8 мин.

Дмитрий Васильев: «Все прыгуны живут своей волчьей стаей»

Сборная России по прыжкам с трамплина готовится к этапам Кубка мира. Блог «Рожденные летать» встретился с лидерами команды Дмитрием Васильевым и Павлом Карелиным и узнал много интересного о лыжах, ветре, костюмах, сервис-бригаде, швейной машинке и новых тренировках.

Сегодня сборная России отправилась в Финляндию, где пройдут первые международные старты сезона. 26-28 ноября в Куусамо откроется Кубок мира, 7-8 декабря в Рованиеми – Континентальный кубок. За несколько часов до вылета мы взяли интервью у многолетнего лидера сборной Дмитрия Васильева, которому также помогал Павел Карелин, на которого тренеры во главе с Александром Святовым возлагают большие надежды.

Цель на сезон – выступить более-менее нормально на чемпионате мира

- С каким настроением летите в Куусамо?

Павел Карелин: С хорошим. В Куусамо выступят четверо: Трофимов, Васильев, Корнилов и я.

- В новый сезон с новыми задачами?

Дмитрий Васильев: Конкретных целей перед нами федерацией не поставлено, в этом году задача одна – чемпионат мира, выступить более-менее нормально. Получается, что для меня этот год восстановительный, нужно войти в колею, особого результата в этом сезоне не жду, нужно психологически восстановиться, чтобы потом конкурировать в дальнейшем.

Турне четырех трамплинов? Я пока не загадываю, но к Турне готовлюсь, планирую выйти вместе со сборной командой. Пока поеду по Континентальному кубку, смысла нет сразу выезжать на Кубок мира после того, как десять месяцев не прыгал. Всего 25 прыжков – нецелесообразно.

- Сколько нужно прыгнуть, чтобы чувствовать себя подготовленным?

Дмитрий: Все индивидуально, кому-то не нужно делать много прыжков – 50-100 прыжков, чтобы нормально подойти к зимнему циклу. Кому-то – наоборот, по 300 прыжков.

- Норму можно выполнить только в том случае, если тренируетесь за рубежом?

Дмитрий: В России нет пока трамплинов, которые соответствуют международным стандартам. Нет смысла прыгать какой-то объем, трамплины совсем другие. Когда приезжаешь за границу, можно сказать, что и не прыгал вовсе. Поэтому можно только там тренироваться.

Обещают, что в 2011-м в Нижнем Тагиле будет комплекс по мировым стандартам. Дай Бог. Мы будем только рады, что в России будут сборы проводиться.

На российских трамплинах будем почти дома, плюс на долгое время отлучаться не будем.

- В этом году когда, например, приедете?

Дмитрий: По-разному, какие-то этапы будем пропускать, тогда будем дома. В следующий раз приеду, наверное, 20-21 декабря. На пять дней, 25-го вылетаем на Турне, уже с 1997-98 гг. не отмечаем Новый год в России. Когда будем пропускать этапы, тогда поедет сборная B: Калиниченко, Ощепков, Червяков, вроде, еще Росляков.

- А фамилии Рослякова не было видно в списках на первый этап Кубка мира и Континентального кубка.

Дмитрий: Летом он ездил по континентальным соревнованиям. Сейчас он не может выступать, занимается оформлением нового паспорта.

Павел: Как только он все это сделает – сразу присоединится к нам.

Иностранные языки никак не даются

- Как отношение к новым тренерам? Впервые за долгое время готовил отечественный специалист – Александр Святов

Дмитрий: Вот я сейчас был на сборе (сначала пять дней в Швейцарии, потом в Клингентале). И мне понравилось. Мы со Святовым друг друга поняли, техническое мышление прыжка у нас одинаковое. В штабе собраны хорошие молодые ребята, иностранцев пока в тренерском штабе нет. В целом, команда неплохо выглядит.

- Зато нет языкового барьера, который был при Штайерте.

Дмитрий: Особо такого барьера и не было. Хоть я не особо владею немецким языком, в техническом плане прыжков я все понимал.

Павел: Я согласен с Дмитрием в тех словах, что он сказал про Святова. Насчет Штайерта, не то, чтобы сложно было – не было такого общения.

Дмитрий: Мне кажется, в его случае был как раз языковой барьер. Паша не понимал, что Вольфганг требовал от него. С новым тренером Александром Николаевичем они понимают друг друга, что положительно сказалось на результатах.

Павел: Да, по итогам общего зачета летнего Гран-при стал 10-м.

- Желания изучать иностранные языки не появилось?

Дмитрий: Мы уже изучаем много лет (улыбается).

Павел: Никак не дается.

Дмитрий: Изучаем языки на практике, а так чтобы сесть за учебники – нет.

Павел: Нам, по сути дела, не с кем общаться. С прыгунами из других стран. Амманн на русской женился? Вот с ней и можно по-русски (улыбается).

Дмитрий: Конечно, общаемся с братьями-славянами – украинцы, казахстанцы. Надо понимать, что остальные команды не особо общаются между собой. Нет такого тесного общения: увиделись на тренировках: «привет-привет». Все живут своей волчьей стаей.

- Пересекались на сборах с другими командами?

Дмитрий: Да, в Клингентале: немцы, итальянцы и словенцы. Естественно, своим там уделялось больше внимания. На сборах заранее оговаривается, во сколько прыгают немцы, во сколько россияне. Но как только немцы уехали, приходим: после заморозков «корка» образовалась, ее не расчистили, «лыжня» не едет.

А перед прыжками немцев постоянно чистили щетками. А нам почему-то не почистили, решили, что так сойдет (улыбается).

Мы всегда думаем о хорошем результате

- Новинки «ответ Амманну» можно ждать от сборной России?

