4 мин.

Учим становиться на якорь по-средиземноморски. Очень понятный пост про парусный спорт

Как встать на якорь с растяжкой к берегу. 

Приветствуем на просторах блога «Силы ветра» на Sports.ru! Мы регулярно публикуем полезные заметки для тех, кто увлекается яхтингом и парусным спортом настолько, чтобы интересоваться мелочами.

***

Мы уже рассказывали о работе с превентером, говорили о том, как распутать якорные цепи, и разбирались как завести генакер на чартерной лодке. Сегодня обсудим, как встать на якорь с растяжкой к берегу.

Стоянка с растяжкой к берегу — один из вариантов постановки на якорь. В таком случае яхта оказывается зафиксирована с двух сторон: с носа — якорем, а с кормы к берегу — длинными швартовыми. В отличие от обычной якорной стоянки так ее не будет крутить вокруг якоря при изменении ветра, и тут есть свои плюсы и минусы:

— в маленьких бухтах это отличный способ разместиться большому количеству лодок.

— якорь будет держать лучше, так как при растяжке к берегу цепь будет лежать вверх по склону.

— при боковом ветре и волне на такой стоянке может быть очень некомфортно. Яхту не развернет против ветра, как это обычно происходит на якоре, и будет сильно болтать.

Поэтому при постановке на якорь с растяжкой не забывайте следить за прогнозом погоды и читать лоцию. Скорее всего, там будет сказано, где можно встать так, а где лучше ограничиться одним якорем.

Последовательность постановки может быть немного разной. Для начала — классический вариант. В оживленной бухте, где мало места, будет лучше отправить тузик на берег заранее, и только когда швартов будет готов, подходить на лодке.

1. Проходим вдоль бухты и выбираем место для стоянки.

2. Спускаем тузик, готовим длинный швартов и отправляем его на тузике на берег. Полезно будет на всякий случай взять с собой еще одну запасную веревку, если первой окажется недостаточно.

3. На берегу находим к чему привязаться: это может быть камень или дерево, а иногда даже специально подготовленные для таких стоянок кольца или кнехты. Крепим наш швартов. Проще всего завязать петлю с булинем.

4. Свободный конец веревки берем с собой обратно в тузик и плывем в сторону яхты.

5. Тем временем, на яхте подходим к запланированному месту, отдаем якорь и сдаем назад к берегу. Следим за глубиной, чтобы не встретиться с камнем или дном.

6. Если все пойдет по плану, когда яхта подойдет к месту, где планирует остановиться, там ее будет ждать тузик. Принимаем с него швартов с наветренного борта, выбираем слабину и растягиваемся между якорем и берегом. Можно просто подтянуть веревку через утку, а можно использовать лебедку.

7. Отправляем тузик снова на берег привязать второй, подветренный швартов. Чем дальше на берегу он будет от первого, тем лучше — так лодку будет меньше болтать из стороны в сторону.

 

Часто такая постановка выполняется немного иначе: выбрав место, встаем туда сразу на якоре и только потом высаживаемся на берег для растяжки. Тут надо учитывать, что яхту будет разворачивать ветром, и если рядом есть другие лодки, это может быть не безопасно. Такой вариант больше подойдет, если на стоянке достаточно свободно. Ну и дополнительные кранцы никогда не помешают.

1. Выбираем место для стоянки, отдаем якорь, сдаем назад в сторону берега.

2. Готовим тузик и длинный швартов. Один конец швартова оставляем на яхте и привязываем его с наветренного борта. При движении тузика швартов потихоньку травим. Веревка должна быть полностью распутана заранее, чтобы тузику не приходилось останавливаться. На всякий случай на берег берем с собой запасную веревку. Если яхту развернет ветром, веревка понадобится длиннее, чем мы планировали.

3. Привязываем швартов на берегу за камень, дерево или рым.

4. С яхты выбираем слабину и подтягиваемся к берегу.

5. Когда все готово и лодка зафиксирована, отправляем снова тузик на берег привязать второй швартов.

6. В хорошую погоду и при теплой воде можно и вовсе обойтись без тузика и добираться до берега вплавь. Правда, стоит подумать об обуви, чтобы не напороться на ежей у берега и не намотать на себя веревку и в случае чего иметь возможность ее бросить.

При отходе действуем в обратной последовательности:

1. Сначала отвязываем подветренный швартов на берегу и выбираем его с яхты.

2. Потом отвязываем наветренный. Будет проще, если тузик мы просто подтянем к яхте за этот самый швартов.

3. Поднимаем якорь и уходим.

 

И традиционно — маленькая хитрость. Как мы уже говорили, яхту будет меньше болтать, если швартовы привязать на берегу подальше друг от друга. Это не всегда возможно, но если вы закрепите швартовы перекрестно, — правый швартов на левый борт, левый швартов на правый — это позволит увеличить угол между швартовыми, а значит и лучше зафиксировать лодку даже в стесненных условиях, когда развести веревки подальше на берегу не удалось.

***

Посмотрите как встают на якорь в Санкт-Петербурге

Самый простой способ понять теорию парусного спорта — заглянуть сюда