Смутные времена
Фото: Fotobank/Getty Images/Bongarts/Alexander Hassenstein
Сразу трое тренеров сборной Швеции по лыжным гонкам – Ларс Оберг, Робин Йоханссон и Арильд Монсен - покинули команду. И хотя причины ухода у всех разные, это не меняет сути дела: кризис реально существует, причем существует уже более года, и связан прежде всего с кадровыми и интеллектуальными проблемами в руководстве национальной команды.
Начало смутным временам было положено Ульфом Карлссоном, пришедшим на должность главного менеджера лыжной сборной из легкой атлетики в марте прошлого года. «Лучшее – враг хорошего», – видимо этим принципом руководствовалось начальство, приглашая Карлссона. Имея репутацию эффективного менеджера, он начал очень решительно, немедленно отправив в отставку главного тренера Иоакима Абрахамссона и шефа вакс-команды опытнейшего Ларри Поромяа. Целью было провозглашено создание команды мечты, которая должна была собрать на предстоящих чемпионате мира и Олимпийских играх богатый урожай медалей.
Чуть позже появилось объяснение причин этих отставок. Оказывается Абрахамссон совмещал обязанности главного тренера сборной и личного тренера Маркуса Хелльнера, а Поромяа кроме руководства группой сервисеров лично готовил лыжи Шарлотте Калла и тому же Хелльнеру.
СМИ цитировали слова Карлссона о том, что в команде не должно быть звезд. Он, конечно же, имел в виду равные возможности для всех лыжников сборной (принцип, кстати, не бесспорный), а получилось довольно двусмысленно.
Кто же, по мнению Карлссона, должен был воплотить в жизнь его идею команды мечты? Этим человеком оказался Ларс Оберг, бывший сервисер сборных США и Швеции, не имеющий никакого опыта тренерской работы. На момент назначения Оберг уже расстался с лыжным спортом и работал начальником полиции города Каликс. Это место он также не захотел терять, видимо будучи не слишком уверенным в своих блестящих тренерских перспективах, поэтому началась долгая процедура оформления его долгосрочного отпуска и сдачи дел в полиции Каликса. Только в середине мая на Мальорке он был представлен команде, после чего снова надолго исчез. Приступить к своим обязанностям он смог только в июле. Для того, чтобы войти в курс дела, ему тоже потребовалось некоторое время. В августе были приняты первые организационные решения – Хелльнеру, например, назначили личного тренера – Арильда Монсена, по совместительству являющегося тренером мужской команды (но за что тогда сняли Абрахамссона ?!).
Вот такая была предсезонная подготовка. У кого-то был личный тренер (Калла, Ингемарсдоттир, Хальварссон), у кого-то его долгое время не было (Хелльнер, Рикардссон). Каждый делал все, что хотел. У Олссона роль советчика и фактически личного тренера выполняла жена, сама Олимпийская чемпионка.
Апофеозом всех этих событий стало бегство Карлссона в начале октября. Подробности изложены в прошлогоднем материале «Карлссон улетел» http://www.sports.ru/tribuna/blogs/hellnerbacken/373059.html . Для объективности следует все же отметить его положительный вклад в развитие материальной базы национальной команды – было увеличено финансирование, были приобретены новый вакс-автобус и лаборатория. Лыжники стали больше времени проводить в условиях высокогорья, чем в предыдущие годы (вопрос только в том, всем ли это пошло на пользу).
Будучи неглупым человеком, Карлссон к началу сезона стал что-то понимать, и нервы не выдержали. Слаженная организационная система была сломана, опытные кадры потеряны, летняя подготовка прошла мягко говоря не должным образом. Оберг возможно тоже успел это осознать, но сбежать не успел.
Насколько эффективным тренером был Оберг, мы имели возможность убедиться уже на ТдС. Человеку никто даже не объяснил, что такое командная тактика на соревнованиях. Может быть он и сейчас пребывает в счастливом неведении.
Лишь блестящие выступления Йохана Олссона и Иды Ингемарсдоттир (личный тренер Иоаким Абрахамссон) на чемпионате мира спасли репутацию команды и лицо главного тренера. Если бы не маниакальная многолетняя идея Олссона, фантастическим образом им реализованная в последние часы чемпионата, картина была бы совсем невеселой. И не верьте тренерам, которые говорили, что Олссон убежал в соответствии с их планом. Планировать такое мог только сумасшедший.
По окончании сезона-2012/2013 шведская пресса с некоторым осторожнным оптимизмом оценивала итоги чемпионата, но оценок личного вклада Ларса Оберга и его команды не было.
Я все же не утерпел и задал этот вопрос на одном из шведских лыжных форумов. Мне вежливо ответили, что считают прошедший чемпионат мира самым удачным за последние 22 года. Пока я удивлялся и раздумывал, стоит ли вступать в дискуссию или же это бесполезно, пришло известие об отставке Оберга и Йоханссона. Были основания полагать, что их отставка была не вполне добровольной. Чуть позже ушел и Монсен, не готовый работать под руководством совсем еще молодого Рикарда Грипа и получивший заманчивое предложение от сборной Норвегии.
Но если бы эта дискуссия на форуме все же состоялась, в качестве главного аргумента против Оберга можно было бы привести даже не количество золотых медалей Ванкувера и Холменколлена, а явно неудачное выступление в Валь-ди-Фьемме лидеров команды Каллы и Хелльнера.
Народ против Магнуса Ингессона
Магнус Ингессон – бывший тренер женской команды Швеции и личный тренер Шарлотты Калла. Сейчас в прессе с легкой руки Матиаса Фредрикссона идет бурное обсуждение, во благо или во зло Шарлотте эти отношения. Говорят о диктаторских замашках и жесткости Ингессона, о негативном влиянии его на Каллу, консервативности его тренерских методик, не дающих Шарлотте возможности дальнейшего развития. Короче говоря, принцесса оказалась в мохнатых лапах чудовища.
