Главный элемент гардероба: в чем бегают конькобежцы
Если вам когда-нибудь доводилось видеть конькобежцев на соревнованиях, то наверняка вы могли задаться вопросом: для чего нам обтягивающие комбинезоны со смешными «шапочками»? В статье я отвечу на этот вопрос расскажу, почему почти все конькобежцы сутулятся и зачем нужны блестящие полоски на бедрах.
В колготках за олимпийским золотом
До 60-х годов прошлого столетия конькобежцы бегали в том же, в чем проводили сухие тренировки зимой. Чаще всего это были шапочка-чепчик, шерстяной свитер и спортивные штаны. В то время никто не задумывался о важности аэродинамики, намного больше ценили длину проката и скорость скольжения по льду. Но если рассудить логически, то скольжение зависит от очень маленькой площади соприкосновения лезвия со льдом (не больше 5 см²), а площадь поверхности тела взрослого спортсмена может достигать двух квадратных метров.
Да, сила трения намного больше влияет на скорость спортсмена, а сила сопротивления воздуха не будет воздействовать на всю поверхность тела одновременно. Но меня все равно удивляет тот факт, что использовать более обтягивающую одежду из синтетической ткани конькобежцы стали по чистой случайности.
Неожиданное открытие совершил Виктор Косичкин в 1960 году. На чемпионате мира в Давосе он попал в группу забегов, стартующих вечером. Во время разминки понял, что замерз, да так сильно, что пришлось просить о помощи спортсменок, находившихся в тот момент в раздевалке. Девушки смогли предложить ему только нейлоновые колготки, которые Виктор использовал в качестве термобелья.
«Я их надеваю, а они же малы, черт бы их побрал. Взял, обрезал, натянул верхнюю часть, катаюсь, смотрю: так тонизирует ноги этот нейлон! Бегу «червонец» — лед не тот, погода не та, но все равно показываю второй результат.»
После неожиданного триумфа (Косичкин не был фаворитом даже в команде СССР) Виктор отправился в магазин, одержимый новой идеей. К колготкам спортсмен купил еще и облегающий женский свитер и в таком наряде через две недели выиграл Олимпиаду в Скво-Велли. Так началась «нейлоновая» эра в конькобежном спорте.
Дубовые комбинезоны и силиконовые зигзаги
Ходят слухи, что прототип конькобежного комбинезона придумал Константин Кудрявцев еще за год до триумфа Косичкина. Его идеей было сшить цельный комбинезон из атласной ткани, чтобы увеличить амплитуду движения конькобежцев и избавиться от приносящих дискомфорт резинок штанов. К сожалению, в СССР такой материал был в дефиците, и практически единственная вещь, которая из него изготавливалась – государственный флаг. Недолго думая, Кудрявцев пошил комбинезон из флага. Хоть ткань и была предварительно окрашена в черный цвет, кому-то все равно удалось разглядеть государственную символику, поэтому испытания прототипа завершились на начальном этапе.
Но такая идея посетила не только Кудрявцева. К концу 70-х годов почти каждый спортсмен бегал в комбинезоне, но можно было заметить большие отличия в материалах. Так, самой распространенной тканью для пошива являлся эластик: тянущаяся ткань, прошитая резиновыми нитями. В СССР он не очень соответствовал названию – слишком плохо тянулся, за что советские комбинезоны прозвали «дубовыми». Наиболее эластичная ткань производилась в Японии и Норвегии, но и стоила она в разы дороже отечественной.
Примерно в это же время комбинезон обзавелся капюшоном: он облегал голову намного плотнее популярной до этого шапочки-чепчика, хотя и уменьшал подвижность головы спортсмена. При необходимости под капюшон можно было надеть все ту же шапочку.
Экспериментировали конькобежцы и с аэродинамическими вставками в разных частях комбинезона. Например, на Олимпиаде в Нагано (1998) у спортсменов норвежской и голландской команд на костюмах в районе лба и голеней появились силиконовые полоски, которые должны были сглаживать аэродинамические потоки. А на первых комбинезонах из лайкры такими же полосками в форме зигзага пытались уменьшить возникающую при подборе ноги турбулентность.
На Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити (2002) уже использовали комбинезоны с вставками из резины, а точнее из лайкры, покрытой тонким слоем силикона. Такой материал совсем не пропускает воздух, что может быть особенно неприятно в условиях крытых катков, но взамен дает отличную обтекаемость. Вместе с распространением коньков-клапов резиновые комбинезоны на порядок увеличили скорости конькобежцев.
Поддержка и защита
Современный беговые комбинезоны изготавливают таким образом, чтобы материалы не только плотно облегали тело спортсмена, но и поддерживали мышцы в положении посадки. Это достигается пошивкой комбинезона по индивидуальным меркам спортсмена или подгонкой стандартного под антропометрические особенности. Поэтому ходить в соревновательной «резине» не очень-то удобно: она не дает расправить плечи и полностью выпрямиться.
Использование жестких элементов (кроме защитных щитков) запрещено правилами, но удачное комбинирование вставок из разного материала позволяет снять часть нагрузки с мышц, выполняющих статическую работу, например, мышц шеи и поясницы. В одном комбинезоне может быть использовано до пяти разных видов ткани, а разработкой и пошивом может заниматься целая команда специалистов.
На этом особенности не заканчиваются. Конец рукава комбинезона переходит в перчатку с одним или двумя пальцами, чтобы эластичная ткань не поднималась вверх. Некоторые спортсмены подворачивают перчатку, чтобы освободить кисть, но тогда перчатка все равно выполняет свою функцию. Для снижения трения ног во время бега по повороту на внутренней поверхности бедра есть антифрикционная вставка, обычно из световозвращающей пленки. Чаще всего такую вставку наносят полосками: пленка не тянется, а комбинезон должен быть максимально эластичным.
При выступлении в командных дисциплинах и масстарте спортсмены обязаны помимо комбинезона надевать специальную защиту: кевларовые накладки на шею, голень, ахиллово сухожилие, а также непрорезаемые перчатки и шлем. Кевлар может быть вшит и в комбинезон, тогда спортсмену остается надеть только перчатки и шлем. Защитный комбинезон должен быть застегнут на протяжении всего забега, поэтому в комбинезоне используются гибкие молнии с автоматической блокировкой.
Спасибо за прочтение, желаю новых открытий в мире конькобежного спорта!
Если брать стоимость зарубежных комбинезонов, то их покупка обойдётся примерно в два раза дороже.
"За год до Олимпийских игр -1960 в Скво-Вэлли старшему тренеру нашей сборной Константину Кудрявцеву, постоянно думавшему о том, как во время бега уменьшить сопротивление встречного воздушного потока, пришла в голову идея, сшить беговой комбинезон из…шелкового государственного флага СССР. С капроном и нейлоном в стране тогда была большая напряженка, поэтому мы бегали в шерстяных костюмах. Решено – сделано. Комбинезон пошили, предварительно перекрасив кумачовый атлас в черный цвет. Но экспериментировал в нем Кудрявцев недолго, потому что кто-то все-таки разглядел на нем закрашенную государственную символику и настучал куда следует. Константина Константиновича вызвали на Лубянку, пропесочили, как следует, но, к счастью, более серьезных мер применять не стали…"
Я отредактирую этот абзац, чтобы больше никого не вводить в заблуждение)
и прошу прощения за такой пикантный вопрос - как понимаю - под костюм нижнее бельё конькобежцы надевают вообще по минимуму, если вообще надевают [вспомнил Ольгу Граф на ОИ-2014 ]?
Случай с Ольгой скорее исключение 🙂
а можно вот отсюда поподробнее?
потому что атлас - это вид переплетения, а он может быть и шёлковым - и полушёлковым.
а знамёна в СССР - и из атласного репса делали, и из атласного фая - тоже
да и как-то умудрялись балеринам атласные пачки делать
я в курсе, что в СССР много чего не было. но может не стоит уж так утрировать? а если это основано на воспоминаниях - стоит всё-таки поправку делать, что воспоминания и мемуары - один из наиболее ненадёжных источников
байка становится ещё более прохладной, учитывая вес ткани, который шёл на знамёна - как минимум не меньше шерсти из их костюмов. и источник знамени - где же они умудрились найти неучтённое знамя в 60ые годы.
ну и интервью, напечатанное через 4 года после смерти интервьюируемого. позволяет усомниться в деталях.
за цитату - большое спасибо