Классические разделки из Вершины Тёи: анализ трансляций и альтернативные трансляции
В воскресенье организаторы трансляций сделали большой шаг вперёд по сравнению с показом первой гонки Кубка России (он был откровенно плох). Да, графика ничуть не изменилась и оставляла желать много лучшего даже по сравнению с гонками Кубка мира, которые сами не отличаются информативностью. Но было в этих трансляциях кое-что прекрасное – это качество съёмки.
Приведу фрагмент своего разбора, который посвящён эстетическим проблемам показа Кубка мира.
«Даже плохо показанной с точки зрения режиссёрских решений и обладающей скудной графикой гонкой можно насладиться эстетически. Но это не совсем тот случай.
Характерная проблема – рывки между кадрами, когда резко меняется план с общего на крупный и с крупного на общий, причём обе камеры (или одна камера?) находятся примерно в одной точке. В отдельных случаях режиссёр настолько часто меняет камеры, будто стреляет из пулемёта. На это просто больно смотреть. Это тот случай, когда большее количество технических ресурсов (камер) только вредит показу из-за их неграмотного использования. Кадры должны перетекать из одного в другой, планы должны меняться своевременно.
В операторской работе встречаются надоедливые шаблоны. К примеру, камера подчёркнуто проводится от ног до туловища для каждого проезжающего мимо лыжника. Такие приёмы хороши лишь в ограниченном количестве, злоупотреблять ими нельзя.
Основой показа должен быть план, при котором лыжник входит в картинку в полный рост с небольшим запасом. Это должно встречаться чаще. Особенно хороши боковые камеры, они здорово раскрывают красоту лыжного хода. Хорошим примером является съёмка с дрона в Фалуне. Слишком крупные и слишком общие планы, соответственно, нужно использовать реже. Иногда здесь доходит до того, что камера отображает только туловище, а голова, руки и ноги выпадают из кадра. Такого нужно избегать».
Не все описанные проблемы характерны для трансляций из Руки (коротко и о них). В частности, режиссёр не дёргал картинку туда-сюда. Тем не менее, камеры зачастую менялись несвоевременно. К примеру, когда нужно подольше использовать первую камеру, режиссёр раньше времени переключался на вторую. Также режиссёр злоупотреблял слишком крупными (когда ноги не попадали в кадр) и слишком общими планами.
Воскресные трансляции из Вершины Тёи с этой точки зрения сделаны очень здорово. Всегда выбирался подходящий план, лыжники представали на картинке во всей своей красе, камеры переключались своевременно. Это удавалось как при статической съёмке, так и при съёмке с дрона, которая была изюминкой этих трансляций.
А теперь – альтернативные трансляции с детализированной графикой для тех, кто хочет взглянуть на гонки с другой стороны. В конце видео – анализ прохождения отрезков и сравнительные графики (последние, впрочем, есть и на протяжении всей трансляции).
На ютуб-канале Skitimetrial вы можете в таком же формате посмотреть разделки из Руки (также их можно найти в ленте блога).
Я и от показа разделок на Кубке мира не в восторге. Чтобы получить от них удовольствие, мне нужно абстрагироваться от проблем показа, а также, чтобы таких проблем в конкретный день не было через край. Кстати, как вы относитесь к качеству показа на Кубке мира? На каком он уровне развития цивилизации, по-вашему? Вот и здесь так: мне удалось абстрагироваться от скудности графики в Вершине Тёи и с удовольствием посмотреть гонки, в показе которых, к тому же, была своя уникальная изюминка, которая полезна для поиска по-настоящему высокого качества трансляций.
Мыльные картинки из Теи, снятые с 1,5 камер и дрона, снятые дрожащими руками режиссера без нормального стабла, ты реально сравниваешь с показом Руки?)))
Что касается мыльности картинки и т.п., я со своим монитором, который даже до FullHD не дотягивает, этого не ощутил. Не то чтобы я совсем непривередливый: в каких-нибудь второстепенных велогонках нестабильная картинка давала о себе знать, но не здесь. Кадры с дрона тоже вполне обычные, на мой взгляд, ничем по качеству картинки не отличались от такой съёмки в маунтинбайке или велокроссе, или в том же лыжном Кубке мира, где они стали появляться. Но тебе с высоты твоих пикселей может быть видней. В любом случае это технические моменты. Здесь же речь несколько о другом.
Я убеждён, что лучше снимать эпизод с полутора камер, но вести лыжника так, что он стабильно входит в кадр в полный рост (плюс-минус). Чем иметь несколько камер и чуть ли не ежесекундно между ними переключаться, да ещё и так, что с одной камеры обрезаны ноги, а с другой лыжник, словно муравей, едва различим на экране. К сожалению, по твоим сообщениям не похоже, что ты настроен на диалог, скорее пришёл поглумиться. В противном случае, я мог бы накидать тебе коротких фрагментов с КМ/ЧМ, а ты бы прокомментировал, классно ли это срежиссировано.
Кстати, полторы камеры и дрон покрывали весь круг, если говорить о воскресных гонках. В Руке даже в масс-старте с коротким 2.5-километровым кругом была слепая зона перед спуском, не говоря уже о разделке.
В КМ кадры с дрона точно так же отличаются, потому что камера на дроне не идет ни в какое сравнение даже с тем, что используется для вертолетной съемки, которую часто используют в Ски-классик или велоспорте. Поэтому в КМ кадров с дрона практически нет.
Я убежден, что разделки с дрона показывать - глупость. Потому что с дрона тебе никогда не будет понятен реальный профиль дистанции, например, уклоны подъемов. Возможности камеры дрона ограничены, а подлететь близко во время гонки никто не даст. Ну по крайне мере на КМ, где все еще помнят инцидент с Хиршером 8 лет назад
Мы это уже 100 раз проходили на примере показа велоспорта.
Если ты так хочешь динамики, то разумнее всего для этого использовать оператора со снегоходом или профкамеру на троссе, как это делают на прыжках с трамплина или биатлоне.
Я не знаю что там покрывал дрон в Тёи, но он точно не покрыл поломку палки и финиш Терентьева в спринте. Хотя там круг был вообще 1,7 км
Помимо более слабого качества картинки у дрона ещё есть проблема со звуком. Он громко жужжит, живой звук не дашь, поэтому приходится накладывать звук из других участков трассы, что неестественно.
Я, напротив, нисколько не удивлюсь, что дронам разрешат летать рядом со спортсменами. В маунтинбайке в прошедшем сезоне это постоянно использовали, даже на технических спусках. Это как раз стало новшеством показа после того, как за организацию стал отвечать Eurosport вместо Red Bull’а.