«Эдер Лима шутил, что это он меня нашел и привел в профессиональный спорт». История Артема Ниязова
Бывший капитан «Спартака» – о переходе в «Дину», чемпионате мира в Колумбии и о том, как попасть в мини-футбол, если ты родился в Сургуте.
– Артём, многие из футзалистов признают, что ты один из сильнейших молодых игроков чемпионата России. Как ты относишься к этому званию?
– Мне очень приятно, что моя игра оценивается не только тренерами или экспертами, но и моими соперниками. Сам я не считаю себя лучше или хуже. Может быть, со стороны виднее. Кто знает?
– Может, кого-нибудь сам отметишь?
– Я бы выделил Артёма Антошкина и Ивана Чишкалу. Они в нашем чемпионате ‒ одни из самых лучших игроков. Оба показывают зрелую игру и из года в год доказывают свою состоятельность. Мне кажется, что их уже нельзя назвать перспективными футзалистами, так как они всё всем доказали. Артём Антошкин в прошлом году забил около 50 мячей, Иван Чишкала выиграл на клубном уровне все, что можно. Конечно же, нет предела для совершенства. Думаю, что с годами они станут еще сильнее.
– Но ты тоже уже завоевал достаточно много трофеев.
– Да, но я не был на лидирующих позициях.
– Воспитанником какого клубы ты себя считаешь?
– Я воспитанник сургутского мини-футбола. В прошлом я играл за ДЮСШ «Нефтяник», который вступает в Высшей лиге Б.
– То есть ты не считаешь себя воспитанником «Югры»?
– Ни в коем случае. Да, это моя первая профессиональная команда, но все-таки я воспитанник Сургута.
О переходе в «Дину»
– Свою профессиональную карьеру ты начал в составе «Югры». Чем был вызван уход в «Дину»? Команда из Югорска на сегодняшний день является лучшей командой Европы и серебряным призером страны.
– Многие не понимают моего перехода. Спрашивают, как можно уйти из одной из лучших команд Европы? Но я, как молодой футзалист, должен иметь постоянную игровую практику, которой у меня не было в «Югре». Возможно, если бы я остался, мне бы предоставили больше времени на площадке. Но в «Дине» мне удалось показать себя и я получил вызов в сборную.
– Свой первый официальный матч в футболке «Дины» ты провел против «Югры». Какие впечатления остались?
– Не буду скрывать, что этот поединок для меня был принципиально важен. Во-первых, свою состоятельность нужно доказывать против больших клубов, к коим относится «Югра». Во-вторых, мне хотелось забить и победить свой бывший клуб.
– Заранее планировал праздновать свой гол в ворота «Газпром-Югры» или все произошло спонтанно?
– Я не планировал, но знал, что если забью, то буду праздновать гол. Думаю, что в этом не было ничего дурного. Возьмите Робиньо, который много лет отыграл за «Югру». Когда он забил гол в ворота бывшего клуба, то праздновал так, словно это был его последний гол в жизни.
– Были ли у тебя предложения от других клубов?
– Да, были. Но это были те команды, которые борются скорее за плей-офф. Мне же хотелось перейти в команду, которая из года в год ставит перед собой задачу стать чемпионом страны.
– Ты боялся, что в «Дине» не сможешь проявить себя и время, полученное тобой на площадке, будет таким же, как было в прошлой команде?
– Боязни не было. Принимая решение, я знал, что делаю правильный выбор. Все мои близкие в этом меня поддержали. Безусловно, мне было известно о мастеровитых игроках «Дины», но дело в том, что я знал свой уровень и объективно оценивал свои силы. Мне хочется стать одним из лидеров команды и выполнять те функции, которые ложатся на их плечи – отвечать за результат.
– У Янара Асадова и Андрея Понкратова были такие же мотивы для перехода?
– С одной стороны, им было проще, а с другой – тяжелее. В «Югре» они практически не получали игровое время. В Янара тренер в принципе не верил. Андрей с нами за сезон провел максимум десять тренировок и то, когда половина команды уехала на Чемпионат Европы. Теперь же все по-другому.
О Бесо Зоидзе
– В этом заслуга Бесо Зоидзе?
– Конечно. Когда тренер в тебя верит и поддерживает тебя, ты можешь творить на площадке такое, чего сам от себя не ожидаешь.
– Какую роль Бесо Зоидзе сыграл в твоей жизни?
– Думаю, что каждому хочется иметь такого тренера, который доверяет тебе и относится к тебе по-доброму, но в то же время не дает поблажек и не позволяет расслабиться. Мне повезло, что я встретил такого человека, и благодарю судьбу, что она свела меня с Бесиком Зоидзе. Он очень хороший, добрый и гостеприимный человек, как и принято думать о настоящих грузинах. Бесик Зоидзе – настоящий фанат своего дела. Он не сидит на месте. Он постоянно просматривает различные чемпионаты, ищет информацию и консультируется с другими специалистами. У нас тренировочный процесс построен таким образом, что каждый раз мы делаем что-то новое. С утра просыпаюсь и с бешеным желанием иду на тренировку.
