бы не стал тем, кем сейчас является. Хотя поначалу, поверьте мне, я на 100% уверен, что многие посматривали на него странно. «Вадим, какие цифры? Какой xG?, какие тактические разговоры? Ты вообще о чем? Нам бы тут «девушку дня» и репортажи со стадиона, как кто с кем выпил».
Что мы сейчас видим спустя пять, семь, восемь лет? Вадим, ну по-честному, рок-звезда русскоязычного сегмента, и на него теперь равняются. Что еще раз? Время и терпение, да.
Александр начал писать с шести лет. Сочинял сказки и читал их маме, а будучи взрослым переехал в Нижний Новгород и открыл книжный магазин
– В Нижнем Новгороде вы открыли книжный магазин «Полка». Вот эта любовь к книгам, любовь к слову. Сначала захотелось что то написать самому, и вы пришли к книгам, чтобы понять, как это делают там другие мастера классики, либо же наоборот, либо же это как-то было все параллельными курсами?
– Я понял, что у меня любая моя словесность, она началась как-то непроизвольно. А если это непроизвольно происходит, наверное, это то, чем мне нравится заниматься. Помню, что в шесть лет я начал писать какие-то первые сказки. Неожиданно для самого себя, наверное. Ну, просто захотелось написать сказку. Писала для себя, для мамы. Просто мне это нравилось.
– Читать вы тоже начали рано?
– Да, и читать активно. Но я никогда, знаете, не ощущал, не думал, что какой-то ну не гений, а что читающий человек. Просто это была часть моего досуга и до сих пор ей остается. Потом я какое-то время отдыхал. Бывает и такое, что человек, наверное, излишне перегружается, что ли, а затем возвращается к этому же, но уже более дозировано и более адекватно, без надрыва.
Поэтому, получается, что тексты, как явление, ну, со мной всю мою сознательную жизнь, часть меня. У меня все еще очень много ошибок в речи, в текстах и так далее. Но текст в любых проявлениях все еще остается опять же самой комфортной для меня формой.
Вот вы в самом начале спрашивали подкасты, но для меня это тоже текст. Просто аудиотекст. Это просто продолжение одного. И оно во мне как-то живет всю мою жизнь.
Просто с появлением интернета это переквалифицировалось, что ли, в другое чтение. Сейчас я читаю не только книги. Книги, к сожалению, сейчас читаю, возможно, иногда даже меньше, чем мне хотелось бы. Но просто я читаю много чего другого просто по-другому употребляю.
Но при этом для меня это все еще инструмент.
Для меня книга всегда была инструментом к каким-то мирам, в котором хорошо находиться сейчас. Есть еще один мир, в котором тоже комфортно находиться, но при этом в нем есть текст, который меня дико интересует.
– В соцсетях вы пишите, что вам довольно тяжело говорить о каких-то личных моментах жизни, как-то раскрываться. И вот этот уход в текст, на ваш взгляд, это еще одна попытка закрыться или же, наоборот, раскрыться?
– Действительно, мне трудно говорить о личном, потому что на самом-то деле я интроверт. И очень многие вещи, которые происходят в моей жизни, в моем сердце, не побоюсь этого слова, они очень часто никому не известны. Лишь самым близким, мне людям.
Если же говорить о том, что текст для меня повод раскрыться...Недавно я понял, что потихоньку как раз перехожу в этот формат. То есть я пытаюсь достать какие-то очень важные, глубинные смыслы из самого нутра и преобразовать в какую-то другую форму, скорее художественную. И это все пока что в формате черновиков. Я не знаю, во что это выльется. Не факт, что я вообще опубликую это хоть где-то. Но то, что мне захотелось как-то говорить о других смыслах и важном для меня лично – это определенно.
Иногда понимаю, что мне хочется озвучивать четко свою точку зрения. Я не всегда так делал, если честно. Но понимаю, что, иногда, нужно тоже об этом говорить. И в этом нет ничего плохого. Я просто не привык озвучивать ее публично. А для меня очень важен мой внутренний мир, в котором мне комфортно и текст, он мне очень помогает.
– В чем именно?
– Он мне очень помогает хотя бы, знаете, снизить уровень внутреннего давления во мне. Очень многие люди пишут любой текст, чтобы не держать что-то в голове. Ты берешь это, избавляешься от этого, и тебе становится легче, и жить становится немного легче.
– Роберт Макки (тренер сценаристов в Голливуде) как-то сказал, что никогда нельзя научиться писать хороший текст без любви к людям. Глядя на ваши ответы в чате, на ваше общение, понятно, что для вас это не просто часть того, что «вот я комьюнити-менеджер», видно что вас это, что называется, в хорошем смысле слова, «прет». Как вы отвечаете себе: почему это происходит?
– Это мировоззрение. Если говорить с точки зрения какой-то элементарной психологии или социологии, то в какой-то момент я понял, что очень важно помогать другим людям. При этом, насколько я понимаю, у меня отсутствует этот знаменитый «синдром спасителя». Надеюсь, по крайней мере. Частично это желание возникло потому, что я вырос в среде, где у меня не было такой поддержки. У меня было такое ощущение, будто я один, и мне было странно это чувствовать. Может быть, поэтому я люблю книги, потому что нашел то, что мне нужно было найти.
Я не говорю, что я альтруист. Просто пытаюсь поставить себя на место другого человека. Это очень элементарное упражнение, и я пытаюсь понять, что я тоже могу оказаться в такой же ситуации, и что иногда, действительно, ему (мне) нужна помощь, в этот момент. На той же Трибуне, моя цель в том, чтобы, повторюсь, всем было комфортно, чтобы ребята получали качественную, хорошую, какую-то приятную им обратную связь и чтобы у них точно не опускались руки, и они хотели в этом развиваться. Вот и все.
По большей части я действительно, думаю и верю, что люди встречаются в этой жизни на очень короткий промежуток времени, если говорить о масштабах человеческой жизни.
Какой будет эта встреча? Что в этот момент, они будут делать, скажем, друг с другом? Помогать друг другу? Накричат друг на друга? Или оставят какие-то негативные эмоции. В транспорте, на улице, в чате «Прожектора»...Я тоже человек и могу быть усталым и раздраженным и не всегда реагировать хорошо на это...Но мне кажется, что в этом есть смысл существования. Вот в том, чтобы быть в каждом моменте своей жизни, в каждом фрагменте, в каждой встрече, находить смысл, зачем ты все это делаешь. И тогда тебе и жить комфортно, да и все вопросы отпадают сами собой.
И я просто надеюсь, что буду проводником хотя бы чего-то хорошего в этом мире, потому что человеческая жизнь очень короткая. Вот и все.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Культурный код»
Фото: Александр Карпюк, Спортс’‘, mastera.academy.