Сергей Скорович: «Поражение от Таджикистана было безвольным»
Экс-наставник сборной России по мини-футболу Сергей Скорович оценил прошедшие товарищеские матчи национальных команд Таджикистана и России.
Первая игра в Душанбе завершилась со счетом 10:7 в пользу хозяев, во второй встрече сборная России одержала победу со счетом 6:2.
- Сергей Леонидович, поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями от прошедших 7 и 8 ноября товарищеских матчах между национальными мужскими сборными Таджикистана и России.
- Что бы я ни сказал, ответят, что надо же, какой я умник.
- Вы не умник, а эксперт. Садитесь на диван и давайте начнём, Вы сейчас можете говорить что угодно, о чём угодно и как угодно.
- Действительно (смеется).
- Сергей Леонидович, Вам тяжело было смотреть товарищеские матчи Таджикистан-Россия? - Во время начала первого матча у меня были двойственные чувства – вроде как вчера ещё я был там, а сейчас – с другой стороны экрана. Это ведь первое выступление сборной после моей отставки, без меня, поэтому было непривычно и не совсем комфортно. С другой стороны, я понимаю умом, что всё течёт, всё меняется и сегодня положение дел вот такое. - Я про «тяжело» с другой стороны. Вы столько лет работали со сборной, нарабатывали её репутацию, поднимали её престиж и вдруг – такой результат. В текущем рейтинге ФИФА Россия занимает 4-е место, а Таджикистан 53-е, суммарный счет за две встречи 13:12. Как будто не сборная России по мини-футболу выступала. - Есть руководство и тренер команды, кто определили список футболистов. В свете разговоров об обновлении сборной, узнав состав, я не особенно был удивлён. До 2025 года мы, скорее всего, нигде на турнирах играть не будем. Поэтому плюсуем 3-4-5 лет к сегодняшнему возрасту игроков и думаем, на кого делать ставку, кого готовить на будущее. У нас есть футболисты, которым сегодня за 30, сегодня они могут играть, а что будет с ними через несколько лет? Наших «португальцев» - Чишкалу и Соколова не стали дергать, вероятно, из-за проблем с логистикой, с документами. Внутри чемпионата России я не обладаю всей полнотой информации, в каком состоянии Антошкин, Кудзиев, Орлов и ещё ряд игроков, которых можно перечислить и кто сейчас мог бы сыграть за сборную. Поэтому в команде были футболисты, которые прошли этапы становления в сборных всех возрастов – это Ниязов, Асадов, Путилов. Это игроки уровня сборной России. Соответственно, они показали свой высокий класс и в первой игре, и во второй, они доминировали, превосходили соперника тактически, технически, физически. К ним у меня вообще никаких претензий нет.
И был ряд впервые призванных молодых игроков. Они не только ещё не оперились для сборной, они даже в своих клубах в Суперлиге находятся далеко не на первых ролях, часто никак не влияют на результаты клубных матчей. Шансы им дали, но в первой игре на нашу команду мне было просто больно смотреть, и на игру, и счёт.
Если оценивать Таджикистан – это быстрая, подвижная, мобильная, обученная команда. И я не первый раз говорю – не надо заниматься шапкозакидательством, в футзал все давно научились играть. Вот вы сказали про рейтинг, но это написано на бумаге, а соответствовать сопернику надо на площадке. Рейтинг в мини-футбол не играет. И сборная России не смогла, когда ввязалась в несвойственную себе игру, провалила оборону и пропустила 10 мячей. Если бы не голы Асадова и Ниязова, то разница голов была бы вообще неприличной. Что тут особо оценивать? Работу футболистов, работу тренерского штаба? Все и так всё видели.