– Чем Бесо Зоидзе отличается от Кака?
– Это провокационный вопрос. С Кака я проработал не очень долго. У него есть тот костяк футзалистов, на которых он рассчитывает. Знаю, что я в этот костяк не входил. В плане человеческих качеств я никогда с Кака не общался так, как с Бесиком Зоидзе. Это совершенно два разных тренера, две отличающиеся философии мини-футбола. Поэтому не стоит их сравнивать.
– С игроками из «Югры» продолжаешь общаться? Что они говорят по поводу твоей игры?
– Да, я продолжаю общаться с командой. Многие из них меня поддерживают и очень рады, что у меня получается.
О Янаре Асадове
– С Янаром Асадовым на площадке вы смотритесь так, словно вы лучшие друзья. Действительно ли это так?
- С Янаром мы знакомы с самого детства. В итоге оказались в одной команде и на протяжении многих лет играем в одной четверке. Мы понимаем друг друга с полуслова, полувзгляда. Я знаю, когда и где он окажется в тот или иной момент. На площадке мы очень хорошо чувствуем друг друга. Даже вне зала мы очень близко общаемся.
– С чем связано ваше совместное празднование гола?
– Не знаю (смеется). Так придумали в начале сезона, а потом пошло-поехало. Болельщикам нравится.
– Как Янар отнесся к тому, что тебя вызвали в сборную в Колумбию?
– Он, безусловно, меня поддержал. Когда я был в Колумбии, мы постоянно переписывались. Янар просмотрел все наши матчи. Всегда меня поздравлял, как с забитыми мячами, так и с победами сборной.
– Соревнуетесь ли вы в том, кто больше забьет голов или отдаст больше голевых передач?
- Мне кажется, что у нас с ним разные амплуа. Я универсальный игрок, а он больше зациклен на атаке, поэтому я не удивлюсь, если к концу сезона он забьёт больше мячей. Соперничества между нами нет. Мне даже будет приятнее отдать ему голевую передачу, нежели забить самому.
О «Спартаке»
– В течение двух лет ты играл в «Спартаке». В Высшей лиге за «Спартак» ты забил 28 мячей, а в Суперлиге – 31 гол. С чем связана такая результативность?
– В «Спартаке» для Высшей лиги мы имели очень сильный состав. Было проще забивать, так как у меня были очень хорошие партнеры. Что касается Суперлиги, то сезон в Вышке пошел мне на пользу. Там я получил значительный опыт, который нельзя получить в турах против дублеров. Высшая лига отличается от Суперлиги тем, что там присутствует «мужиковатый», грубый мини-футбол. В большинстве матчей нам приходилось «выгрызать» победу. Стоит отметить, что после сезона в Высшей лиге «Югра» не особо желала меня возвращать, а я хотел остаться в «Спартаке». Так я провел в клубе второй год. Мне очень хотелось показать себя в Суперлиге и доказать, что я на многое способен.
– Как ты стал капитаном «Спартака» в столь юном возрасте?
– Руководство решило, что я буду капитаном. Состав не выбирал. Не думаю, что мое капитанство было формальностью. Я понимал, что нельзя подвести команду в тяжелых ситуациях, что нужно порой взбодрить ребят. Ребята меня тоже поддержали и положительно отнеслись к моему назначению.
– Как ты вообще относишься к тому, что происходит со «Спартаком»?
– Конечно, обидно за клуб. Команда имеет такое имя, но не может играть в Суперлиге из-за финансовой составляющей. Надеюсь, что когда-нибудь клуб найдет хороших спонсоров и будет бороться за самые высокие места.
О школе, ЕГЭ и будущей профессии
– С приходом в «Спартак» ты еще учился в школе? Успевал ли ты по школьным предметам?
– Да, играя в Высшей лиге, я заканчивал 11-й класс. Очень часто пропускал школу из-за выездов, поэтому было тяжело готовиться к ЕГЭ. Но если выпадало свободное время, то старался его потратить на подготовку к экзаменам. Если честно, я ничего не учил. Пытался больше все узнать на практике в школе.
– Как учителя относились к пропускам?
– Некоторые всё понимали, другие отрицательно к этому относились. Многие говорили, что в мини-футбол я не буду играть всю жизнь, поэтому в первую очередь необходимо образование. Но передо мной не стояло выбора, куда пойти: в школу или на тренировку. Конечно, я выбирал второе.
– Как в итоге сдал ЕГЭ?
– Русский язык сдал неплохо, на 60 баллов. А вот по математике и обществознанию прошел по минимуму. Главное, что сдал экзамены.
