ЧМ-2021: какими будут лыжные трассы в Оберстдорфе
В настоящее время лыжные гонки в первую очередь приходили в Оберсдорф на один из этапов многодневки Тур де ски, программа соревнований представляла собой короткий масс-старт, а также преследование или спринт. Проводимые здесь гонки часто подвергались критике со стороны спортсменов: снега из-за погоды часто не хватало, соревнования проводились по коротким кругам с простым рельефом, что приводило к толкотне и падениям на спусках. Организаторы учли эти замечания, в результате трассы предстоящего чемпионата будут весьма тяжелыми по профилю, поменялся выход на стадион, а возможности по созданию искусственного снега улучшились благодаря большому резервуару с водой.
Стадион и финишная прямая
Старая трасса в Оберстдорфе была известна тем, что спуск с вершины главного подъема выводил лыжников сразу на финиш. Небольшой мостик перед финишной прямой лишь немного замедлял спортсменов, второй такой мостик был расположен в начале круга. Такая конфигурация предфинишного участка вкупе с простым рельеф круга была очень выгодна хорошим финишерам, а малейшая ошибка в прохождении последнего спуска сразу вычеркивала спортсмена из претендентов на победу, ведь отыграть потерю скорости было уже негде вплоть до самой финишной ленточки.
При реконструкции мостики на стадионе убрали, а финишная прямая стала длиннее. Длинный спуск с главного подъема снова выводит спортсменов на стадион, но им предстоит в конце спуска сначала сделать разворот, вернуться на подъем, снова развернуться, и только затем выйти на финишную прямую. В таком варианте скорость пелотона снижается, что уменьшает риск столкновений и падений, а у выходящего со спуска первым спортсмена больше шансов удержать преимущество перед преследователями. Можно заметить интересную особенность трассы: переход с круга на круг выполнен в виде своеобразной эстакады.
Теперь рассмотрим профили кругов, которые предложили спортсменам организаторы.
Женский спринт 1,2 км
Организаторы, как и обещали, упростили трассу женского спринта. Теперь она имеет два подъема вместо трех (при этом новый первый подъем образован за счет слияния двух старых), длина сократилась более чем на 300 метров. Еще на этапе кубка мира прошлого сезона стало понятно, что, несмотря на свою сложность, трасса предъявляет высокие требования не только к функциональному состоянию спортсменов, но и к чисто спринтерским качествам: финишному ускорению, прохождению спусков и поворотов.
Мужской спринт 1,5 км
Все, что сказано про женский спринт, можно повторить и про мужской. Но трассу мужского спринта сократили не настолько сильно, она будет почти что совпадать с трассой, на которой выступали женщины в прошлом сезоне.
Командный спринт 1,2 км
Трасса командного спринта достаточно несложная, имеет всего два подъема и отдает предпочтение чистым спринтерам, имеющим высокую скорость движения на равнинных участках. Вместе с тем подъемы, несмотря на небольшую высоту, очень крутые, и умение быстро сменить темп и технику в такой подъем после пологой части также будет играть важную роль.
Трассы дистанционных гонок
Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных кругов, хочется сказать несколько общих слов. Трассы предстоящего чемпионата, за некоторым исключением, будут чрезвычайно тяжелыми, а круги коньковой части скиатлона и коньковых этапов мужской эстафеты являются, вероятно, самыми сложными за всю историю проведения таких соревнований. Это стало возможно благодаря очень крутому и протяженному главному подъему, который присутствует в том или ином виде на всех дистанционных гонках (на некоторых более простых кругах спортсменам предстоит пройти только часть этого подъема).
Подобный рельеф трасс благоприятен для поддержания высокого темпа и попыток отрыва, но в ход гонок может вмешаться всегда непредсказуемая погода Оберстдорфа. Даже на таких сложных трассах может стать почти невозможно уйти от общей группы, если по ходу гонки начнется густой снегопад, и тогда могут начаться тактические игры с позиционной борьбой.
Скиатлон, классическая часть 3,75 км
Эту трассу можно было наблюдать на репетиции чемпионата в прошлом сезоне. Первая часть круга с короткими подъемами немного легче второй, при этом спортсмены сворачивают на спуск, не доходя до вершины главного подъема.
