9 мин.

Дневник из Алматы. День второй

Сегодняшний день начался для нас по местным меркам довольно поздно, поскольку церемония открытия должна была начаться в пять часов вечера по местному времени (три по Москве). В общем, мы встали в начале десятого и пошли на завтрак. Большинство спортсменов прилетело в Алматы в четыре часа ночи, и к утру отель несколько оживился. Например, за поздним завтраком в столовой нами был замечен Том Хильде, неспешно поедающий йогурт.

После завтрака мы решили не идти на экскурсию, а вместо этого снова собрались на ставший уже родным трамплинный комплекс. Утро было пасмурным и холодным, но облака над горами, как ни странно, в этот день расступились, открывая вершины и ледники.

Мы поднялись в оргкомитет, узнать, приехала ли делегация FIS. К сожалению, Вальтер Хофер и его команда на стадионе еще не появились, и мы отправились восвояси. Кстати, на доске на заднем фоне – сверхсекретная информация о составах делегаций.

На стадионе шли последние лихорадочные приготовления под доносящийся из динамиков электронно-танцевальный «тунц-унц-унц». Вообще, казахский «клубняк», видимо, был объявлен официальной музыкой этапа. Ничего, кроме творений неизвестных нам диджеев, мы на стадионе не услышали.

Вообще, над комплексом витала атмосфера 31 декабря – как будто новый год уже близко, а сделать еще предстоит ой как много. Табло для трансляций спешно ремонтировали, а двое особо смелых сотрудников оргкомитета карабкались вниз по щеткам, по пути наклоняясь и делая что- то с покрытием. Мы с Александром решили, что так перед соревнованиями поправляют щетки, но разгадка оказалась куда как проще: накануне шел дождь, и на гору приземления намыло веточки, палочки и прочий мусор, который срочно надо было убрать, чтобы никто не пострадал. 

В ходе короткой беседы мы узнали много нового – во-первых, обещанный синоптиками вечерний дождь не будет такой уж сильной проблемой, соревнования остановят только если начнется ливень. Еще, наконец-то, раскрылся секрет «лучшего в мире трамплина» – оказывается, его конструкция оптимальна по большинству технических параметров, вроде угла горы разгона или ширины горы приземления.

К тому же мы выяснили, что существуют некоторые сомнения в том, будет ли во время соревнований работать подъемник, или нет. В случае, если канатка вдруг сломается, у организаторов уже подготовлен запасной вариант – спортсменов повезут на машинах по объездной дороге.

Мы еще немного поторчали на стадионе, мешаясь под ногами и донимая сотрудников глупыми вопросами, а потом пошли искать объездную – уж очень нам хотелось заглянуть трамплинам в тыл. Дорогу эту мы нашли и даже немного прошли по ней, но именно там у нас сдох фотоаппарат, и нам пришлось повернуть обратно несолоно хлебавши.

Между тем, время уже стремительно приближалось к часу дня. Мы вернулись в гостиницу, пообедали в местной столовой, потом я отправилась в номер, а Александр остался сторожить сборную России, которая живет на нашем этаже.

Скоро мы в автобусе сборной отправились обратно на стадион, где должно было состояться собрание капитанов команд. По дороге полюбовались на дюжих казахских парней в камуфляже, которые стояли спиной к дороге и напряженно вглядывались в окрестные кусты – видимо, в поисках коварно затаившегося там лазутчика. На входе у нас перетряхнули сумки, и мы с Александром порадовались уровню безопасности. Наивные, мы даже не догадывались о причинах такого внезапного ужесточения контроля.

А это прикрепленный к нашей сборной волонтер Мадина демонстрирует маникюр в цветах национальных флагов – казахского и российского.

