Мысли. Как построить эффективную тренировку?
Проработав несколько лет в спортивной школе я не перестаю думать о том, как же все-таки эффективно построить тренировочный процесс. Неоднократно задавал себе вопросы: какие методы использовать? что учитывать при выборе упражнений? как общаться с детьми? В этой записи на некоторые я попробую ответить.
Начну с того, что методов и средств для построения учебно-тренировочного процесса уйма. Вы можете использовать как традиционные методы, так и более веселые игровые. При традиционном методе тренировка начинается с разминки, потом идет основная часть, после чего идет тренировочная игра, а заканчивается всё упражнениями на растяжку или физподготовку. В первые годы я именно так и выстраивал свое учебно-тренировочное занятие. Все было подробно расписано в конспекте от повторений до секунд. Я не скажу, что это неправильно, я и сейчас иногда этим методом пользуюсь, но ни в коем случае не с начальной подготовкой.
Минус традиционного метода в скучном выполнении технических навыков путем повторной отработки одного и того же действия на месте. При этом я постоянно могу останавливать указывая на ошибки. А как же научить детей правильной постановке опорной ноги и удару внутренней стороной стопы ("щечкой")? Не переживайте, они этому научатся в игровых упражнениях (например, 2 в 1). Нужно подбирать такие упражнения, которые несложно применить с юным спортсменами, и которые встречаются в реальной игре.
Ребенок приходя на тренировку должен получить удовольствие от проведенного времени и уходить довольным от того, что он проделал хорошую работу. Как построить такое занятие я расскажу ниже.
В своей работе я часто начинаю занятие не с растяжки или других скучных упражнений, а с квадратов (с детьми постарше) или подвижных игр (начальной подготовкой). Квадраты бывают разные:
Статичные 4х2, 5х2, 7х3, 9х3;
Подвижные 3х2, 3х3, 4х4.
С заданием: сделать n-ое количество передач.
Подвижные игры:
Без мячей: Два мороза, Салки и др.;
С мячами: Охотники и утки, Третий лишний, За мячом противника, Акули и рыбки и т.д.;
Игра 1 на 1.
Я обязательно опишу их в следующих записях.
Далее идут упражнения на обучение техническим навыкам. Их выполняем в парах, тройках, четверках. Это простейшие передачи и ведение мяча в движении, и выходы 2х1, 2х3, 1х3 со взятием ворот. Во время этих упражнений очень важно концентрировать внимание на отдельных моментах. И не забывайте использовать наглядный метод. Можете показать сами, можете пригласить более старших ребят (очень правильное решение).
Во время занятий очень важно задавать вопросы. Если дети уже что-то знают, то вопрос может направить их мысль в нужное русло. Менее подготовленным лучше помогать с ответами. Спрашивать можно как во время упражнения, так и во время игры, естественно делая паузу.
После пройденных игровых упражнений мы приступаем к игре и вспоминаем то, что делали на занятии путем остановок во время игры и возвращению назад к определенному моменту. Это помогает детям обдумать свои действия и принять более правильное решение в игре.
На что я обращаю внимание, когда слежу за игрой. В первую очередь это поднятая голова при владении мячом. Владение корпусом, умение убрать мяч на дальнюю ногу. Сохранить мяч при давлении. Умение обыграть 1 в 1. Прием мяча в полоборота. Первое касание. Игра без мяча (открывание). Это важные факторы при оценке подготовленности спортсмена. Учитывая эти факторы, я делаю замечания, поправляю или задаю вопросы.
После тренировки (если нужно) я могу дать задания по физподготовке.
Мне могу возразить любители теории и методики, якобы это неправильно, так занятия не строятся. Практикующие тренеры будут со мной согласны, что главное на тренировке это веселье и радость, удовольствие и азарт. А не нудное исполнение указаний.
Ниже очередная инфографика. Вам в помощь.
Играйте в футзал! Играйте весело!
Перед каким-либо упражнением, перед отработкой передач и ударов этот метод будет полезен. Я на своей практике использую, но косвенно. Стараюсь убеждать парней, в том, что надо перед началом тренировки и матча представлять то, что возможно случится в матче и прокручивать в голове варианты решения игровых ситуаций.
К сожалению, ничего не слышал и не знаю о применении этого метода на постсоветском пространстве.