4 мин.

Его Величество Результат

Каждый из нас, начиная какое-либо дело, задумывается о том, к чему это приведет, какие выгоды или разочарования, блага или потери будут приобретены в процессе пути к достижению финальной точки, каков будет итог, результат. Так что же такое этот результат?

Само по себе понятие результата очень просто - это последствие последовательности действий или событий, выраженных качественно или количественно. Возможные результаты включают преимущество, неудобство, выгоду, потерю, ценность, победу. Давайте разберемся, что может быть результатом для тренера? Что можно вложить в это понятие и как с этим в принципе быть?

Вне всяких сомнений, в спорте важны завоеванные места и кубки - это верх стараний массы людей, объединенных одной целью, это признание, почет и уважение. Руководители вкладывают средства и вправе требовать отдачи, но в погоне за очками и медалями, все мы забываем об обучающей составляющей, о том творчестве, которое отличает одного тренера от другого. Ведь именно в процессе обучения, претворения в жизнь тренерской мысли на площадке, футболист становится лучше, выходит на новый уровень и становится более подготовленным для решения самых сложных задач. Но, когда висит дамокловым мечом ответственность за результат, многие отходят от каких-то интересных идей, перестают искать самобытные решения, а максимально упрощают инструкции, сыграть понадежнее, пожестче, главное выиграть! Вот она - дилема! Победа любой ценой, или все же засчет качества самой игры? Вдумайтесь, ведь это близко всем и каждому, например в сфере образования, сегодня важно написать пресловутый ЕГЭ, получить результат, но совсем забывается то, что дети только и делают, что тренируют как сдать экзамен, совершая множество тестирований, их попросту натаскивают, заставляя делать одно и тоже. Это, безусловно, навык, но весьма узкий, не ведущий к развитию иных способностей скрытых в мозге ребенка. Также и в футболе, можно натаскать игроков отбиваться, разучить стандарты, подвести к важным этапам соревнований на пике физической формы и на этом добиваться результатов. Это, конечно, хорошо, но как же рост игроков? Как же развитие у них понимания игры, умения принять решения в стрессовых ситуациях, как индивидуально так и в процессе взаимодействий с партнерами? Согласитесь, ведь это ключевые аспекты обучения! Развитие атакующего мышления и потенциала, умение поставить своими ходами в тупик любую оборону. Важнейшие навыки любого Большого мастера! Стоит оговориться, что для доведения футболистов до высокого уровня мастерства нужен не только упорный труд, причем с обеих сторон, но и терпение. Дать возможность своему подопечному наошибаться, чтобы он понимал природу этих ошибок, разбирался и вникал в тонкости игры, тем самым открывая новые высоты, ведь нет предела совершенству. Терпение - одно из тех качеств, к которому склонен не каждый руководитель. Хотя величайшие мэтры тренерской профессии, такие как Лобановский и Бесков, говорили о том, что для построения команды нужно 2-3 года и только после этого есть смысл говорить о результатах. Они имели возможности заниматься творчеством, обучать игроков, всячески способствуя их развитию. Проводили через подопечных свои мысли и давали возможность болельщикам оценивать футбольные спектакли, взращивая целую культуру понимания игры! Но даже они были разными и по-разному смотрели на результат! Киевское Динамо - машина, целая плеяда атлетов, которая играла за счет интенсивности, универсализма и четкой структуры, приносивший результат. Спартак Бескова брал другим, там во главу угла ставилось качество: паса, действий, самой игры, уделялось внимание "картинке", потому что важен был болельщик! И если победа была достигнута без должного качества она очень сильно горчила. Увы, в наше время многие хотят всего и сразу. Хотят результат и не важно как, лишая тренера возможности допускать свои ошибки за счет которых он и растет, растет вместе с командой, подбирая или выращивая тех игроков, которые смогут быть опорой для достижения результата. И там, где имеет место быть терпение, рождаются команды-династии.

Если говорить про молодежный уровень, то процесс обучения тут должен стоять в сотни раз выше результата! Вернее, результатом должен быть не кубок или медаль, а качественно подготовленный футболист! И здесь нужно иметь терпение в разы большее, нежели при работе с готовыми игроками. Умение разглядеть потенциал и планомерно выстраивать этапы его развития, преодолевая все трудности подготовки молодого футболиста. Иметь смелость доверить юному дарованию игровое время и кропотливо разбирать каждое действие для познания им игры. Все это может быть сопряжено с потерей очков, ошибками и, как следствие, отсутствием результата, но лишь в турнирной таблице! Результат роста самого игрока, посредством приобретения неоценимого опыта, погружения в различные стрессовые ситуации и поиск правильных решений в цейтноте времени, это и есть тот самый результат, на котором в последствии базируются все ваши медали, кубки, звания и прочие достижения.