Шарлотта с тренером Магнусом Ингессоном
Здесь больше эмоций, чем фактов, поэтому трудно занять чью-либо сторону. Может быть у Ингессона просто лицо такое (хотя Фредрикссон наверняка что-то знает).
Sportbladet тем не менее поставил вопрос о доверии Ингессону на голосование. 94 процента проголосовавших высказались за то, чтобы Шарлотта рассталась со своим тренером. Ингессон отреагировал на это язвительно:
– Ну, если народ Швеции этого захочет, я буду вынужден подчиниться.
Однако чуть позже он более пространно высказался о своем видении проблемы.
– Да, действительно, у Шарлотты после Ванкувера идет очевидное снижение результатов, но ведь не у нее одной, - сказал он, явно намекая на Хелльнера. – Безусловно мы будем вносить изменения в программу подготовки, но сначала проанализируем ситуацию. А буду ли я в дальнейшем работать с Шарлоттой или нет – зависит только от нее.
Сама Калла с возмущением говорит об этой шумихе в прессе: «Что они знают обо мне и об Ингессоне, чтобы так утверждать?»
Причину своих неудач она склонна видеть в возросшей конкуренции и планирует увеличить объем тренировочных нагрузок. Прошлым летом у нее было всего 800 часов, тогда как у Марит Бъорген – 900, а у Терезы Йохауг – 1000. У Шарлотты практически не было отпуска – всего несколько дней назад она участвовала в «Биспринте» в Мушене, а уже сегодня (1 мая) она предполагала начинать тренировочную работу.
Правда некоторые предостерегают ее от этого шага (статья в Aftonbladet), так как механическое увеличение нагрузок может привести и к обратному результату.
Залечь на дно в Елливаре?
Хелльнер в своих интервью по окончании сезона выглядел растерянным.
– Нет, мой ресурс еще не исчерпан, – оправдывался он, но странно было слышать такое от 27-летнего человека.
Пытаясь анализировать, он сделал предположение, что причиной самого неудачного за последние годы сезона был отказ от работы на болоте и переход только на жесткий грунт (в отсутствие тренера он сделал упор на кроссы, участвуя в региональных соревнованиях по спортивному ориентированию). Свои надежды на предстоящий сезон он связывает прежде всего к возврату к прежним методикам и работе с хорошими спарринг-партнерами.
Можно только догадываться о глубине личной драмы Хелльнера, привыкшего быть частью элиты и вдруг в одночасье выпавшим из нее. Маркус всегда был человеком очень скрытным, разделяющим профессиональную карьеру и личную жизнь. По этой причине он два года назад отказался сниматься в телевизионном проекте SVT (таком же как Sirkus Northug), в результате чего каналу пришлось изменить концепцию и пригласить на роль Хелльнера актера. Он не принадлежит к лыжной тусовке, его нет в твиттере, он давно забросил свой блог и свел свое присутствие в интернете к минимуму. Поэтому трудно сказать, где и как он восстанавливается после сезона.
Маркус Хелльнер. Елливаре, ноябрь 2012. Съемка скрытой камерой
После окончания очередного сезона Хелльнер как правило бесследно исчезает. Только случайные люди, которые видят его в аэропорту, в транспорте, в гостинице, сообщают об этом событии в твиттере или в личных блогах. И на этот раз такое сообщение помогло установить место его пребывания – маленький отель недалеко от городка Вильгельмина, расположенном вблизи автотрассы Эстерсунд – Трондхейм. Отель предлагает спокойный отдых в отдельных коттеджах и тихие развлечения – подледный лов рыбы, охоту и катание на снегоходах. То же самое, что и в Елливаре. Только рядом нет никого – ни друзей, ни родственников, ни журналистов. Со своей проблемой он справляется в одиночку.
Маркус Хелльнер за завтраком в отеле в Вильгельмине
Что дальше
Абрахамссон уже заявил в прессе о своем большом желании работать в сборной (с мужской командой), но новый главный тренер Рикард Грип, в прошлом помощник Абрахамссона, его как бы не услышал. – Не будем спешить, – сказал Грип, – у нас еще есть время.
Ну что же, его можно понять – работать с бывшим шефом психологически некомфортно.
Новый главный тренер сборной Швеции Рикард Грип
На соревнованиях в Оре Грип случайно встретился с Тобиасом Фредрикссоном, и они якобы обсудили возможность работы братьев Фредрикссонов в национальной команде. Журналист Томас Петерсон после телефонного разговора с Сёдергреном назвал еще двух возможных кандидатов – это специалисты из Эстерсунда Матиас Перссон и Ларс Карлссон. Сёдергрен дал им очень лестные характеристики. Андерс как обычно пытается лоббировать свои интересы, используя прессу.
Эмиль Йонссон сказал, что ему в принципе все равно, главное, чтобы новый тренер умел хорошо водить автобус и организовывать досуг. Маркус тоже спокойно отреагировал на дезертирство тренерского штаба, сказав, что за его бытность в сборной это происходит почти каждую весну, так что он уже привык.
Вот такой диапазон мнений: От издевки до полного равнодушия.
Но все равно почему-то хочется верить в хорошее. Кризисы ведь всегда заканчиваются.
Все не так безнадежно. И Рикард Грип в сборной не первый год, и выбрать помощников ему есть из кого. Пусть только очень хорошо подумает.
вот и ответ
------------------------------
Прямо в точку. У меня тоже это мелькнуло. У нас даже более цивилизованно будет - кадровые решения принимаются не таким людоедским образом