- На мой взгляд, связку Асадов-Ниязов на вырост в сборной тренировать не надо. Этим много лет в клубе ежедневно занимается Бесо Гурамович и у него это отлично получается. - Согласен. - И Путилова особо тренировать не надо, но он отстоял 1,5 матча. Понкратова, Заболонкова, Фахрутдинова, Балашова – надо, они не были в костяке сборной, в основе, хотя по всей вертикали команд Вы их не один год вели. Остальные, кого действительно надо растить, сейчас, по сути, планктон Суперлиги. По мне так в первой игре этим футболистам надо было дать возможность играть от и до, дать пропустить 15, 20 мячей. Чтобы у них уши от стыда горели, чтобы глаз от паркета поднять не могли. Воспитательный процесс. Но в итоге урок не был преподан. И во втором матче этот планктон выходил на какие-то минимальные отрезки времени. Так вопрос возникает – если мы за обновление команды, то почему молодые съездили в Душанбе фактически туристами? Зачем вообще были эти игры? - Возможны разные пути построения новой команды. За один день команду построить нельзя. Нельзя просто собрать какой-то набор футболистов вокруг трёх проверенных и надёжных игроков и чтобы они вмиг стали единым целым. Один вариант омоложения - нужен костяк, как скелет, на который будет опираться весь организм. Это может быть 6-7 человек основы, и столько же будут в ротации, то есть 50 на 50. В этой второй половине как раз и будут те, кого ты хочешь просмотреть, и совсем молодые талантливые игроки, которых надо приобщать к сборной. В этом процессе, в тренировочном, в игровом постепенно игрокам будут прививаться определённые игровые принципы, игровые модели, взаимодействия. Так постепенно ветераны сходят со сцены. А на их место приходят подготовленные игроки, которые уже адаптировались и полноценно ощущают себя в коллективе. И потом к ним уже постепенно добавляются следующие, которые показывают в чемпионате страны, что они достойны приглашения в сборную. Или костяк из-8-10 человек, а вакантны 4 места, и за них идёт жесткая конкуренция, в которой и пробьются лучшие, кто обучается, прогрессирует, растёт в мастерстве.
Другой вариант – лепим с нуля. Собираем кучу молодых необстрелянных футболистов и начинаем с ними играть, понимая, что на протяжении нескольких лет будет идти строительство. И тут надо понимать, что победы в этот период далеко не всегда будут у нас. Тренер должен быть готов, руководство должно быть готово. Здесь главное понимать – во что мы играем, как мы играем, и футболисты должны понимать, что от них ждут и требуют. Не надо сейчас сравнивать Карпова, Зайцева, ещё кого-то с Асадовым и Ниязовым, ждать от них комбинаций, атак, феерии голов. Они должны отрабатывать в обороне, сражаться, страдать и бороться, выигрывать единоборства. Это мой взгляд, это они должны были демонстрировать с Таджикистаном. - Но ведь не было этого. - Я не знаю, какими были тренерские установки. Но я предполагал, что от молодых мы имели право ждать в Душанбе игры на ноль, при плохом раскладе – на минус один. В лучшем случае можно было надеяться, что молодые выстрадают свои мячи и что-то даже забьют. За своё, отведенное им время. А лидеры по расчетам должны были сделать своё дело. - Лидеры-то сделали, а молодые – вообще нет. - Да, в первой игре у России были большие проблемы, созидали перечисленные раз-два и обчёлся, а остальные просто провалились. Во второй игре картину немного поправили. Но как поправили? Перестановками, перераспределением игрового времени среди футболистов. Грубо говоря, получили по морде, на вторую игру вышли более психологически подготовленными. А на первый матч наша сборная вышла абсолютно несобранной. - С короной на голове. - Да! Мне показалось, что наша сборная приехала для лёгкой прогулки, покрасоваться. Мол, мы приехали в Таджикистан, на нас таджики смотрят как на небожителей, как на команду топ-уровня, вот какие мы тут короли. - У таджиков такое состояние продолжалось ровно 10 минут первой игры. Потом они поняли, что такого соперника, который вышел против в них в Душанбе, надо не просто обыгрывать, а наказывать. - Да, сначала Таджикистан вышел как против привычной грозной для всех сборной России, а потом почувствовал, что команда-то приехала совсем другая, которая по большому счету, ничего особенного противопоставить не может. И таджики раскрепостились. Сначала отыгрались с 0:2, а потом понеслось. Они играли дома, перед своими болельщиками, а наша команда, наша молодежь психологически не смогла соответствовать такому накалу игры.