– На сайте Википедии сказано, что ты являешься студентом Московской государственной академии физической культуры. Успеваешь с учебой?
– Нет, на самом деле я учусь в Московском государственном геологоразведочном университете имени Серго Орджоникидзе на бурильщика нефтяных скважин. Дело в том, что сам я из Сургута, где данная профессия актуальна. Может быть, когда-нибудь пригодится, если конечно мне удастся закончить ВУЗ (смеется). Еще у меня есть желание получить второе высшее, но в этот раз хочется пойти учиться на тренера.
– На парах появляешься?
– Редко, очень редко. Некоторые учителя понимают, что я профессиональный спортсмен, а некоторые негативно к этому относятся. Приходится обещать, что со следующего семестра буду регулярно появляться на парах (смеется).
О доме и родителях
– Какой вид спорта более популярен в Сургуте?
– Дома более популярны лыжи. У нас хорошая мини-футбольная школа, но многим выпускникам просто некуда пойти. Мне повезло, что однажды меня заметили селекционеры «Югры».
– Кто-нибудь помимо тебя пробился наверх?
– Руслан Кудзиев, Артём Шевченко, Александр Коломейцев, который сейчас играет в «Локомотиве».
– Но как все-таки вышло, что ты из Сургута попал в «Югру»?
– Мы играли на одном из «газпромовских» турниров в Туапсе. Нам было около 12 лет. На этом турнире был селекционер «Газпрома», а еще Эдер Лима, который присутствовал в статусе звезды и гостя соревнований. Он раздавал автографы, фотографировался с детьми. На этом турнире заметили меня, Руслана Кудзиева, Янара Асадова, Артёма Шевченко. Нас всех пригласили в мини-футбольную школу «Газпрома». Естественно, родители не отпустили нас в Москву, мы были слишком маленькие. Хотя тогда я очень сильно хотел всё бросить и уехать. Сейчас я понимаю мою маму, которая не желала отпускать своего ребенка в Москву без присмотра родителей.
– Судьба в итоге всё равно тебя привела в «Югру».
– Да, спустя два-три года, повзрослев немного, я вновь получил приглашение в «Югру». Видимо, все равно следили за мной. Тогда уже мама не могла отвертеться от предложения, как и папа с братом. Они со своей стороны «надавили» на маму, и она отпустила меня. Такой шанс нельзя было упускать.
– Эдер Лима узнал тебя через столько лет?
– Да, он узнал меня и смеялся много. Даже на Чемпионате мира в Колумбии он шутил, что якобы это он меня нашел и привел в профессиональный спорт. Мы часто с ним прикалываемся по этому поводу.
– Родители следят за твоими играми?
– Да, они постоянно следят за моими матчами. Неважно, где и во сколько проходят мои игры. Даже в три утра, когда я был в Колумбии, они смотрели матчи сборной России. Помимо этого моя семья смотрит матчи моих соперников, если выпадает возможность. Моя мама читает все интервью, статьи. Она даже знает всех игроков Суперлиги, и клубы, в которых они играют. Когда папа уходит на работу в ночную смену и не успевает посмотреть мой матч, он просит маму не говорить итоговый счет, чтобы самому посмотреть игру. Но мама все равно ему рассказывает, если команда победила или я забил гол (смеется).
– Она тебя критикует?
– Нет, это же мама. Она может сказать только хорошее (смеется). Папа и брат больше меня критикуют. Постоянно спрашивают, почему не забил или как так получилось, что меня обыграли и забили гол. Но нет такого, чтобы они «пихали» мне. В сложный момент моя семья всегда меня поддерживает и помогает.
– Прислушиваешься ли к советам близких?
– Конечно, хотя я понимаю, что уже взрослый и все решения могу принимать сам. Но к близким стоит прислушиваться, а вот дальше уже самому нужно выбирать, как лучше поступить. Когда меня пригласили в «Дину», я посоветовался с родителями по поводу моего перехода. Они, как и я, были за то, чтобы я сменил клуб. Однако решение, серьезно подумав и взвесив все плюсы и минусы, всё-таки я принимал сам.
– И последний вопрос. Команда мечты Артёма Ниязова.
– А я там должен быть? (смеется).
– Как желаешь.
– «Столбом» бы я взял Андрея Афанасьева. Мне с ним всегда было приятно играть. Он очень щедрый футзалист. Никогда не жадничает и отдает хорошие передачи. Редко такого игрока встретишь. Я бы его выделил как одного из лучших «столбов», с которым мне приходилось играть. Выбрал бы левоногого Янара Асадова, Ивана Чишкалу и себя, конечно (смеется). На ворота бы я поставил Сергея Слемзина. Надеюсь, что эта пятерка станет будущим российского мини-футбола.
Следите за «Диной» там, где вам удобно: