4 мин.

Валентин Команов: Черные дыры и кружки по интересам

Заслуженный тренер России поделился с ttfr.ru мыслями о современном состоянии российского настольного тенниса, которому он посвятил более полувека.

- На одном из недавних тренерских семинаров в институте физкультуры (Российский государственный  университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛиФК) – прим. Е.К.) я попросил поднять руки тех, кто считает, что положение дел в настольном теннисе России не вызывает тревоги. Подняли 20 человек из примерно 70-ти присутствующих! Я был шокирован! Получается, люди не знают о том, каким был настольный теннис вчера, когда побеждали Руднова и Гринберг, Фердман и Попова, Балайшите и Антонян, Тимина и Палина. Кто сегодня помнит  о Гомозкове и Сархояне, Амелине и Строкатове? Скоро забудут и о братьях Мазуновых! Еще играет Алексей Смирнов, последний представитель советской школы, воспитавшей чемпионов мира и Европы. После него никого… А тревоги нет!СТАГНАЦИЯ

Не хотел бы мазать все черным, говоря о положении дел сегодня, но будущее российского настольного тенниса видится мне безрадостным. Трудно ожидать успеха на предстоящей Олимпиаде в Рио. А если его не будет, финансирование ухудшится. Если бы не помощь Игоря Евгеньевича Левитина, уже сейчас положение было бы плачевным. Стагнация – вот слово, которое характеризует нынешнее состояние нашего вида спорта. Посмотрим мировой рейтинг. Пять человек в «сотне» у женщин и четыре – у мужчин. Но, к сожалению, кроме Александра Шибаева (№ 34) и Полины Михайловой (№ 44), никого нет в первом «полтиннике». По меркам СССР, когда Руднова, Фердман, Попова, Гомозков, Сархоян, Строкатов, Мазунов входили в «десятку» мира, это плохо. Хорошо, что есть Шибаев и  Михайлова, которая выстрелила на чемпионате Европы в Екатеринбурге, чего никто не ожидал. Но кто еще? Сейчас же скамейка запасных пуста: за третьим номером – Анной Тихомировой,  четвертого номера нет. Похожая ситуация и у мужчин.

- То есть у нас провал по молодежи? 

- За последние годы мы вырастили только Носкову. Андрей Конокотии и Марина Муравьева все, что могли, для нее сделали. Спасибо им. Но сказать, что получился выдающийся игрок, нельзя. В значительном отдалении – ее ровесница Анна Блажко. То есть, итог 25 летней работы всех тренеров страны – две спортсменки среднего европейского уровня! У мужчин не лучше. И дело не в разрыве поколений как таковом, а в уровне тех, между кем разрыв. Понимаю, были бы у нас Фердман и Руднова, а после них – разрыв. Но у нас нет ни той, ни другой. Какие шансы, что Михайлова вновь сыграет на таком же уровне, как в Екатеринбурге? Сегодня мы не можем быть уверены в хорошем выступлении на международной арене даже первых номеров нашей сборной. А для меня хорошее выступление – это первое место в Европе! Это абсолютно российское место. У нас большая страна, много тренеров,  громадное количество занимающихся настольным теннисом. Почему наши результаты должны быть хуже, чем у Португалии? На деле же получается, что мы хуже не только Португалии, но и многих других стран.

БЛИЖАЙШАЯ СМЕНА 

Давай посмотрим на ближайшую смену Михайловой и Тихомировой. В 2017 году впервые пройдет первенство Европы среди молодежи (до 22 лет). И у нас будут большие проблемы при комплектовании сборной на этот турнир. Носкова точно в команду не попадает, ей уже исполнится 23 года. Значит, это будут Дарья Чернова и Екатерина Гусева из Нижнего Новгорода и москвичка Елизавета Хлызова. 

- А может туда послать нашу 14-летнюю троицу  Марию Тайлакову, Анастасию Колиш и Кристину Казанцеву?

- Если они будут лучшими и отберутся на этот турнир, почему нет? Им в 2017-м будет уже по 16 лет. Я против того, чтобы сейчас затыкать все дыры этими талантливыми девочками. Иначе мы рискуем, что к 18 годам ни одна из них играть уже не будет. Они же еще дети. Их психика еще не до конца сформирована, да и как игроки, девчонки в полной мере еще не состоялись. Возможно, лучше бы было не посылать нашу троицу во Францию на недавний юниорский чемпионат мира.  Девочки еще сырые, чтобы бросать их на 18-летних китаянок и кореянок. А они очень одаренные, особенно Тайлакова.

- Американцы и румыны прислали на юниорский чемпионат мира игроков еще моложе наших.

- В Румынии – ограниченный круг спортсменок, а перспективных – еще меньше. Как только там появляется талант, его сразу запускают в соревновательный марафон. Американцы же вообще впервые привезли кого-то приличного. - А какие перспективы у наших юниоров из Верхней Пышмы  Константина Чернова, Максим Киселева, Никиты Ярушина и Андрея Семенова?

-  В Верхней Пышме никто из них не родился. В свое время Александр Иванович Захаров собрал перспективных спортсменов со всей страны и создал им замечательные условия: проживание, питание, учеба – все в одном комплексе, отличный зал для тренировок. Мальчики хорошие, но им нужны более сильные, чем в Верхней Пышме, тренеры. Четыре года назад Чернов был безусловным лидером в Европе по кадетам, а сейчас хорошо, если в восьмерку попадает в следующем возрасте. Мировой рейтинг мы даже не рассматриваем. За эти четыре года можно было сделать из Чернова звезду, а он стал хорошим, добротным, но по уровню очень далеким от Шибаева игроком.

Продолжение следует...

Екатерина Князева, ФНТР