13 мин.

Воссоздание путешествия Одиссея на Итаку. И как оно стало собственно одиссеей

Как устроены исторические парусные экспедиции.

Историк и журналист Арсений Веснин с женой Ксенией уже 3 года живет на своей яхте «Ойкумена» в Средиземном море. Ребята решили воссоздать путешествие Одиссея домой — на Итаку, и придумали экспедицию по этому пути. Так получилось, что это путешествие стало их собственной одиссеей.

Начало яхтенного пути

Мой приход в яхтинг стал следствием хорошей попойки: лет 10 назад мы с друзьями страшно накидались на Новый год, а потом пили все праздники. Было весело, конечно, но после меня настигло ощущение тьмы: страшное похмелье и полная депрессия. Я понял, что следующий Новый год хочу встретить как-то совершенное иначе.

Потом кто-то скинул мне сайт парня, который занимается яхтингом, и я очень увлекся: начал смотреть видео и читать про это дело. В итоге следующие новогодние каникулы мы провели на яхте в Атлантическом океане, ходили вокруг Канарских островов. Лодка, большая вода, киты, вулканы – это было максимально не похоже на петербургское празднование Нового года. Нам очень понравилось!

Тогда я задумался, что было бы здорово чем-то наполнять такие путешествия. Мы просто ходили из бухты в бухту, лазили по горам, купались, но мне хотелось придумать какую-то историю – наполнить путь смыслом и содержанием. Мы реализовали это через год и организовали с тем же капитаном экспедицию по древним храмам Сицилии. Конечно, смотрели мы не только античность – была и Этна, и Катания, и византийские мозаики, и маленькие рыбацкие деревеньки, но основная идея заключалась именно в путешествии по древним городам. Это стало одним из лучших моих яхтенных путешествий.

Я тогда сформулировал для себя простую мысль: «Знания делают путешествия более интересными». Если ты знаешь что-то про место, куда едешь, поездка получится намного увлекательнее. А охота за этими знаниями добавляет еще больше приключений.

Это подтверждает история норвежского археолога и писателя Тура Хейердала. Он считал, что полинезийские острова были заселены жителями Южной Америки: якобы они построили огромные бальсовые плоты и на них пересекли океан. Вдохновившись этой идеей, безумные норвежцы во главе с Туром сделали такой же бальсовый плот и прошли на нем весь этот путь. Безусловно, это «слабоумие и отвага», но Хейердал стал суперзвездой и сделал большое дело. Мне давно хотелось отправиться в похожее путешествие: не просто идти по определенному маршруту, а еще попутно что-то изучать. И в голову пришла банальная идея: почему бы не попробовать повторить путь Одиссея на яхте.

Подготовка к Одиссее

Я наивно считал, что уже существует некий канонический маршрут Одиссея. Начал разбираться – действительно, было много написано на тему географической локализации мест, где побывал царь Итаки. Но даже на первый взгляд большинство предположений оказались смешными. Поэтому я начал разбираться сам – как историк, журналист и новоиспеченный капитан – где же все-таки плавал Одиссей.

Конечно, я не берусь утверждать, что три тысячи лет назад некий вождь по имени Одиссей проделал этот путь – совсем не факт, что он вообще существовал. Ученые до сих спорят, реально ли жил Гомер! Но у нас есть литературное произведение «Одиссея», и в нем описывается некое путешествие по Средиземному морю. Мы знаем, что поэмы Гомера историчные: найдена Троя – спасибо немецкому археологу Шлиману за это. А еще есть Тиринф, Микены и, наконец, Пилос – в нем находится дворец, в котором жил герой «Одиссеи» и «Илиады» Нестор. В «Одиссее» приводятся точные описания гор, бухт, рек, островов, предметов материальной культуры Бронзового века. И там же описывается маршрут – с указаниями направлений ветров, звезд, народов и растений. Осталось собрать всю эту информацию и построить на карте маршрут.

Первую часть маршрута было составить несложно. Гомер описывает известные грекам места, которые очень легко локализовать в Эгейском море. Но после шторма напротив мыса Малеи у Одиссея начинается мифическая часть путешествия со всеми этими великанами, нимфами, чудовищами. Ее реконструировать – самое сложное.

Мы доверяем Гомеру в его географических указаниях. Когда Гомер говорит, что герой едет на восток – это точно значит, что он не едет на запад. Я представляю себе это так: если современник Гомера сядет со мной на яхту, когда мы пойдем по пути Одиссея – он должен поверить, что я иду по описанному в поэме маршруту.