Дмитрий: От российской команды каких-то изобретений, думаю, не будет: весь инвентарь покупается у «фирмачей», у которых есть время все это разрабатывать. Выставляют на продажу, естественно, покупают.

Примерно похожее, что крепления Аммана, делали у нас в России – только с ботинками. Подошвы ботинок. Они гнулись так же, как крепления у Амманна – одинаковый эффект. У меня такие ботинки были и в прошлом, и в позапрошлом сезонах. В этом – аналогично, они сохранились.

- После ухода из прыжков производителя лыж Atomic, вся сборная будет прыгать на Fischer?

Павел: Практически да. Росляков – на Elan. Что касается этой словенской компании, то вот словенцы на них прыгали, потому что компания тоже из Словении. Для них нормальные лыжи делают, а для остальных… Из-за этого народ от них уходит. Хорошие лыжи ты будешь беречь, они будут тебе нравиться.

Дмитрий: Тут все наглядно. Посмотрите, как прыгает Краньец – как его лыжи прогибаются, на горе разгона пол-лыжи вообще не касается снега.

- Кто тогда будет главным на Кубке мира?

Дмитрий: Что касается нас, мы всегда думаем о результате, о хорошем результате. Но бывает, увы – не получается. Из иностранцев сейчас очень выросли поляки. Хотя в прошлом Камил Штох выигрывал этапы Гран-при, а зимой не получалось. У меня наоборот – зимой прыгается лучше, чем летом. Победитель Гран-при-2010 Дайки Ито? Выиграть общий зачет не получится. А так все обычно – австрийцы, тот же Амманн.

- Амманн, кстати, говорит, что хотел бы выиграть Турне четырех трамплинов, нежели чемпионат мира.

Дмитрий: Он там больше денег заработает (улыбается). Если серьезно, то все титулы уже у него имеются. Скольки кратный он олимпийский чемпион?

Дмитрий и Павел: Четырехкратный.

«К Олимпиаде в Сочи и готовлюсь»

- А что вообще насчет Олимпиады-2014?

Дмитрий: Туда и готовлюсь. В 2010-м не получилось, травма на тренировке в Батт-Митендорфе. Только-только пошла форма вверх, пруха. На самом деле, так и держали, чтобы выйти на пик к Олимпиаде.

- С вами консультируются по поводу олимпийского трамплина? Что-нибудь слышите?

Павел: Неизвестно, я там не проживаю, поэтому информации с места событий у меня нет. Как он строится? Что там проходит? Что с ним в дальнейшем будет?

Дмитрий: Когда был в Сочи на сборе, там по местному телевидению показывали: какое-то движение есть. Там еще рядышком что-то будет, то ли ледовый дворец, или еще что-то. Сказали, что потом трамплин разберут.

Павел: Да, после Олимпиады его хотят разобрать. Может быть, построят элитные коттеджи.

Дмитрий: Должны остаться трамплины как память об Олимпийских играх. Но перевезти в другой регион тоже будет дорого. Никто не будет вкладывать в это деньги.

Павел: По аналогии, я возьму и построю дом. Год поживу и перееду вместе с ним. То же самое и с трамплином в Сочи. Смысл вкладывать деньги в строительство, а потом разбирать?

- Но вот Хофер говорит, что заинтересован в проведении этапов Кубка мира в России. Но у нас строятся трамплины в Нижней Новгороде, Чайковском, Нижнем Тагиле. На все трамплины не хватит Кубка мира.

Дмитрий: Два этапа – в начале сезона, два – в конце. Если не после, так до этапа в Планице. Погода у нас позволяет. Кроме того, вот сейчас этап в Куусамо уже три года хотят отменить: постоянные ветра, морозы. Так что в случае постройки хороших трамплинов, российский этап может заменить финский в начале сезона.

Afterparty, ателье от Корнилова и Васильев-сервисмен (заключение от Дмитрия)

Об особенностях некоторых этапов Кубка мира: «Не везде такие бывают. У кого из организаторов есть возможность, те проводят. Вечером, бывает, приезжает весь состав участников Кубка мира. Например, в Закопане хорошо.

Также для болельщиков очень хорошая программа, на трибунах предлагают согревающие напитки. С качественной громкой музыкой, что даже сам иногда подтанцовываешь».

О лыжах: «Спортсменам приходится готовить лыжи, у нас смазчиков нет. Очень много нюансов, которые спортсмен делает сам. Не успеваешь приготовить лыжи, потому что между попытками мало времени: нужно пробежаться, размяться. Плюс приготовить лыжи – получается все в суете. Сейчас сервис-бригады нет. Раньше был финский специалист Мантила».

О костюмах: «Насколько знаю, в России нет таких, кто шьет костюмы. Даже материала, из которого делают, тоже нет. Половина прыгунов закупают швейцарский материал, у нас в Башкирии были умельцы, материалы, правда, слабые, но для начинающих подойдет. Так что получается, полностью инвентарь сборной России приходится покупать за деньги из-за заграницы: костюмы, лыжи, крепления, перчатки, шлемы, даже подкомбезник.

Подкомбезник, кстати, тоже могут взять и продуть (в случае отклонения от нормы – снять со старта), как и комбинезоны.

Кто может проконтролировать (кроме самого спортсмена) параметры костюма, если мы приезжаем, и с нас снимают мерки. Померили – отшили. А потом если что-то не соответствует регламенту, сам подгоняешь, подшиваешь.

Вот у нас Денис Корнилов очень хорошо шьет. У нас с собой машинка, вот и подгоняем. Костюм еще может растягиваться. Проверил вечером, а у тебя на сантиметр больше. И на кого ты еще вину свалишь? Можно было бы прикрепить человека к сборной, который бы контролировал. А это затраты».