Как безопасно соревноваться на яхтах и что будет, если подрежешь соперника. Всё – о гоночных правилах
Детали водного ПДД.
Спорные ситуации возникают и на воде, и чтобы разрешить спортивный ребус, нужно знать «Основной закон» – Правила парусных гонок. Такой серьезный документ, написанный серьезным и местами непонятным юридическим языком. Но мы сделали его для вас максимально простым – при помощи мастера спорта СССР по парусному спорту Бориса Кузьминова.
В парусных гонках часто бывают ситуации, когда яхты должны подчиняться одновременно нескольким правилам, конфликтующим между собой. Обычно это случается, когда несколько яхт не могут безопасно разойтись. Посмотрим на картинку 1: у знака (Объект, который гоночная инструкция требует оставлять с предписанного борта яхты. Обычно буй или судно гоночного комитета, окруженное свободной для прохода водой и от которого проходит стартовая или финишная линия) встречаются две яхты.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/fe/105e250704a5c8f0469402799806c.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Яхта с черным спинакером (А) имеет право дороги (Яхта имеет право дороги по отношению к другой яхте, если другая яхта обязана сторониться ее) по правилу 10 (Когда яхты находятся на противоположных галсах, то яхта левого галса должна сторониться яхты правого галса.) потому что идет правым галсом. Яхта с красным спинакером (Б) по этому правилу обязана уступать дорогу, то есть сторониться. В это же время яхта Б имеет право на место-у-знака (Место — пространство, необходимое яхте для незамедлительного маневрирования. Место-у-знака — место, необходимое яхте, чтобы оставить знак с предписанного борта. ) по правилу 18.2 (Правило объясняет предоставление места-у-знака в целом, нам же важно такое положение из раздела 18.2: «Когда яхты связаны, то наружная яхта должна дать место-у-знака внутренней яхте». Связаны — значит, не находятся друг за другом.) потому что идет с внутренней стороны.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/4c/fd033adb142daa01ad1fa15dad454.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
По этим правилам обе яхты имеют право идти по траектории как на картинке, причем одновременно: у яхты А право дороги, а у яхты Б право на место-у-знака.
И если по правилам обе яхты имеют права, то у кого преимущество? Кто должен уступить?
Сложная ситуация, но решение есть. Специально на этот случай в разделе D «Другие правила» есть правило 21 (Когда яхта идет в пределах места или места-у-знака, на которое она имеет право, то она должна быть оправдана, если в инциденте с яхтой, обязанной дать ей это место или место-у-знака), в котором нас интересует следующее: если яхта в пределах места-у-знака вынуждена нарушить правила из раздела А чтобы избежать столкновения с другой яхтой, то за нарушение она будет оправдана».
В нашем примере на картинке 1 внутренняя яхта Б идет в пределах места-у-знака, на которое имеет право, и нарушает правило 10, но по правилу 21 должна быть оправдана за свое нарушение. Наружная яхта А не оставляет достаточного пространства для безопасного прохода между собой и знаком яхте Б, тем самым нарушает правило 18.2. Оно не упоминается в списке правил, которые можно нарушать по правилу 21, а значит, яхта с черным спинакером должна неправа и должна уступить. Теперь посмотрим на картинку 2. Ситуация аналогична той, что на картинке выше, но у яхты с красным спинакером (Б) есть пространство для безопасного прохода между знаком и яхтой А. Это значит, что яхта А выполняет свои обязанности — дает место-у-знака.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/5a/9c7476d184da79c2a7884778a7490.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Но яхта Б идет курсом, при котором она занимает большее пространство, чем ей необходимо — то есть, не идет в пределах места, на которое имеет право по правилу 18.2.
Поэтому яхта с красным спинакером не может быть оправдана правилом 21 за свое нарушение правила 10.
При этом обе яхты нарушают правило 14 (Яхта должна избегать контакта с другой яхтой, если это разумно возможно. Однако яхта, имеющая право дороги или право на место либо на место-у-знака,(a) не обязана предпринимать действия для избегания контакта, пока не станет ясно, что другая яхта не сторонится или не дает места либо места-у-знака, и (b) должна быть оправдана, если она нарушает это правило, но контакт не причинил ущерба или вреда здоровью) и не избегают контакта, но поскольку яхта А имеет право дороги, а яхта Б — право на место-у-знака, то они обе должны быть оправданы за это нарушение по правилу 14(b), так как контакт не причинил ущерба. Это относится к ситуациям на обоих картинках.
На нашем сайте вы также можете узнать все о столкновениях на старте гонки