3 мин.

Ликбез для чайников. Часть 2.

 

У женщин программа менялась, но сегодня ИСУ остановилась на следующем:

Большое многоборье 500 – 3000 – 1500 – 5000 метров,

Спринтерское многоборье, как и у мужчин: 500 – 1000 – 500 – 1000 метров.

На чемпионаты мира в многоборье допускаются не все подряд, кто на коньках стоять умеет, а те, кто отобрался на континентальных первенствах. И максимальное число участников ЧМ – 24 человека. Так что кенийцев на этих ЧМ мы увидим не скоро.

На спринтерские чемпионаты такого отбора нет, а потому и участников побольше.

Кроме того, отдельно разыгрываются медали на отдельных дистанциях, на отдельном чемпионате мира. Сюда народ отбирается на стартах по программе Кубка мира. Там же разыгрываются мдали и в относительно новой дисциплине - командной гонке.

На Олимпийских играх разыгрывается 12 комплектов медалей, по шесть у мужчин и женщин. В мужской программе: 500 – 1000 – 1500 – 5000 – 10000 метров и командная гонка 8 кругов (3200м).

В программе женской: 500 – 1000 – 1500 – 3000 – 5000 метров и командная гонка 6 кругов (2400м).

 

И о самом главном. О спортсменах. Как и в любом виде спорта, чтобы бегать на коньках быстро, надо иметь определенные природные качества.

Долгие годы считалось, что лучше всего бегают на коньках невысокие спортсмены, с короткими мышцами – вроде бы сокращаются быстрей. И конькобежцы были невысокого роста, шустрые такие ребята и девочки. Были, конечно, и исключения – например, четырехкратная абсолютная чемпионка мира Инга Артамонова (Воронина) – высокая, очень красивая женщина, которая одинаково хорошо бегала все дистанции. Не баскетболистка, конечно, но где-то 170 см в ней было.

У мужчин исключений, пожалуй, и не было. Пока в 1966 году не появился голландец Ард Схенк. Ростом он был чуть ниже всероссийского любимца, глубоко почитаемого посетителями спортс.ру и других спортивных сайтов, Дмитрия Губерниева, в котором пара метров. Специалисты отнеслись к его результатам с некоторым скепсисом, потому как ростом он в конькобежные звёзды не вписывался. И поначалу казалось, что они правы. Но Схенк был не только талантлив, но и отличался большой работоспособностью и честолюбием немалым. Полностью Схенк раскрылся через несколько лет, а поразил всех на Играх в Саппоро, в 1972 году. Там он выиграл три из четырех возможных золотых медали. Мог выиграть и четвертую. Проиграл он только 500 метров, но исключительно потому, что запутался на разгоне в своих длинных ногах.

После Схенка здоровенные мужики повалили в коньки – голландцы, норвежцы… А наши по-прежнему были ребята невысокие, и ростом до нынешнего Лаленкова явно не дотягивали.

И женщины тоже как-то подросли. После гибели Артамоновой следующей высокорослой конькобежкой экстра-класса была опять же голландка Стин Кайзер. Наша трехкратная абсолютная чемпионка мира Валентина Стенина едва доставала ей до плеча. Ну и пошло… в рост.

Так что стало понятно, что искать таланты в коньках надо не по росту, а по каким-то иным качествам. Одно из таких качеств – действительно скорость прохождения сигнала в мышцах. Она у разных людей разная, заложена природой, и натренировать это качество практически невозможно. Именно поэтому Юрий Борзаковский никогда не пробежит 100 м за 10.0, даже если будет тренироваться до полной потери сознательности. А Усэйн Болт никогда не пробежит 800 м за 1.43, хотя Борзаковский делал это неоднократно.

То же и в коньках. Есть спортсмены, которые никогда не будут хорошими спринтерами, потому что эта самая внутримышечная скорость у них не такая скоростная, как у их коллег. Тогда надо брать другим: выносливостью, способностью переваривать объемы. А если нет ни того, ни другого, но коньки привлекают – на массовое катание по выходным куда-нибудь в парк или торгово-развлекательный комплекс.

Немного о технике.

Бегают конькобежцы в низкой посадке, согнувшись буквой зю. Попробуйте так пробежать метров сто – мало не покажется. Но в общем-то именно эта посадка и обеспечивает минимальное сопротивление воздуха. Чем ниже посадка, тем лучше, выше скорость. А скорость у конькобежцев в диапазоне 50-60 км/час. На мой неквалифицированный взгляд самая великолепная техника была у ныне дисквалифицированной за аномальные показатели крови немецкой конькобежки Клаудии Пехштайн. Более технично никто сегодня не бегает.

Важно не только уметь технично бежать, но и эту буквоЗЮшную позицию поддерживать как можно дольше. Нередко к концу длинных дистанций спортсмены начинают от усталости выпрямляться, и скорость немедленно падает. Забиваются мышцы, разваливается спина – и вместе со спиной разваливается техника. Иногда на последней прямой спортсмены уже и ноги руками подталкивают, потому что отталкиваться ногами сил уже не остается.