Не запрещено о себе думать, что ты классный футболист, но всё познаётся в сравнении. Я всегда использовал товарищеские игры для наглядности. Помню, у нас был выезд в Иран, лет восемь или девять назад, мы играли национальной и молодежной сборными. И я молодежке до 21 года перед игрой говорил, что просто им не будет, что у Ирана очень хорошая молодежная сборная, и индивидуально, и командно сильная, подготовленная, с высоким техническим мастерством, и что надо готовиться ответственно, без недооценки соперника. Тогда хороший состав мы привезли, там и Ниязов был, и Асадов, и ещё ряд перспективных молодых. Мы провели сборы, и почему-то у наших было ощущение какой-то эйфории, они мне так и говорили, мол, Сергей Леонидович, да ладно, чего вы, мы же лучшие, чемпионы страны своего возраста, и в дублях на первых ролях играем, и в команде мастеров многие, и там победили, и тут выиграли, не переживайте. А когда вышли на площадку эти наши «звёздочки», их раскатали, как школьников. Если я не путаю, 2:7 мы тогда проиграли, еле ноги унесли. Это был хороший урок, показательная порка, ярость от бессилия. На следующий день подход игроков автоматически поменялся, они вгрызались в каждый эпизод, по-настоящему бились, и мы победили, кажется, 4:1. И на следующий год тоже двумя сборными в Иран ездили, там у нас в молодежке тоже сплошные красавцы на подбор выходили, Антошкин, помню, был. Оба матча мы проиграли, первый не скажу, а второй 1:5. Так что надо воспитывать игрой, чтобы сами стремились отвечать за результат. - Но во втором матче с Таджикистаном ответственность за результат была переложена в большей части на плечи лидеров. Победа состоялась, но может, лучше бы её не было? - Два дня подряд играть тяжело, Таджикистан в первый день все свои эмоции выплеснул. Видно было, что они свою задачу-максимум выполнили. Думаю, они сами от себя такой игры не ожидали, не зря ведь писала пресса, что таджики сотворили сенсацию. Забить 10 сборной России – кто может таким похвастаться? При мне мы ни разу так не проигрывали. Поэтому во второй день было видно, что у Таджикистана нет особой заряженности, нет воодушевления. Они повели в счёте, но эмоции для радости были уже не как накануне. К тому же наши сыграли дисциплинированнее в обороне, какие-то вещи таджикам не позволяли делать. Решето, которое было накануне, закрыли, многое перестало течь и сыпаться. Тренерский штаб, действительно, перешел на игру усеченным составом, усадил несколько человек на лавку, все понимали, что Россия не может две игры подряд слить. Накануне знатно вляпались, поэтому во второй игре выходили играть на результат.
- То есть всё-таки для некоторых получился туризм чистой воды. - Я не знаю, почему вызвали в сборную некоторых игроков, какая была цель у тренерского штаба или менеджмента команды. Я могу строить свои версии почему кто-то выходил или не выходил, но, если человек привезён на матчи – так дайте ему играть. Хорошо это будет или плохо, это уже аналитика постфактум, справился игрок с поставленными задачами или нет, стоит его включать в дальнейшие планы развития команды или нет. А везти просто так, чтобы они побыли рядом – действительно, какой в этом смысл? - Ещё вопрос по поводу «рядом». В конце первого матча, когда наша первая пятерка играла почти восемь минут в большинстве в попытках спасти матч, Маевский взял тайм-аут. Понятно, что просто для передышки, Ниязов и Асадов там сами подвигали фишки на доске и всё. Бросилось в глаза, что все наши запасные даже не подошли. Неужели молодые не должны слушать тренерские установки, не должны потом сопоставлять поставленную задачу и её выполнение, оценивать противодействия соперника? Или даже просто поддерживать товарищей? Или это было так – да, мы накосячили, сейчас старшаки всё поправят, наше дело сторона? - Понятно, что проигрыши случаются, футбол – игра, непобедимых не бывает. Но тут, действительно, если мы хотим идти вперёд, работать надо над всеми компонентами, над построением команды, коллектива в том числе. На это нужно время. Сейчас мы видели не единый кулак, а просто группу футболистов, которая большую часть первого матча неуправляемо плыла по течению. Но и в этом есть позитив, нам показали, куда надо двигаться, если мы больше не хотим видеть подобные цифры на табло. И, надеюсь, у молодых футболистов появились хотя бы проблески понимания, за какую команду они выходили играть, что сборная России в футзале – это одна из лучших команд мира. И надо вдалбливать в головы не только понятие престижа, а и что за каждой победой стоит большой труд.
