Кто быстрее: старые корабли или современные яхты? Мы посчитали!
Гонка поколений в блоге «Силы ветра».
Привет всем, кто читает блог «Силы ветра» на Sports.ru и хочет узнать ответы на самые неожиданные вопросы!
Вы когда-нибудь задумывались: сможет ли старинное парусное судно соревноваться по скорости со своим современным аналогом? У нас есть ответ! Мы сравнили одни из самых быстрых парусных кораблей XIX века с новейшими спортивными яхтами. И вот что у нас получилось!
***
Сразу оговоримся, что мы не будем ставить в соперники гигантов вроде Vestas Sailrocket 2: в 2012 году у побережья залива Уолфиш-Бей в Намибии этот скороход установил рекорд, разогнавшись до 75,18 узлов (139 км/час).
Vestas Sailrocket 2
Мы рассмотрим классические современные суда, которые участвуют в соревнованиях и в целом отражают современную скорость, и сравним их с судами XIX века. Во-первых, до этого яхты в основном служили для путешествий и прогулок, но с 1812 года (когда основали старейший английский клуб Королевской яхтенной эскадры) стали чаще соревноваться на скорость. Во-вторых, более поздние яхты XX века приобрели более современную форму, и нам кажется, что не стоит сталкивать схожих противников.
Мы сравниваем американскую легенду, чайного скорохода и болид «Силы ветра»
• В «старичков» мы записали «Америку», которая покорила мир в 1851 году на «Кубке 100 гиней» (в честь английской золотой монеты) – старейшем спортивном соревновании, которое появилось на 20 лет раньше Кубка Англии по футболу и на 45 лет раньше современных Олимпийских игр. В середине XIX века никакие корабли Голландии, Италии, Германии или Франции не могли соревноваться в парусных гонках с англичанами, но у «Америки» получилось – парусник опередил ближайшего преследователя на 20 минут, увез трофей на родину и так вдохновил организаторов, что «Кубок 100 гиней» переименовали в «Кубок Америки».
«Америка»
• Другие представители старого поколения – чайные клиперы, которые изначально использовали для прорыва блокад и быстрого ухода от погони, а потом переделали под перевозки чая из Китая в Англию. Они заменили обычные парусники, где в трюмах чайные листы отсыревали и покрывались плесенью. Клиперы преодолевали весь путь из Китая в Европу за немыслимые для того времени 90 дней (у других торговых судов он занимал 6-12 месяцев).
• За яхты нового класса ответит спортивный болид SV20, разработанный «Силой ветра» совместно с конструктором Михаилом Тихоновым и нижегородской верфью Raketa Yachts. Яхта SV20 подходит и для любителей адреналиновых соревнований под, и новичкам в яхтинге.
SV20
Что влияет на скорость парусника? Оказывается, не только ветер
Движение яхты происходит от соприкосновения ветра с парусом, но для максимальной скорости не нужно, чтобы ветер дул ровно сзади, гораздо быстрее судно идет по курсу галфвинд (под углом 90º к ветру). То есть парус ставится перпендикулярно ветру – соответственно, на него идет наибольшее давление. А еще на галфинде яхта может двигаться быстрее ветра: в определенный момент времени ветер ослабевает и не подгоняет судно, но оно при этом не сбавляет ход.
Чайный клипер
Помимо ветра, также стоит учитывать:
Конструкцию яхты (чем больше и шире, тем менее подвижная);
Соотношение длины к ширине (у клиперов усредненная длина и ширина – 60 на 10 метров, у SV20 – 6 на 2. SV20 меньше, поэтому маневреннее).
Способ настройки парусов на различные условия плавания
Умения членов экипажа, их реакция и интуиция.
Как сравнить старую и современную модели?
• Мы ставим соперников в равные условия и поэтому не предполагаем, что один экипаж будет идти галфвиндом, а другой – фордевиндом – тем самым пресловутым «попутным ветром», при котором судно, достигнув максимальной скорости, перестает ощущать давление ветра.
• В конструкции лодки важны обводы – внешние очертания корабельного корпуса, которые влияют на сопротивление судна с водой. Клиперу повезло, что обводы его корпуса острые, это позволяло кораблю срезать верхушки волн и идти быстрее. Из-за этой особенности англичане и назвали его клипером, то есть «режущим».
Чайный клипер «Катти Сарк»
• Умение экипажа управлять судном в различных условиях. Именно от людей зависит, каким курсом пойдет парусник. Клипер имел более простое строение в сравнении с парусными кораблями того времени, но в сравнении с SV20 у него больше парусов и механизмов. Для его обслуживания нужны от 10 до 15 опытных матросов, а команда современной яхты состоит из трех-пяти человек. Так что SV20 проще в эксплуатации: команда действует быстрее и меньше устает.
Кто же победит?
Из-за своей конструкции и повышенной маневренности победит современный SV20, который весит практически в два раза меньше клипера (550 кг, из которых 250 – балласт) + у него одна мачта, а не три, как у клиппера. Так что судно XIX века дольше набирает скорость.
Парусные яхты «Силы ветра»
При благоприятных условиях чайный клипер может разогнаться до 20 узлов (37 км/ч) и легко обгонит «Америку», которая разбегалась до 14-16 морских узлов, то есть 26-30 км/ч.
SV20 только начинает разгоняться с 20 узлов, поэтому при одинаково пойманном курсе и с опытными матросами на судне наверняка обгонит и чайный клипер, и остальных «старичков».
Так что садитесь на SV20 – и в погоню!
***
Хотите скорости, обгонов и побед в гонках? Записывайтесь к нам на занятия.
Наш сайт в помощь тем, кто хочет прокатиться на сегодняшнем победителе
Наш инстаграм для того, чтобы полюбоваться на красавицу SV20