Мы хотели присутствовать на собрании капитанов, но бдительные сотрудники оргкомитета заметили нас, маскирующихся в уголке под цвет стульев, и вывели из зала, сославшись на то, что мероприятие закрыто для прессы. Тогда мы с Александром решили немного постоять в зоне, где полным ходом шла подготовка к церемонии открытия этапа. Там собралось много красивых казахских девушек в национальных костюмах, выносивших таблички с названиями стран-участниц. Александр их с удовольствием фотографировал, а потом с восторгом рассказывал нашей волонтерше о том, какие девушки красавицы и как любят позировать.

Прямо за спинами девушек открывалась дорога в раздевалку команд, чем мы не преминули воспользоваться. Вот здесь спортсмены готовятся к соревнованиям.

Костюмы сборной России

А вот команда Норвегии. На вопрос, будут ли они участвовать в сегодняшней тренировке, парни ответили отрицательно, но зато с удовольствием согласились позировать для группового фото.

Но вскоре нас попросила уйти нервная сотрудница оргкомитета. Как выяснилось, царившая на стадионе тотальная нервозность объяснялась тем, что вот-вот должен был приехать аким (мэр) Алматы. Церемонию открытия мы снимали с трибун, о чем, кстати, ничуть не пожалели. Вот так трогательно казахи пели национальный гимн. Всем стадионом.

Открывали соревнования аким и Вальтер Хофер. Аким говорил. Хофер стоял рядом, молчал и вежливо хлопал в конце пламенной речи градоначальника.

После окончания церемонии работающие на трамплине судьи, как гигантские божьи коровки, отправились по своим местам.

Как ни странно, большинство спортсменов готовились к тренировке прямо перед комплексом – разминались, общались, сновали туда-сюда с лыжами. Лыжи вообще стояли где придется, и обрабатывались прямо тут же, за трибунами. Вот, например, Борек Седлак, прозванный Сашей «гипномальчиком» за то, что когда бы он ни проходил мимо, моя голова неизменно поворачивалась ему вслед.

А вот Александр Николаевич дает последние наставления Илье.

Денис Корнилов тренируется.

До начала прыжков осталось совсем немного, и спортсмены начали подниматься на трамплин. Мы последовали за ними. Мы долго ждали своей очереди на подъемник, потому что сначала, разумеется, требовалось пропустить всех спортсменов и тренеров. А что самое главное для тренера перед началом соревнований? Разумеется, не забыть флажок!

Разница температур перед стадионом, на стадионе и на трамплине весьма ощутима. Если за зданием прыжкового комплекса и трибунами почти полный штиль и тепло, то на самом стадионе весьма ощутимо чувствуется холодный ветер с трамплина. А вот на самом верху свистит ветер, а холод пробирает до костей. Скажу честно, я пожалела, что не взяла с собой в Алматы пуховик. Зато, к счастью, дождя сегодня вечером так и не состоялось.

Вид с трамплина открывается потрясающий, хотя и немного пугающий для тех, кто боится высоты. На этом фото – стол отрыва, кусок горы приземления и стадион. И это еще не самый верх!

С трамплина прыжки смотрятся совсем по-другому. Зрелище, когда спортсмен улетает из зоны видимости вниз, к подножью трамплина – не для слабонервных. Создается иллюзия самого настоящего свободного падения. Что при этом чувствует спортсмен, я даже боюсь представить.

Правда, Илья Росляков сказал нам, что, несмотря на то, что он боится высоты, прыгать ему совсем не страшно.

Потом мы поднялись на лифте на самый верх, в так называемую «зону старта».

Вот такой «воодушевляющий» вид открывается перед спортсменом, готовящимся к старту.

Я присела на ступеньки справа от горы разгона, как раз напротив старта, чтобы не мешать спортсменам, и сделала несколько фотографий. Александр не пошел, а о причинах предпочел умолчать. Зато в объектив удалось разглядеть, среди всего прочего, как общаются Андреас Ванк и Михаэль Ноймайер.

К середине второй попытки мы уже околели от холода и побежали вниз, к подъемнику. В общем, эту запись хочется закончить словами из Саус Парка – «сегодня мы узнали много нового».

А завтра по программе у нас – основные соревнования. Надеюсь, все получится. Всего хорошего!