Во второй игре у наших появилось желание что-то доказать, что смена достойна, недостатки какие-то связок, не сыгранность компенсировали работоспособностью, самоотдачей, отборами, перехватами, плотным прессингом. Можно сказать, что неплохо играли опытные Понкратов и Фахрутдинов. Но что они показали в первой игре? Ничего. Если вы мечтаете о сборной, если раньше вы проигрывали конкуренцию за место в составе, а сейчас появился шанс пробиться – так берите его. Им на молодость уже многое не спишешь, но если сравнить первый и второй матчи в исполнении этих футболистов – они совершенно по-другому действовали. Так в чём была причина?
Выходить и бороться – это самое главное. Против тебя играют такие же футболисты как ты. Если ты в каких-то моментах или умениях уступаешь, соображай, чем ты можешь это компенсировать, чтобы соответствовать определенному уровню, высокому уровню сборных национальных команд. Да, ты можешь проиграть. Можно проиграть. Но поражения – они разные бывают. И могу сказать про первый матч с Таджикистаном, что это поражение было безвольным, а большинство наших футболистов показали себя бесхребетными, бесхарактерными, не готовыми к борьбе.
- Если я правильно понимаю Ваши слова про высокий уровень сборных, то этот состав сборной России никак ему не соответствует.
- Конечно, не соответствует высоким стандартам. Мы показали, что многое не умеем, но наши футболисты почему-то думают наоборот. Они приехали в сборную и посчитали, что вот они такие кудесники мяча, самые достойные игроки в нашей стране. Вот в этом проблема отсутствия костяка сборной – молодым не с кем себя сравнивать, они должны видеть на тренировках, что они как небо и земля. Хотя даже сейчас, если кто-то захотел бы присмотреться, то контраст с Асадовым и Ниязовым заметен невооруженным глазом, были они – и все остальные полевые.
- В одном интервью наш выдающийся тренер по фигурному катанию Этери Тутберидзе, отвечая на вопрос, почему она на каждой тренировке всегда и во всём требует от учеников совершенства, ответила, что если конкретный спортсмен – лучшее, что может выставить страна на международную арену, то он должен достойно представлять Россию, великую державу, соответствовать.
- Я полностью с этим согласен, мои требования всегда были именно такими. Если ты находишься в составе сборной России, ты выходишь сражаться за честь страны, добывать ей славу, почёт и уважение на спортивной арене, демонстрировать стойкость духа, силу и превосходство. Ты выходишь сражаться, твоя цель – добиваться результата. Борись, превозмогай, умирай, не сдавайся. Всем тяжело, в спорте высоких достижений никому никогда легко не бывает. Когда ты стремишься, борешься – результат и приходит. А если ты вышел поиграться, себя показать …
Футболистам хочется пожелать расставить приоритеты – о безупречности укладки прически думать на поле, или о том, как победить. Игра за национальную сборную всегда должна быть высшим приоритетом, это даже не обсуждается. Если тебе доверили – выступай так, чтобы никто, ни ты сам, ни тренер, ни болельщики не могли тебя упрекнуть ни в чём. Вся страна на тебя смотрит, твоя Родина, как можно её так подводить?
- После такого неудачного выступления нашей команды на горизонте начал маячить призрак тонущего «Титаника», ведь в декабре заявлен «Кубок Каспия».
- Соперники там могут быть более грозные, чем Таджикистан, среди участников Иран, Казахстан и Азербайджан. Почему говорю «могут» - пока не понятно, состоится ли турнир в сегодняшней ситуации, а если состоится, то будет ли выступать там сборная России. Всё под большим вопросом.