Скиатлон, коньковая часть 3,75 км
Эту трассу мы не могли видеть, так как конек на этапе кубка мира прошлого сезона прошел по той же трассе, что и классика. Главный подъем здесь задействован на полную высоту, кроме того, после него есть довольно длинный пологий участок. Это еще больше усложняет трассу, так как известно, что пройти равнину после подъема тяжелее, чем сразу уйти на спуск. Такой круг очень хорошо подходит для легких конькистов-горняков, таких как Крюгер, Рёте, Йохауг.
Коньковая гонка с раздельным стартом 5 км
Как женская, так и мужская коньковые гонки пройдут по двум трассам: красной и синей. Порядок прохождения для женщин: красная-синяя, для мужчин: синяя-красная-синяя.
Остается добавить, что оба круга тяжелые, но на синем имеется достаточно длинный пологий участок, а на красном рельеф в начале круга тяжелее, но основной подъем немного проще.
Женская эстафета, классический этап 2,5 км
Не очень сложная трасса с короткими, но при этом крутыми подъемами. Умение поддерживать высокую скорость на равнинных участках в таком случае может иметь существенное значение. По немного измененному варианту этой трассы прошло большинство дистанционных этапов ТДС в 2010-е годы.
Женская эстафета, коньковый этап 2,5 км
Довольно тяжелая трасса, большая часть общего набора высоты собрана в одном подъеме, пусть он и не самый высокий. Этот подъем практически совпадает с основным подъемом классической части скиатлона.
Мужская эстафета, классический этап 3,3 км
Вариант аналогичного женского круга с добавлением одного дополнительного подъема. Достаточно равномерное распределение рельефа на несколько коротких подъемов облегчает прохождение такой трассы, несмотря на крутизну этих подъемов.
Мужская эстафета, коньковый этап 3,3 км
Очень тяжелый круг, фактически он почти целиком состоит из одной большой горы, а также входа и выхода на стадион. Эта трасса предназначена для лучших горняков, сложнейший главный подъем придется штурмовать три раза подряд за очень короткое время. В этом заключается некоторая слабость норвежской команды, потому что их главный финишер Йоханнес Клэбо очень не любит тяжелый рельеф в коньковых гонках. На такой трудной трассе он может дать слабину, несмотря на свой финиш и цепкость в контактной борьбе, пусть вероятность этого и весьма невелика.
Женский классический масс-старт 6 км
Трасса со сложным рельефом в конце круга, но с немного более простой первой половиной.
Мужской классический масс-старт 6,25 км
Немного удлиненный вариант аналогичной женской трассы. На этом круге полностью задействованы все петли, используемые на чемпионате мира.
Более полную информацию о трассах предстоящего чемпионата мира можно найти на сайте FIS:
https://www.fis-ski.com/DB/cross-country/homologations.html?place=Oberstdorf&disciplinecode=&nationcode=&gendercode=&homid=2241&homologationtype=DET§orcode=CC&homologationlevel=&homologationcategory=&valid=1
Также в официальной программе соревнований:
http://medias4.fis-ski.com/pdf/2021/CC/2058/2021CC2058PROG.pdf
Теперь ещё печальнее не только за женскую эстафету,ведь мало найти худо-бедно бегущую конькистку,но на таких этапах можно просто встать
Да и у мужчин вопрос,кому бежать коньковые этапы?
Сейчас как раз наступает важный момент для того, чтобы определиться с составом на ближайшее будущее. В сборной идет смена поколений, а перед ЧМ пройдет эстафета в Лахти и много коротких масс-стартов на ТДС и этапах КМ, результаты на которых будут актуальны для выбора участников основного состава.
Все-таки бежит всю программу по такой сложной трассе
Тем более он довольно крупный и тяжелый спортсмен,хватит ли сил все гонки резвым козликом в такие горки забегать?
Мало быть легким,нужно хорошую функционалку иметь,чтобы после затяжных подъёмов ещё и на равнине работать
У дам грустно,прям дилемма