Мы ориентируемся на исторические и археологические исследования торговых и военных связей древних греков. Одиссея существует в двух временах. Первый – поздний бронзовый век, условно говоря, время Троянской войны, XIII век до нашей эры. И второй – VIII век до нашей эры, когда был создан текст поэмы. Многое изменилось за это время, но в оба периода люди, которых мы по привычке называем греками, хотя это были разные народности, стремились на Запад.

Географические указания Гомера легко расшифровать: герой возвращался домой на Итаку с Запада – куда, согласно данным историков, были направлены устремления греков во время жизни Одиссея и во время создания поэмы. Так что и мы после того, как пересечем Эгейское море, отправимся на Запад: в Африку, в Италию, на Корсику. У нас есть много предположений, какие именно места могли подразумеваться Гомером. Будем проверять наши гипотезы.

Археологические эксперименты и разрушение мифов

Конечно, я не могу сказать, что наша одиссея – исключительно научное событие. Да, мы будем рассказывать об экспедиции на ютубе и даже снимем фильм. Будем говорить о Гомере, о торговых и военных связях в древнем Средиземноморье. Но главное – это реализация моей любви к мореплаванию, путешествиям и приключениям, поэтому мы много будем говорить и о том, что повстречаем на нашем пути.

Наш главный эксперимент будет связан с навигацией. У нас нет возможности реконструировать такой боевой корабль, как был у Одиссея. Мы идем на парусной яхте – 42-футовой «Баварии», но она по многим характеристикам очень похожа на корабль бронзового века. Скорость нашего мотора Volvo Penta примерно равна скорости корабля с 40 гребцами.

Под парусами корабль Одиссея не мог ходить против ветра так, как мы можем сейчас ходить в бейдевинд. Но и мы чаще стараемся выбирать для себя более комфортные курсы – галфвинд или бакштаг. В бронзовом веке люди ставили парус на тех же курсах, и скорости были примерно такие же – 7-8 узлов максимум. Поэтому мы будем идти примерно с той же скоростью.

Честно говоря, мне больше хочется подтверждать мифы, чем разрушать их. Например, я слышал легенду, что можно взять шкуру барана, повесить на леер, и она будет впитывать росу или дождь в таком количестве, что этого хватит для снабжения экипажа пресной водой. Я попытался найти, где об этом писали применительно к античности, но не нашел источник. Зато я уже добыл две свежие шкуры баранов, очистил их, собираюсь высушить и проверить.

Один из важнейших экспериментов, которые мы поставим – астрономический. Мы все сейчас пользуемся планшетами и айфонами для ориентирования в море. А что было в античности: солнце, да звезды. Мог ли капитан держать курс по солнцу и звездам – для меня это большой вопрос. Конечно, ты не перепутаешь Север с Югом, но какова будет погрешность – это довольно интересно.

Тем более, в древности были свои нюансы. Например, мы привыкли, что можно ориентироваться по Полярной звезде, потому что она всегда указывает на Север. Но ведь Полярная звезда только последние 400 лет показывает худо-бедно на Север. Небосвод, если так можно сказать, вращается, и даже Полярная звезда, которая будто бы стоит на нашем небе на одном и том же месте, на самом деле тоже перемещается. Во времена Одиссея, около 3200 лет назад, похожую роль выполняла другая звезда из созвездия Дракона. Но она делала это совсем не так точно, потому что она отклонялась на Запад где-то на 6,5%.

Мы хотим попробовать держать курс именно на Север в течение 2 суток: без GPS и дополнительных приборов – только по звездам и Солнцу. Естественно, мы запишем на GPS весь трек, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Интересно, большая ли выйдет погрешность – сильно ли ошибались древние моряки, которых уносило в море, и могли ли их неточности привести к открытию каких-то новых земель.

«Одиссея» – история про возвращение домой

В первый раз я надолго уехал из России в разгар эпидемии коронавируса: тогда оказался на берегу Средиземного моря, где жил в хижине неподалеку от города Каш в Турции. Там же я получил яхтенные права и возможность самостоятельно управлять лодкой.