- Если турнир состоится, то можно поскрести по сусекам, собрать игроков из прежнего боевого состава, сыграть в 8-10 полевых. Они могут даже выиграть турнир, но это точно будет не молодежь.
- Согласен. По сути, второго эшелона-то у нас и нет, который мог бы конкурировать с теми, кто выступал в сборной и на чемпионате мира, и на чемпионате Европе последних. Про это тоже не раз сказано, я говорю про это уже несколько лет – Суперлига серьезно просела, все примерно на одном довольно среднем уровне. Каждый год – новый чемпион, все примерно одинаковые. Где первые скрипки, где фавориты? На кого смотреть, к каким вершинам стремиться? Да, для российского болельщика такой ровный чемпионат интересен, его смотрибельность высока. Команды конкурируют между собой на равных, но эта выровненность и усредненность выходит нам боком. Давайте вспомним последние Лиги чемпионов – наши встречались с европейскими грандами и выглядели уже не грозными соперниками, а мальчиками для битья, потому что демонстрировался совершенно разный уровень футзала. Нельзя довольствоваться только тем положением, что есть во внутреннем чемпионате, надо куда-то стремиться и расти, чтобы потом не встать перед фактом, что между классом игроков других стран и уровнем наших футболистов – пропасть. Игры с Таджикистаном как лакмусовая бумага многое проявили. Как мы воспользуемся этими новыми знаниями?
Возможно, стоит признать, что кому-то придётся для начала выйти на первый план в клубе, прежде чем игрок будет вызываться в сборную? Возьмём Антошкина. Сколько лет я его вызывал в сборную, а он никак не мог себя проявить, хотя в «Тюмени» уже был одним из лидеров. На адаптацию ушло ещё два или три года, прежде чем он начала приносить сборной пользу, стал одним из ударных игроков. Я всех так могу перечислять, кто выступал у нас за национальную команду. Но и тот же Антошкин, тот же Абрамов, Ниязов, Чишкала, Соколов – они, несмотря на свою молодость, играли в своих клубах ведущие роли. И тогда уровень чемпионата России был намного выше, а они не терялись в сильнейших клубах на фоне ярких и сильных игроков, их мастерство позволяло конкурировать. Мы призывали молодых, но лучших из лучших, они не за молодость призывались, а за свои заслуги. А те, кого мы видели в сборной сейчас – эти молодые в клубах-то своих через раз играют и не всегда успешно, Таджикистан, не самая сильная команда Азии, нам наглядно всё продемонстрировал. Надеюсь, что определенные выводы будут сделаны по качеству игроков, которые призываются в нашу сборную, какими критериями руководствоваться при дальнейшем выборе, какой у нас план развития.
- Эти товарищеские матчи, во-первых, отправили всему миру послание, что сборная России сейчас слаба, а во-вторых, нанесли серьезный репутационный удар Константину Маевскому. - Сложно найти в этих играх карьерные плюсы, согласен. Самый главный удар здесь был по тренеру. Константину Викторовичу сейчас надо провести работу над ошибками и как-то выстоять в этой ситуации непростой. Не известно, как всё будет развиваться дальше, но сегодня надо держать удар. Надо терпеть и работать. Я ему, честно, не завидую, не хотел бы оказаться в такой ситуации, в роли тренера в такой игре, как первый матч. - Я Вас не представляю в такой ситуации. Даже когда у Вас не было особого выбора футболистов, все играли и боролись. И Вы никогда не ходили молча, заложив руки за спину, глядя, как тонет Ваша команда. Такого не было ни в «ВИЗ-Синаре», ни в сборной. - (Смеется). Я бы, может, и молча, но порвал бы в таком матче кого-нибудь на скамейке, одного или нескольких. Но это тоже работа тренера и предварительная, и в игре – не доводить всё до стадии «кранты». Теодор Рузвельт, когда был шефом полиции Нью-Йорка, руководствовался принципом: «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть». Я считаю, это правильный подход. Про первую игру этого сказать точно нельзя, к сожалению, не смогли. Валерия Зык, СА «PRa-техника» Фото РФС