Изначально мы покупали нашу яхту 4 года назад исключительно для этой экспедиции – потому что купить лодку оказалось выгоднее, чем арендовать на полгода. Мы и не думали, что будем на ней жить, но с 2022 года она внезапно стала нашим домом. Последние три года мы осваивались, путешествовали по Турции, Греции, Черногории – и вот наконец-то решили реализовать наш изначальный план. Вышло смешно: мы хотели реконструировать путешествие Одиссея, а началась наша собственная одиссея. Получилась такая метафора, которая мне кажется очень важной. Не только у нас – у очень многих людей возникают сегодня вопросы: «Что такое дом сегодня и можно ли в него вернуться? Можно ли построить себе новый дом? Каким ты возвращаешься домой после странствия?»

«Одиссея» – это не только про путь домой. Это история про возвращение человека с войны. Так что наша одиссея перестала быть просто реконструкцией пути из древней поэмы – теперь мы живем внутри собственной одиссеи, и нельзя об этом не думать. В районе Средиземного моря много тех, кто потерял свой дом или нашел новый – это не только люди из России, из Украины и Беларуси. Тут есть беженцы, которые прибывают из Африки, с Ближнего Востока. Много людей – много историй.

Будет здорово, если получится собрать все это и сделать фильм о том, что такое дом. Не могу быть уверен, что мы гарантированно сделаем офигенное кино, которое покажут на Берлинале. Я понимаю, что может не получиться, но в любом случае, наши жизни и наше путешествие пронизаны размышлениями и ощущением того, что мы живем в Одиссее.

Об «Ойкумене». Можно ли считать лодку домом?

Первые два года эмиграции я однозначно говорил, что мой дом – в Петербурге. На третий год я стал чаще называть лодку – своим домом.

Ежедневно испытывать романтические чувства от жизни на яхте сложно, потому что в какой-то момент все становится обыденностью. Но вообще жить на лодке круто. Именно жить и путешествовать. Новые острова, люди, гавани, морские переходы – я от этого кайфую. Но вот что мне совершенно не нравится – это заниматься ремонтами. Я не фанат того, чтобы возиться в моторе, постоянно перекладывать провода. Три года назад я вообще ничего этого не умел. Я всю жизнь работал за компьютером и в библиотеках: какая там стеклоткань и эпоксидка. Но пришлось научиться. Моя жена Ксюша вообще стала мастером по работе с фиберглассом. 

Три года мы жили без автопилота, сначала нас это не смущало. Рулить все время – да, пожалуйста. Но после того, как мы сходили из Турции в Черногорию и обратно, я понял, что нарулился. И вот мы купили автопилот и сами его поставили: сделали крепления, проводку – и все работает!

Конечно, на лодке ты тратишь больше сил на поддержание своего быта по сравнению с городом. В городе все просто: есть стиральная и сушильная машины, посудомойка и Яндекс Лавка. Человек вообще ни к какому быту не привязан.

Здесь я трачу много времени и сил на быт, и иногда это утомляет. Но, с другой стороны, мы стоим в древней гавани на острове Родос. У меня слева – средневековый форт, неподалеку – Дворец магистров. И я просто здесь живу: получаю невероятное удовольствие от того, что я на Родосе не просто турист, который приехал на пять дней, а моряк, который пришел сюда на своей лодке. У нас уже появились любимые местечки и новые знакомые, которые живут на соседних лодках.

Это удивительная жизнь! В «обычной» эмиграции ты начинаешь реконструировать свое прошлое, но это лишь блеклая тень. А на лодке постоянное приключение: новые пейзажи, люди, другие культуры, народы, языки. Совсем другая жизнь. Связанная с предыдущей, но сложными нитями. И мне это нравится.

Как попасть на «Ойкумену»

Мы разбили экспедицию на разные этапы — и на каждый из них ищем попутчиков. Для этого мы даже сделали небольшой сайт. Первые этапы уже заняты, но пока свободна вторая часть экспедиции.

Важно, что это именно экспедиция – не круиз и не гастротур. У нас есть важные задачи: мы должны добираться к локации к определенному времени и проводить там съемки. В одних местах будут встречи с историками и археологами, а в других – с местными жителями. С борта мы будем выходить в эфир, и у нас есть оператор, которому предстоит еще и монтировать все это.

Я надеюсь, что к нам приедут классные люди. В прошлых экспедициях, где я как историк рассказывал про Древнюю Ликию, участвовали знакомые геологи и биологи, с которыми мы отливали бронзу по древним технологиям и готовили еду по рецептам из глиняных табличек. В общем, ребята были офигенные.

Наша экспедиция началась в мае — с Трои. Добраться до Итаки мы хотим в середине октября. Посмотрим, что из этого выйдет — следить за нашей собственной одиссеей и присоединиться к экспедиции можно на этом сайте.